05.02.2011 / Наш край

Таран в Кольском заливе

Члены экипажа К-22, орденоносцы, с командующим СФ Арсением Головко (в центре).

Подводная лодка Щ-424 заложена 17 декабря 1934 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 189), 27 апреля 1935 года спущена на воду, 17 июля 1936 года зачислена в состав Краснознаменного Балтийского флота как Щ-321. В мае-июне 1939 года по Беломорско-Балтийскому каналу совершила переход на Север и 21 июня под наименованием Щ-424 вошла в состав Северного флота.

20 октября 1939 года в 14.40 Щ-424 покинула Полярное для несения дозора в Баренцевом море. Этому предшествовали следующие события. Командир Касьяненко из-за болезни не мог участвовать в походе, помощник командира старший лейтенант Алексей Малышев не имел допуска к самостоятельному управлению, ему требовался обеспечивающий. В штабе бригады командир дивизиона Иван Колышкин порекомендовал опытного капитан-лейтенанта Федора Ельтищева с подводной лодки Щ-403. Ельтищев отказался сразу же выйти в море, мол, нужно несколько дней для знакомства с лодкой и экипажем. В качестве старшего вышел капитан-лейтенант Константин Шуйский, командир лодки Щ-401, находившейся в ремонте.

До линии дозора лодка не дошла. У выхода из Кольского залива в переменных снежных зарядах, северо-западном ветре и волнении моря 5 баллов ей встретилась группа рыболовных траулеров. Головным шел траулер РТ-43 «Рыбец» (капитан А. П. Дружинин) под проводкой военного лоцмана лейтенанта В. И. Соколова. Хотя при прояснении подводники заметили встречные суда на расстоянии 35 кабельтовых, четких мер к безопасному расхождению не приняли. Шуйский приказал повернуть вправо, чтобы разойтись левыми бортами, Малышев рекомендовал расходиться правыми бортами. Ошибочные решения, приведшие к трагедии, последовали и на капитанском мостике траулера «Рыбец». Судно стало заворачивать влево, прижимать «щуку» к крутому скалистому берегу мыса Летинский. В 15.35 форштевень траулера врезался в лодку под углом 80-100 градусов, почти перпендикулярно, между 37 и 38 шпангоутами - примерно между 3-м и 4-м отсеками. Удар оказался смертельным. Борьба за живучесть корабля, который можно было спасти, не была организована - лодка продержалась на плаву не больше минуты.

В момент тарана на мостике находился весь командный состав лодки - Шуйский, Малышев, командир БЧ-1 лейтенант Гаврилов, командир БЧ-3 лейтенант Синяков, военком старший политрук Кондаков, сигнальщик краснофлотец Самбуров. Шуйский успел отдать приказание о продувке балласта, но его не выполнили. После удара на мостик поднялись находившиеся в центральном посту на вахте старшина-торпедист Вахтанов, командир отделения штурманских электриков Рыбаков и старшина-радист Тришкин. Поднялись настолько спешно, что не задраили нижний рубочный люк. Все последующие действия команды сводились к крикам, обращенным к рыбакам траулера: «Спасайте!»

Рыбаки позже свидетельствовали, что подводную лодку заметили в 30 кабельтовых справа по курсу. Скорость и курс не меняли почти до столкновения. За 200-300 метров капитан Дружинин дал по телеграфу «малый вперед», «стоп» и сразу же «полный назад» с параллельной командой рулевому «право на борт». В машинном отделении команду «полный назад» приняли с опозданием, в момент столкновения. При расследовании выяснилось, что записи в вахтенном и машинном журналах делались позднее «на глазок», этим объясняется их расхождение с показаниями очевидцев.

Колышкин, оправдывая Шуйского, в мемуарах написал о пьяных рыбаках на траулере: «На судне крепко «обмыли» хороший улов, и ни капитан, ни рулевой не ведали, что творят». Сотрудники Мурманского управления НКВД проводили свое расследование, в их отчете на имя наркома Берии ни слова о пьянке, в перечне компрометирующих материалов этого нет, зато есть характерная для данного ведомства фраза: «Работаем над выявлением возможной контрреволюционной деятельности Дружинина, Шуйского и Соколова». Всех троих, а также военкома Кондакова обвинили в гибели лодки и 32 членов экипажа. Шуйский не отрицал своей вины, объяснил случившееся растерянностью и необоснованным расчетом: надеялся, что лодка с траулером разойдется. Ему и Дружинину расстрел заменили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей, столько же получил комиссар «щуки», Соколову дали 6 лет. Остальные отделались дисциплинарными взысканиями от командующего флотом.

Николай Никифорович Козлов, являвшийся в те годы помощником флагманского механика бригады ПЛ, в своих воспоминаниях пояснил причину смягчения наказания: «Я хорошо знал Константина Матвеевича, было ему всего 32 года, жизнерадостный, общительный, он пользовался авторитетом среди подводников. Посоветовавшись в своем кругу, группа лодочных и штабных офицеров, в том числе и я, написали в защиту своего товарища коллективное письмо Сталину. Мы указали в своем ходатайстве на невиновность Шуйского в происшедшем столкновении, отметили слабое навигационное оборудование подходов к Кольскому заливу и его фарватеров. Время тогда было суровое, кое-кто отговаривал нас от такого поступка, пугая возможными карами. Письмо мы сделали с грифом «сов. секретно», отпечатали в одном экземпляре адресату, в делопроизводстве остался только исходящий номер…» Бумага дошла до адресата.

Через два года, в разгар Великой Отечественной войны, по новому ходатайству товарищей-подводников Шуйский вернулся на Северный флот «с последующим отбытием срока заключения после войны», воевал, погиб в 1943 году вместе с экипажем Щ-403.

Координаты гибели Щ-424: 69°17'4'' северной широты, 33°32'4'' восточной долготы.

Фото:
Александр Каутский.
Фото:
Фото:
Экипаж Щ-421 у боевой рубки.
Фото:
Семен Коваленко.
Фото:
Осмотр повреждений лодки, май 1943 г.
Фото:
Константин Шуйский докладывает наркому ВМФ Николаю Кузнецову о результатах похода, декабрь 1942 г.
Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.02.2011

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,940873,176976,249870,8753
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня