16.03.2011 / Наш край

«Не только молодоженам здесь будет интересно». Площадь перед знаменитым атомоходом станет центром праздников

Фото: Федосеев Л. Г.
директор Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» Александр Тимофеев.

Почти два года назад атомный ледокол «Ленин» навечно встал к причалу морского вокзала Мурманска. То событие стало поворотной точкой в его судьбе, этапом в преобразовании первого в мире гражданского атомохода в памятник-музей истории и культуры. Впрочем, не только музей, но и своеобразный центр, объединяющий людей разных профессий и интересов, для кого Арктика стала местом работы и жизни. Об этом наша беседа с директором Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» Александром ТИМОФЕЕВЫМ.

- В памяти мурманчан старшего поколения остался пылающий факел посреди Кольского залива. В него превратился легендарный ледокол «Ермак»: корабль выжигали, прежде чем пустить на металлолом. Мне рассказывали, что ветераны флота плакали, глядя на эту картину… Выходит, даже при советской власти, не жалевшей средств на возведение грандиозных памятников, первенца арктического флота не смогли спасти. А вот в смутные годы реформ атомоход «Ленин» вопреки всему не только отстояли, но и дали ему вторую жизнь. Что вы об этом думаете?

- Думаю, что прошлое неотделимо от настоящего, как и от будущего. «Ленин» - лучшее тому подтверждение. Пожалуй, мурманчане перестали бы себя уважать, если бы второй уникальный ледокол при их молчаливом согласии пустили «на иголки». Мурманчане в первую очередь и спасли его, хотя, конечно, огромное спасибо всем, кто принял в этом участие, особенно ведущим предприятиям страны, работающим в Арктике, - они материально поддержали проект сохранения первого гражданского атомохода. Это, если хотите, пусть редкий еще, но пример проявления нашего национального самосознания. Другой вопрос, что на одном энтузиазме далеко не уедешь. Нынешнее прагматичное время понуждает искать какие-то гарантии и основания для сохранения уникального объекта.

- И какие это гарантии?

- В 2008 году атомный ледокольный флот перешел в управление государственной корпорации «Росатом», а вместе с ним и находящийся на балансе Росатомфлота «Ленин». Это весомая поддержка для нас. Через год с небольшим - вслед за постановкой к городскому причалу - на ледоколе был открыт Информационный центр по атомной энергии. Он создан по программе и на деньги «Росатома». Сошлись интересы ведомства атомной энергетики и задачи сохранения морского наследия страны, а выиграл прежде всего сам атомный ледокол «Ленин». В Центре с помощью суперсовременных технологий демонстрируются возможности и перспективы мирного использования атома, и атомоход, это гигантское творение человеческих рук, подтверждает собою правильность выбранного пути энергетического развития цивилизации. Народу особо-то и доказывать ничего не надо, когда рядом органично соседствуют будущее и прошлое... Кроме того, по программе ТАСИС Евросоюза в Центре создана экспозиция «Кольский атом», посвященная предприятиям и организациям атомной энергетики Мурманской области. Людям все это интересно, на ледоколе побывало уже около 60 тысяч человек.

- Иначе говоря, вы ищете новые формы востребованности ледокола, которые бы оправдали его сохранение и содержание.

- Жизнь к этому подталкивает. К познавательной функции, которую он исправно выполняет, тесно примыкает образовательная: недаром же самые частые наши гости - дети, школьники. Для упорядочения работы с ними заключен договор с областным министерством образования. И теперь занятия с ребятами ведутся регулярно, причем образовательные программы касаются не только атомной энергетики, но и астрономии, физики, истории… Работаем над тем, чтобы и взрослые приходили на атомоход не только ради экскурсий, но и для обсуждения насущных вопросов. Начало этому было положено самым естественным образом: Росатомфлот, который эксплуатирует ледокол, расположен за чертой города, к тому же имеет ограниченный режим посещения сторонними людьми, а поводов для переговоров с различными организациями и учреждениями об использовании атомного ледокольного флота всегда много. Так что эти деловые дискуссии уже два года ведутся на «Ленине». Все чаще используют ледокол для обсуждения своих вопросов и другие организации - проводят на борту конференции, семинары, презентации. Мы не отказываем, более того, располагаем всеми современными техническими возможностями для обеспечения переговоров.

Когда готовилась постановка атомохода «Ленин» к причалу морского вокзала, никто и предположить не мог, как примут люди само его присутствие здесь. Одними из первых отреагировали… молодожены. Им понравилось делать фотографии на фоне ледокола да еще оставлять в ограде набережной замки, выбрасывая на счастье ключи от них в Кольский залив. Кстати, и сама набережная обрела праздничный вид, расширилась: с постановкой ледокола нашлись деньги, причем уже государственные, на ее реконструкцию. Мы видим, как сюда тянутся люди со всего города. И это только начало. Не сомневаюсь, площадь станет местом проведения массовых праздников, народных гуляний. Скажем, в годовщину со дня рождения Юрия Визбора планируем пригласить сюда людей всех возрастов. Северяне любили его - он платил им тем же в своих стихах и песнях.

- А вы не боитесь, что атомоход утратит свое основное предназначение как памятник достижениям отечественной науки и техники?

- Напротив, я считаю, что расширение его функций в общественной жизни лишь подчеркивает основное предназначение. Те же деловые переговоры с гостями города в бережно сохраненных уникальных интерьерах корабля ненавязчиво покажут приезжим, на что способны северяне, заботящиеся о своем прошлом.

В основу концепции дальнейшего преобразования ледокола мы как раз и положим стремление подчеркнуть его культурно-историческое своеобразие различными методами и средствами. Что имеется в виду? Прежде всего, четкое выделение территориальных зон, где будет решаться та или иная задача. Ряд помещений - технологические, культурно-общественные, жилые каюты и прочие - отреставрируем так, чтобы демонстрировать их в первозданном виде. Другие помещения, напротив, при необходимости будут переоборудованы для расширения площадей, на которых разместятся экспозиции, посвященные истории и развитию ледокольного флота, прежде всего атомного, и Арктики в целом. Сейчас как раз начинается разработка концепции выставок, под которые отводится около тысячи квадратных метров. Здесь полет фантазии проектировщиков и дизайнеров ничем не будет ограничен. Разве одним условием: их решения должны находиться на уровне новейших мировых достижений в организации выставочной деятельности. Что касается упомянутой деловой активности, то предусмотренный для нее бизнес-центр со всей необходимой инфраструктурой расположится максимально автономно. Кроме него переговоры и встречи будут проходить в особом зале, оформленном с учетом морских традиций. Хотелось бы внести ясность и в вопрос, который нет-нет да и всплывает: ресторана и гостиницы на ледоколе не будет.

Впрочем, мы только подходим к стадии так называемой реэкспозиции атомохода «Ленин», и было бы правильно провести общественные слушания, прежде чем начинать дальнейшую реконструкцию. Ведь он - наше общее отечественное достояние, независимо от его нынешней ведомственной принадлежности. Поэтому сегодня первоочередная задача - создать научно-консультативный совет. И мы приглашаем всех заинтересованных людей принять участие в обсуждении будущего атомного ледокола «Ленин» как объекта морского культурно-исторического наследия России. Кстати, принимаем не только идеи, но и имеющиеся у мурманчан документы, реликвии, связанные с историей атомного флота и Арктикой. Все их бережно сохраним, чтобы они еще послужили людям.

Беседовал Владимир БЛИНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.03.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня