19.03.2011 / Наш край

У нас такое невозможно?. События в Японии заставляют задуматься о безопасности России

Фото: Ещенко С. П.
Андрей АБРАМОВ, заместитель главного инженера - начальник управления спецпроизводства ФГУП «Атомфлот»

Весь мир с тревогой и болью следит за тем, что происходит сейчас в Японии. Последствия разрушительного землетрясения усугубила технологическая катастрофа. Может ли нечто подобное произойти и у нас? Мы задали этот вопрос специалистам, по долгу службы связанным с атомной отраслью.

Василий ОМЕЛЬЧУК, директор Кольской АЭС:

- Российские атомные станции работают в штатном режиме. Но мы получили указание максимально проанализировать все мыслимые и немыслимые сценарии, которые могут повлечь какие-то негативные последствия. Речь идет об анализе, который касается запроектных аварий. Что касается событий на японской станции, то для России непосредственных последствий от аварии не предвидится. И расстояния очень большие, и выбросы там не настолько масштабные, чтобы могли бы представлять угрозу для нашей страны.

Но вообще на «Фукусиме» все очень серьезно. Для прогноза у нас не хватает данных. Это не наши реакторы, не наши проекты. И я с ними не знаком. Вопросов, конечно, очень много. Все эти дни и я, и наши специалисты анализируем ситуацию. И мы многого не понимаем: как, например, могло случиться, что нет воды для охлаждения топлива? Мы все свои сценарии просмотрели - у нас такое невозможно.

Реакторы у нас совсем другие, тепловая схема двухконтурная. Реакторы такого типа способны выдержать подобное воздействие и обеспечить охлаждение активной зоны при отсутствии любых источников внешнего электроснабжения в течение 24 часов. Такие ситуации бывали. Например, во время землетрясения в Армении магнитудой около 8 баллов. И АЭС при этом продолжала работать. А реакторы подобного же типа стоят и на Кольской АЭС.

У нас то, что произошло в Японии, даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств невозможно. Наша станция расположена в районе, где проектные землетрясения составляют 4 балла и максимальное расчетное -5 баллов. Соответствующие обоснования и заключения, в том числе и Института физики Земли РАН, имеются.

Андрей ЗОЛОТКОВ, руководитель общественной организации «Беллона-Мурманск»:

- Думаю, что сегодня даже многие специалисты атомной промышленности не смогут предсказать развития ситуации на какой-либо атомной станции. Потому что события, которые произошли в Японии, в инструкциях по ядерной и радиационной безопасности находятся в рамках гипотетических. И я до «Фукусимы» тоже не верил в такое. Но оказывается, что стечение природных обстоятельств может привести к ситуации, когда произойдет расплавление активной зоны. И даже тот объект, который, казалось бы, вызывал наименьшее беспокойство - я говорю о хранилище отработанного ядерного топлива, которое есть и на Кольской АЭС, - может представлять сумасшедшую опасность.

Я отлично понимаю, что мы все сидим на атомной игле, и от нее не откажемся. Такова сегодня ситуация. Но отношение к атомной энергетике будет пересмотрено. Кажется, академик Сахаров сказал, что безопасная атомная энергетика - та, которая находится под землей. И я теперь с ним полностью согласен.

Андрей ГЛАГОЛЕВ, директор Центра мониторинга состояния недр на предприятиях госкорпорации «Росатом» ФГУП «Гидроспецгеология» (Москва):

- Мы относимся к министерству природных ресурсов и экологии. В геологическом же плане район Тихоокеанского пояса и район расположения Кольской АЭС - совершенно разные, с совершенно разной тектонической активностью. Там достаточно молодая тектоническая зона, а Кольский полуостров к таковым не относится. Поэтому сейсмических причин для аварии сопоставимых размеров по геологическим признакам и характеристикам здесь просто быть не может.

Андрей АБРАМОВ, заместитель главного инженера - начальник управления спецпроизводства ФГУП «Атомфлот»:

- За 52 года деятельности атомного ледокольного флота у нас не было никаких значимых инцидентов. В настоящее время наше предприятие также задействовано в перевалке отработанного ядерного топлива, ввозимого с исследовательских реакторов, которые были построены при Советском Союзе за рубежом, и топлива, что вывозится по обязательствам из стран Европы. В этой цепочке мы занимаемся перевалкой топлива с морского на железнодорожный транспорт для дальнейшей отправки его на переработку. Сама перевалка осуществляется при обязательном контроле службы радиационной и ядерной безопасности предприятия.

Станции в Японии строили американцы. И сейчас оценивать технические решения - их и наши - некорректно. Естественно, анализ результатов аварии на АЭС «Фукусима-1» проведем. И определенные выводы сделаем. Потому что наше предприятие тоже находится на берегу моря. И вопросы, связанные с возможностью затопления, присутствуют. Но, скажем, затопление территории предприятия при прорыве плотины Туломской ГЭС - одна из штатных аварийных ситуаций, которые рассматривались еще при проектировании наших объектов. И никаких катастрофических последствий это не вызовет.

справка «МВ»

Кольская АЭС генерирует около 60 процентов электроэнергии, производящейся в регионе. В последние годы выработка превышает 10 миллиардов кВт/ч. Источник тепловой энергии - водо-водяные реакторы типа ВВЭР-440 тепловой мощностью 1375 МВт, работающие на тепловых нейтронах. В качестве замедлителя и теплоносителя используется раствор борной кислоты с водой под давлением 12,5 МПа. Топливом служит слабо обогащенный уран. Четыре энергоблока КАЭС введены в эксплуатацию в период с 1973 по 1984 годы.

С 1972 года в районе станции ведется непрерывный радиологический контроль.

ФГУП «Атомфлот» расположено в двух километрах от северной границы Мурманска и занимает территорию 17,2 гектара. Основной комплекс зданий и сооружений построен в 70-80-е годы прошлого века. Предприятие обеспечивает эксплуатацию и техобслуживание атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. С 2008 года - в составе госкорпорации «Росатом». С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания. Теперь на базе предприятия действует единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота России.

Ныне в его состав входят шесть атомных ледоколов и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». В состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучих технических базы, спецтанкер для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля. В отстое находятся еще три атомных ледокола и две плавучие технические базы.

Система физической защиты предприятия отвечает всем современным международным требованиям по защите ядерных материалов.

Фото: Ещенко С. П.
Андрей ГЛАГОЛЕВ, директор Центра мониторинга состояния недр на предприятиях госкорпорации «Росатом» ФГУП «Гидроспецгеология» (Москва)
Фото: Ещенко С. П.
Василий ОМЕЛЬЧУК, директор Кольской АЭС
Фото: Ещенко С. П.
Андрей ЗОЛОТКОВ, руководитель общественной организации «Беллона-Мурманск»
Фото:
События в Японии заставляют задуматься о безопасности России.
Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.03.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня