21.09.2011 / Наш край

Океанский порт на Мурмане?

Фото: Федосеев Л. Г.
Океанский порт на Мурмане?

Состоявшееся вчера в Санкт-Петербурге заседание Морской коллегии при правительстве РФ началось практически с сенсации. Вице-премьер Сергей Иванов заявил о необходимости в самые ближайшие годы приступить к созданию на севере России нового глубоководного незамерзающего порта. Значимость его слов подчеркнули международные информагентства, тут же разместив эту новость на главных лентах. Для нашего региона она оказалась особенно важной, поскольку Сергей Иванов говорил конкретно о перспективах западного берега Кольского залива.

До сих пор, по большому счету, речь шла о точечной застройке этих территорий, а также о прокладке инфраструктурных сооружений и железной дороги в рамках проекта развития Мурманского транспортного узла. В то же время, учитывая перспективы освоения шельфовых углеводородных месторождений и растущий спрос на грузоперевозки по Севморпути, можно констатировать, что действующий мурманский порт исчерпал свои возможности - ни юридически, ни физически не может выйти за пределы существующей территории. Близлежащие земли принадлежат другим ведомствам, и в большинстве случаев все попытки включить их в границы порта упираются в необходимость бесконечных согласований, а то и в судебные разбирательства.

- Надо развивать западную часть мурманской губы, - цитируют информагентства слова вице-премьера. - Это единственное место в России, где можно построить океанский незамерзающий глубоководный порт.

Он отметил, что такой порт должен быть пригодным для крупнотоннажных судов и строиться в том числе с учетом интересов нефтяников. При этом заместитель главы кабинета министров подчеркнул, что данный объект может быть построен на основе государственно-частного партнерства.

В свою очередь губернатор Дмитрий Дмитриенко, принявший участие в заседании коллегии, в беседе с журналистами подчеркнул, что Мурманская область неразрывно связана с морем и развитию портовых комплексов и инфраструктуры в регионе уделяется первоочередное внимание. В частности, уже в следующем году завершатся работы по проектированию объектов федеральной собственности Мурманского транспортного узла, являющегося составной частью Транспортной стратегии России. А с 2013 по 2020 год запланировано строительство этих объектов.

Губернатор также напомнил, что в прошлом году Морская коллегия поддержала инициативу областного правительства о создании Арктической гавани (морского фасада) на базе Мурманского морвокзала и рекомендовала включить ее строительство в план по подготовке празднования 100-летия столицы Заполярья.

- В рамках создания Арктической гавани предполагается реконструировать морской вокзал и пирс дальних линий, построить причал для приема круизных судов и обустроить участок морского пункта пропуска, - уточнил глава региона, добавив, что в настоящее время разрабатывается концепция проекта, готовятся инвестиционные решения.

Впрочем, не только об интересах Кольского края шла речь на Морской коллегии. Один из серьезных вопросов - о необходимости снижения налоговой нагрузки на судостроительный комплекс - поднял вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Мироненко. Приведенные им расчеты показали, что даже при использовании современных технологий себестоимость производства судна в нашей стране будет на 15 процентов выше, чем, к примеру, на корейской верфи. И помочь решить эту проблему может принятие законопроекта о поддержке судостроения и судоходства.

Еще одну если не сенсационную, то не особо тиражируемую новость сообщил главком ВМФ Владимир Высоцкий. Кстати, ее можно назвать своеобразным подарком к 10-летию утверждения Морской доктрины РФ, принятой летом 2001 года. Несмотря на то, что срок действия этого документа должен истечь лишь в 2020 году, уже в 2012-м будет завершена разработка новой Морской доктрины до 2030 года.

Глава ВМФ подчеркнул, что ее подготовка ведется в рамках гособоронзаказа. При этом уточнил: именно с нынешнего года удалось перейти к серийному производству современных надводных и подводных военных кораблей и вспомогательных судов. В частности, в ближайшие 10-15 лет Россия планирует построить более 20 подлодок стратегического назначения.

Екатерина КОЗЛОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.09.2011

Назад к списку новостей

Еще по теме

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня