30.09.2011 / Наш край

Нужна «зеленая модернизация»

Фото: Кабыш Зоя
Заместитель председателя Кольского научного центра РАН, директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН, академик Российской академии естественных наук Владимир Маслобоев.

Накануне форума мы встретились со спикером одной из четырех тематических секций, посвященной проблемам окружающей среды. Это Владимир МАСЛОБОЕВ, заместитель председателя Кольского научного центра РАН, директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН, академик Российской академии естественных наук.

- Владимир Алексеевич, как вам видится: Арктический форум - это место для дискуссий и поиска альтернативы или это трибуна, с которой озвучиваются готовые решения?

- Готовых решений нет. Как известно, на Госсовете год назад впервые зашел разговор о накопленном экологическом ущербе от прошлой хозяйственной деятельности. Тогда сразу возник вопрос - а кто владелец этого накопленного ущерба? Промышленники, новые собственники предприятий, работавших в советское время, говорят: производство работало задолго до нас… Законопроект в его нынешнем виде подразумевает, что ущерб этот будет ликвидироваться за счет государства. Хотя и бизнес пробуют привлекать: скажем, некие промышленные площади по условиям конкурса будут передаваться тому, кто согласен ликвидировать накопившиеся отходы. Однако слова о частно-государственном партнерстве из законопроекта ушли. У меня же такое представление, что у государства нет необходимого объема ресурсов, хотя на стадии обсуждения такая идея была. По стране обозначены 194 «горячие точки», из них на Кольском полуострове - порядка шести, полного списка пока не удалось найти.

Я знаю точку зрения министерства природных ресурсов, региональных органов власти, но пока никто точно не знает, как подступиться к этой проблеме - нет законодательной базы. Так что на форуме мы будем ставить вопросы, а вот ответы на них, скорее, получить можно будет только с помощью Госсовета.

- Чего вы ждете от форума как ученый, который принимает участие в решении проблем региона?

- Несомненно, на круглых столах будут поставлены важные региональные и межрегиональные вопросы. В частности, в последнее время говорится о том, что локомотивом освоения Арктики будет нефть и газ, но здравомыслящие люди говорят и о том, что при освоении нефтегазовых ресурсов нельзя забывать не только о логистике, то есть о флоте, но и о том, что нужны опорные пункты на побережье. Поэтому появилась новая идея - осваивать минеральные ресурсы не только шельфа, но и побережья. Геологические предпосылки для этого есть - я имею в виду перспективные месторождения, а вот как это будет решаться, в том числе проблемы защиты экологии побережья и морской среды? Есть надежда что-то по этому поводу услышать на форуме от представителей высоких властных структур. Хочется также, чтобы и они нас услышали. Это очень важно для того, чтобы на федеральном уровне не принимались решения, на региональном уровне невыполнимые. Вот один небольшой пример: согласно федеральному закону о энергосбережении и энергоэффективности мы все должны перейти в ближайшее время на использование энергосберегающих ламп. Как известно, прежние люминесцентные лампы содержат пары ртути, а потому такие отходы относятся к первому классу опасности и у них особый порядок утилизации. Так вот, по данным главного управления МЧС по Мурманской области, из шести тысяч юрлиц региона заключены договоры на утилизацию ртутных ламп только у семисот организаций, и одна из важных причин - у нас просто не хватает тех, кто занимается утилизацией. Наверное, когда принимался этот закон, нужно было все продумать, собрать и обработать информацию с мест.

- Вы будете делать доклад о ликвидации негативных экологических последствий загрязнений арктической среды. Насколько тяжела проблема и насколько продуманы пути ее решения?

- Проблема тяжелая. Достаточно сказать, что работы по ликвидации экологического ущерба начались с «большой уборки» на Земле Франца-Иосифа и острове Врангеля - чтобы убрать оттуда накопившиеся бочки с нефтепродуктами, выделено 1 миллиард 720 миллионов и 60 миллионов рублей соответственно. Также к числу первых объектов отнесли и шламохранилище Джидинского вольфрамо-молибденового комбината на Байкале. Всего же, напомню, минприроды России выделило 194 «горячие» экологические точки по степени влияния отходов на здоровье человека. Однако замечу - правовая база для начала массовой ликвидации объектов накопленного экологического ущерба не создана. Решит проблему только прохождение законопроекта о ликвидации накопленного экологического ущерба.

- Какие еще нерешенные проблемы мешают сегодня добиться положительных изменений в окружающей среде? Ведь они одинаково актуальны и для Арктики, и, скажем, для средней полосы России?

- Конечно, это актуально для всей страны, а для Севера, может быть, сильней всего, ведь природа здесь более уязвима, чем где бы то ни было. Необходимы новые природоохранные законы, основная задача которых - это переход России на принципы устойчивого развития, создание системы стимулов для модернизации промышленности с целью уменьшения воздействия на природные комплексы, снижения энергоемкости, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Перечисление будет длинным. Помимо упомянутого уже закона о ликвидации накопленного ущерба, это законы о защите морей от нефтяных загрязнений; о повышении эффективности государственного экологического контроля и мониторинга; об экологическом аудите; о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды; об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами; об особо охраняемых природных территориях. Еще раз упомяну, что министерством природных ресурсов РФ соответствующие законопроекты подготовлены, но их прохождение через Госдуму, полагаю, будет нелегким.

- Лобби промышленников будет сильным? Если исходить из того, как сильна «экологическая секция» на Арктическом форуме, экологические требования не рассматриваются как обременение для развития экономики?

- Коренное улучшение состояния окружающей среды регионов РФ неизбежно связано с модернизацией экономики в целом. Ведь, например, требование проектировать новые предприятия с использованием лучших доступных технологий, которое вступит в силу с 2014 года, побуждает именно к созданию современного производства. С 2016 года согласно законопроекту планируется запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И, наконец, с 2020 года административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом если эти предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им будет предоставляться пятилетний переходный период для ее завершения. «Зеленая модернизация» пойдет на пользу всему обществу и сделает его перспективы более светлыми.

Зоя КАБЫШ, Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.09.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня