05.10.2011 / Наш край

Кто поспорит с Кикиморой?

Всем давно известно, что наш Дед Мороз живет в Великом Устюге на Вологодчине, а Снегурочка родом из Костромской области. А вот за право «прописки» других сказочных персонажей сейчас идут нешуточные споры. И многие герои сказок уже обрели свою родину. Например, Соловей-разбойник «поселился» на Новгородчине, Левша, естественно, в Туле, а город Киров официально обозначен как родина Кикиморы. И хотя существо это, на первый взгляд, малосимпатичное - уж больно недобро озорничать любит, а вятичи ему рады. Ведь стала их Кикимора в этом году символом «Сказочной карты России» - проекта весьма любопытного.

«Ох уж эти сказочники, ох уж эти сказочки», - говорил герой известного мультфильма. И впрямь эта «сказочная» затея может сыграть весьма заметную роль в развитии туристической отрасли. Не случайно упоминался этот проект в ходе весьма серьезного разговора, состоявшегося на II Мурманском международном туристическом форуме «Арктик Тур Инвест-2011».

Как заметил один из модераторов форума, советник руководителя федерального агентства по туризму Олег Мосеев, эти персонажи становятся для регионов удачным туристским брендом, той самой изюминкой, «фишкой» - не важно, как назвать, важно, станет ли найденный бренд по-настоящему привлекательным. По мнению федерального чиновника, уж слишком часто злоупотребляют громкими определениями при описании достоинств своих мест в регионах. Восхитительный, уникальный, бесценная жемчужина и т. д и т. п. В связи с этим он вспомнил случай с рекламным туром представителей туристических компаний на Байкал. Многие из них долго припоминали ему «оправу» этой жемчужины. «Красота, дескать, и впрямь потрясающая, но почему там такие убогие гостиницы?»

- Если приезжающие к нам туристы будут по-прежнему сталкиваться с туалетами прямого падения, ничего у нас не выйдет, - сказал Олег Мосеев. - Главное - создать туристическую инфраструктуру. Можно много говорить о том, какая у нас красивая, удивительная, разнообразная по своим возможностям страна, но пока туристам не будет здесь комфортно, ожидать большого их наплыва вряд ли стоит. Ростуризм, конечно же, будет заниматься продвижением региональных турпродуктов. Но надо постараться не повторять распространенную ошибку, когда пиарщики всех мастей рисуют этакую ауру благополучия, создавая опасные иллюзии. А когда турист, клюнув на подобный слоган, приезжает, то видит совсем не то, что ожидал. Мы очень плохо умеем грамотно продвигать турпродукт, подавать его. Сейчас в регионах проходят конкурсы областных брендов. Это очень важный и ответственный процесс. С чем ассоциируется, например, у меня Мурманск? С Праздником Севера, на котором я давно мечтал побывать, но пока так и не смог. Сейчас еще с атомоходом «Ленин» - это реально мощный проект. В песне Олега Митяева поется: «За полярным кругом снег - белый-белый» - уже готовый бренд. Вопрос в том, как эти «изюминки» оригинально подать. Я был как-то на конференции по брендированию, где речь шла о том, что стратегия развития туризма в России есть, а политики продвижения брендов - нет.

Возвращаясь к сказочникам: Мурманской области на «сказочной карте России» пока нет. Зато Архангельск успел «присвоить» не только Снеговика, но и Иванушку-дурачка тоже, а соседняя Карелия обозначена на ней как родина старухи Лоухи. Всего же около 40 регионов подали заявки о своих региональных брендах в виде сказочных персонажей.

Думается, что найдутся такие и у нас. Тем более что на туризм, как подчеркнул еще один модератор форума, министр экономического развития Мурманской области Сергей Агарков, у нас возлагаются большие надежды, особенно в планах дальнейшего развития моногородов. Заполярные проекты находят поддержку, прежде всего финансовую, в федеральном центре. Сергей Анатольевич кратко напомнил о главных проектах в сфере туризма нашего региона. Это «Арктическая гавань», которая началась с ледокола «Ленин», открытого для посещения туристов и вызывающего интерес как зарубежных, так и российских путешественников. Прием круизных судов планируется сделать круглогодичным и увеличить их число. Но для этого необходимо подготовить инфраструктуру, реконструировать причал и морской вокзал, оборудовать его для приема больших круизных судов.

Развитие туризма в регионе базируется на сети особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения - Хибинский региональный природный парк, региональные заказники «Сейдозеро», «Кутса», заповедник «Пасвик»; формировании единого туристского пространства Баренцева Евроарктического региона, включая острова и архипелаги Арктики; международных и приграничных связях в рамках России, Баренцева региона, Северной Европы. Например, туристический кластер «Русская Лапландия» включает Ловозерский район, города Кировск и Апатиты. Ловозеро - популярное для туристов направление. Там есть традиционно популярные объекты среди пеших туристов и любителей активного, экологического и этнографического туризма. Например, Сейдозеро - священное озеро саамов. В Кировске и Апатитах в основном развит горнолыжный зимний туризм.

Но о каком бы направлении в развитии туризма ни шла речь, неизменно назывались и главные «тормоза» на его пути: состояние дорог, пунктов прибытия (чего стоит только зона пересечения границы в Мурманском аэропорту), вокзалов, недостаточная комфортность гостиниц, которых к тому же не хватает...

Об этом говорили в кулуарах практически все участники форума, в числе которых были руководители туристических компаний Мурманской области и турагенты столичных и зарубежных фирм, представители консульства Финляндии в Мурманске, преподаватели вузов, занятых подготовкой кадров для обсуждаемой сферы, федеральные и региональные чиновники, ученые КНЦ РАН.

Начальник отдела паспортизации и мониторинга пунктов пропуска Северо-Западного территориального управления Росграницы Дмитрий Ионов тоже остановился в своем выступлении на перспективах нашего региона. Он отметил, в частности, что на обустройстве морских российских пунктов пропуска, в том числе арктического региона, будет сделан акцент в процессе формирования федеральной государственной целевой программы обустройства госграницы РФ на 2012-2020 годы. В настоящее время Росграница и ее Северо-Западное территориальное управление разрабатывают концепцию строительства инфраструктуры единого морского пункта пропуска для портов Мурманска и Архангельска. Начало реализации программы по Мурманску запланировано на 2013 год, определены финансовые лимиты.

- Мы ведем активную работу с Мурманской областью, - сказал он, - поскольку, являясь приграничным регионом, она заинтересована в развитии имеющихся пунктов пропуска и строительстве новых. Но есть ряд вопросов, которые мы пока не смогли решить. Например, по обращению правительства Мурманской области с предложением о строительстве временного пункта пропуска для оформления иностранных туристических групп, желающих побывать в церкви Бориса и Глеба в Печенгском районе. Часто туристы, прибывающие из Киркенеса, совершающие по территории России экскурсии с посещением религиозных объектов, очень просят об этом. Мы вели переписку по этой проблеме со всеми заинтересованными ведомствами, но поддержать вашу инициативу пока не удается. Очень сложным оказался вопрос пересечения границы туда и обратно, даже несмотря на предполагаемое значительное увеличение туристического потока. С нынешней законодательной базой проблема не решается, но при наличии достаточных оснований Росграница готова и дальше принимать участие в проработке этого вопроса...

Олег Мосеев напомнил, что нынешним летом была утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в России на 2011-2018 годы». А не так давно на специализированной туристской выставке «Отдых/Leisure» уже подписаны соглашения о выделении федеральных трансфертов с первыми пятью регионами, разработавшими проекты по развитию туризма. Мурманской области в их числе пока нет. Но приказом Ростуризма сбор предложений от субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по реализации в 2012 году мероприятий этой программы продлен до 23 октября 2011 года. Так что шансы у нас еще есть.

В целом же федеральной целевой программой предусмотрено вложение в туризм немалых средств. И, как подчеркнул представитель Ростуризма, главное - сделать так, чтобы все они были максимально эффективно освоены. Активная роль здесь отводится регионам, формирующим сейчас проекты, которые к 2018 году должны дать результат. Можно ожидать, что кризисные явления в Европе и революционные вспышки в районах излюбленного пляжного отдыха россиян сыграют на руку внутреннему российскому туризму. Главное - создать туристическую инфраструктуру, найти свои «фишки» и суметь их подать так, чтобы затем очарованный ими турист не остался разочарованным.

А что касается нашей сказки Кольского края - новые персонажи на «сказочную карту» будут добавляться дважды в год: в Международный день сказки - 7 июня и зимой, в день приезда в Москву российского Деда Мороза.

Юния ВАЛАМИНА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.10.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня