29.02.2012 / Наш край

Ремонт дворов: сообразим на троих?

Фото: Ещенко С. П.

Собственники жилья смогут участвовать в ремонте своих дворов по принципу софинансирования с муниципальной и региональной властями. Такой подход к решению давней проблемы обсуждался на недавнем совещании в региональном министерстве транспорта и связи. На нем также подведены итоги расходования в 2011 году субсидий, направленных на ремонт улично-дорожной сети и приобретение необходимой для ее содержания техники. Рассмотрены и основные причины срыва запланированных работ, часть которых пришлось перенести на год нынешний. Вот с этого вопроса мы и начали разговор с и. о. министра транспорта и связи Мурманской области Вячеславом КУЗНЕЦОВЫМ.

- В некоторых муниципальных образованиях дорожные работы выполнены не в полном объеме, а кое-где и вовсе к ним не приступали. Почему? Мы внимательно выслушали доводы представителей органов местного самоуправления, - отметил Вячеслав Кузнецов. - Там, где действительно хотели с максимальной пользой использовать эти средства, вовремя подготовили конкурсную документацию, успели провести торги и выбрать самых достойных подрядчиков. И обеспечили тем самым выполнение запланированных объемов работ в установленные сроки.

Тут надо отметить, что на совещании далеко не все муниципалы согласились с упреками в свой адрес. Точнее, согласились не сразу. Ситуация известна, «Мурманский вестник» о ней не раз писал: необходимые деньги поступили из федеральной казны с запозданием и были перечислены «на места» лишь в начале второго полугодия. Аргумент вроде бы железный. Но на том же совещании высказали свою позицию и их более успешные коллеги. Причем секрет успеха оказался до обидного прост: не откладывать дело в долгий ящик. Там, где заранее и тщательно подготовили всю документацию (а это весьма объемная работа) для проведения торгов, смогли к ним приступить, едва появились деньги. Поэтому выигравшие торги подрядчики получили возможность достаточно быстро взяться за дело. Ну а там, где бумажные хлопоты откладывали до последнего, обернуться не успели.

Среди лидеров и. о. министра назвал в первую очередь Апатиты и Кировск. В этих городах ремонт дорог был выполнен качественно, велся в нормальном, без авралов, режиме - во многом благодаря первым лицам, лично контролировавшим ход работ. Заранее провели всю необходимую подготовку, договорились с подрядчиками в Заполярном, ряде других муниципальных образований. В списке «отстающих», в частности, Мончегорск, по ряду пусть и относительно объективных причин, но все же не освоивший значительную часть выделенных средств, а также Оленегорск и Кольский район.

- Основные их ошибки в том, - считает Вячеслав Кузнецов, - что у кого-то необходимая документация была подготовлена некачественно, из-за чего не состоялись своевременно торги и их пришлось проводить повторно. В результате было упущено время, подрядчики нашли себе другие объекты. Кто-то отвлекался на оформление совершенно излишних бумаг. Кстати, и круг подрядчиков в Мурманской области весьма ограничен. В частности, у нас всего четыре асфальтобетонных завода. Этим порой заказчики и оправдывают свою собственную неповоротливость. На это я и обратил внимание руководителей органов местного самоуправления. И предложил им уже сегодня, не откладывая, заняться подготовкой требуемой документации, чтобы в нынешнем году провести торги вовремя. Мы и в протоколе встречи записали: рекомендовать в течение 45 суток с момента утверждения изменений областного бюджета, запланированного на март, заключить контракты с подрядчиками. Кроме того, в решении совещания отмечено, что уже к 1 марта муниципалитеты, за которыми остался прошлогодний должок, обязаны предоставить согласованные с подрядчиками четкие графики окончания не завершенных в 2011-м работ, а до 1 июля провести обследование всех дорог, ремонтировавшихся в прошлом году. В случае выявления дефектов подрядчики должны будут их устранить в рамках гарантийных обязательств по контрактам.

Наконец, главное - руководители муниципалитетов поставлены в известность, что в текущем году региональное министерство транспорта и связи будет осуществлять проверки эффективности использования направленных им из областного бюджета субсидий на дорожную деятельность. Выездная лаборатория будет исследовать качество выполненных подрядчиком работ (брать пробы материалов и так далее), а комиссия - проверять исполнение заказчиком своих функций.

- К сожалению, многие муниципалитеты сегодня выполняют свои функции заказчика не в полном объеме, - подчеркивает Вячеслав Кузнецов. - Бывает, сам глава выедет на объект, посмотрит - ну, вроде все нормально. Между тем есть установленная нормативными документами методика приемки работ. Среди прочего она подразумевает, что подрядчик предоставляет документы, подтверждающие качество применяемых материалов, а также результаты испытаний образцов, отобранных из асфальтобетонного покрытия. Зачастую этого не делается. В результате мы порой имеем дороги, которые начинают разваливаться едва ли не сразу после ремонта. Такое, я считаю, происходит из-за бесконтрольности, порождаемой отсутствием у заказчика должных специалистов и опыта. Этим, чего греха таить, нередко пользуются недобросовестные подрядчики.

- Размер и само выделение субсидий будут увязаны с активностью муниципалитетов при ремонте дворовых территорий?

- Не секрет, что они не только у нас, а, пожалуй, по всей стране в большинстве своем в крайне запущенном состоянии. Муниципалитеты обращают на них слишком мало внимания. Имеющиеся средства расходуют в первую очередь на основные городские дороги, которые, скажем так, на виду у всех. Ремонт дворовых территорий финансируется по остаточному принципу. Поэтому нами поставлена задача: местным властям акцентировать все внимание на дворах, так как дороги за последние годы худо-бедно, но приведены в городах области в порядок. Сейчас мы разрабатываем методику распределения денежных средств на указанные цели. В основу будет заложен принцип - чем активнее тот или иной руководитель местного органа самоуправления будет браться за это дело, используя внутренние финансовые ресурсы, тем больше окажется сумма выделяемых ему в помощь средств из регионального бюджета. Должно быть движение навстречу друг другу. А не так, чтобы в муниципалитете посмотрели: ага, деньги из областной казны выделяются регулярно, давайте-ка урежем нашу местную статью расходов на эти цели. Так не пойдет. Если мы выделяем вам средства на ремонт дорог, значит, свои вы пускаете на благоустройство дворов. Да, будем увязывать распределение субсидий. И уже в этом году постараемся основной упор в наших взаимоотношениях с муниципалитетами сделать на ремонте дворовых территорий. Не забывая, естественно, и о дорогах.

Сегодня, по словам Вячеслава Кузнецова, рассматриваются два основных варианта взаимодействия. Либо это будет софинансирование по принципу «область - муниципалитет». Либо тройное софинансирование: «область - муниципалитет - собственники жилья», заинтересованные в наведении порядка в своих дворах, но не имеющие достаточных для этого собственных средств.

- Думаю, это будет интересно всем участникам «тройственного союза», - считает и. о. министра. - Надо привлекать самих жильцов, скорее всего, через ТСЖ. Насколько знаю, жители отдельных дворов, отчаявшись получить от местных властей помощь, сами благоустраивают их на собственные скромные средства. Ну, а если деньги на это будут поступать за счет софинансирования, люди наверняка вздохнут с облегчением, имея такую реальную поддержку. Им необходимо проявить инициативу, подать заявку в муниципалитет, подтверждающую, что они готовы участвовать на паях в ремонте своей дворовой территории. Это ускорит процесс.

Как уже говорилось, при этом областной минтранс не оставит без внимания и региональную сеть дорог. Ожидается, что уже до конца месяца будут объявлены конкурсы, победители которых займутся ремонтными и строительными работами. Надо, чтобы определившиеся в ходе тендеров подрядчики смогли приступить к делу сразу, как только позволит погода. Хорошо, если бы уже с начала мая.

Кстати, одна из самых «популярных» в регионе дорог - автоподъезд к аэропорту Мурманск - повысила, так сказать, свой статус. Правительство РФ по инициативе губернатора Дмитрия Дмитриенко приняло решение включить ее в состав федеральной автомобильной дороги М-18 «Кола».

- Благодаря этому мы сэкономим часть средств областного дорожного фонда, - поясняет Вячеслав Кузнецов. - Ведь на содержание автоподъезда ежегодно уходило более 5 миллионов рублей. Теперь содержаться он будет за счет федерального бюджета. Как только завершится процедура передачи, новый владелец, ФКУ «Упрдор «Кола», займется проработкой проекта реконструкции. В случае реализации этого проекта автоподъезд к аэропорту станет четырехполосным (по две полосы в каждом направлении), там будет установлено освещение. В общем, качественно это будет совсем иной уровень.

Фото: Ещенко С. П.
Андрей ПОПОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.02.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня