21.04.2012 / Наш край

Здесь будет Мурманск заложён...

Кто заслужил в благодарность от нас памятник?

Витте, Рухлов, Николай II - кто более достоин памятника?

С большим интересом прочитал в «Мурманском вестнике» статью-размышление доктора исторических наук, профессора кафедры истории МГГУ Павла Федорова по поводу установки в Мурманске памятника основателю города (публикация «Сергей Витте или император Николай II» в номере от 14.03.12. - Прим. ред.). Судя по тексту, наиболее достойным этой чести он считает бывшего царского министра финансов, короткое время возглавлявшего кабинет министров России, Сергея Витте.

По мнению автора, этот человек чуть ли не всю свою политическую жизнь отдал идее строительства на Мурмане крупного портового города, который обеспечивал бы открытый выход России в Мировой океан. В 1894 году Витте даже побывал на Кольском полуострове. Ему очень понравилась Екатерининская гавань, где в ту пору уже обживали берег вездесущие поморы и купцы. В этом месте, предложил он тогдашнему императору Александру III, и надо создать порт как опорный пункт страны на Крайнем Севере, соединив его железной дорогой с центральной частью России. Однако царь без энтузиазма встретил его предложение. Не получил Витте поддержку и у нового императора Николая II, отдававшего предпочтение строительству Сибирской железнодорожной магистрали, чего требовали стратегические интересы государства. Русско-японская война, закончившаяся поражением России, подтвердила правильность сосредоточения усилий на этом направлении. Да и опустевшая государственная казна не позволяла выделять средства на северный проект.

Судя по архивным документам и доступным широкому читателю литературным источникам, Витте, которому царь поручил подписать Портсмутский мирный договор с Японией, не очень-то и настаивал на своем проекте. После же получения графского титула за подписание этого договора его интересы сосредоточились на дальневосточном направлении. В октябре 1905 года он возглавил Совет министров, и это, возможно в угоду царю, подталкивало его на активизацию деятельности на востоке страны. С участием Витте был заключен оборонительный союз с Китаем против Японии. Однако отношения с императором по ряду причин осложнились. В апреле 1906 года Витте, не проработавшего и года руководителем Совета министров, отправили в отставку. С этого времени попытки Сергея Юльевича обратить внимание властей на его северный проект натыкались на полное равнодушие царского окружения.

Между тем сама идея создания морского порта на Мурмане жила в обществе. Она овладела и приближенным к императору Сергеем Васильевичем Рухловым, который в 1909 году стал членом Государственного Совета и министром путей сообщения. Изучив имевшиеся в его распоряжении документы по обследованию Кольского побережья Баренцева моря, Рухлов пришел к выводу, что порт надо строить не в Екатерининской гавани, а ближе к впадающим в Кольский залив рекам Коле и Туломе. Это позволяло снизить затраты на строительство как порта, так и железной дороги к нему. К этому варианту склонялся и император, но денег в казне было мало, и проект Рухлова тоже стали откладывать на потом.

Надо отдать должное упорству этого чиновника в достижении цели. Понимая сложность экономической ситуации в государстве, он стал искать возможности снижения затрат на предполагаемое строительство порта и дороги. Сергей Васильевич предложил строить дорогу участками, от одного места, связанного с водными путями, до другого, начав его одновременно с юга и с территории Кольского полуострова. При этом для ускорения дела высаживать своеобразные десанты строителей на промежуточных пунктах этих участков. Однако против нового проекта и его автора выступил сохранивший влияние во властных структурах граф Витте. «Нынешний министр путей сообщения Рухлов - чиновник очень умный, толковый, из простых мужичков, что, конечно, делает ему честь, человек с характером, но, к сожалению, не знающий железнодорожного дела», - говорил он. А потому, дескать, проект не заслуживает внимания.

Но жизнь показала, что предложения Рухлова более жизнеспособны, чем его, Витте, проект. Реализацию рухловского плана ускорила начавшаяся Первая мировая война. Строили дорогу на Мурман так, как и предлагал министр путей сообщения. Он пристально следил за ходом ее строительства, не забывая при этом о планомерном развитии всей железнодорожной сети страны. При нем началась реконструкция спешно проложенной дороги на Дальний Восток, создавались современные вагоноремонтные и паровозостроительные предприятия.

Хватало и иных забот. О вкладе Сергея Васильевича в развитие железнодорожного транспорта России и признании его заслуг в этом деле можно судить хотя бы по такому факту: еще при жизни его, в 1912 году, именем Рухлова была названа железнодорожная станция Амурской железной дороги. В 1938-м ее переименовали в Сковородино, в честь участника борьбы за советскую власть, погибшего здесь в 1920 году. Но память о выдающемся государственном деятеле сибиряки сохранили до наших дней. На здании вокзала Сковородино в постсоветское время установлена мемориальная доска, посвященная Сергею Васильевичу Рухлову.

Судьба этого видного государственного российского деятеля сложилась трагически. За год до пуска Мурманской железной дороги он серьезно заболел и сам подал в отставку. Император удовлетворил просьбу Сергея Васильевича. Ему был высочайше пожалован бриллиантовый знак ордена св. Александра Невского с портретом государя и благодарственной надписью. После свержения самодержавия Сергей Рухлов был арестован новыми властями. Ему вменялось в вину то, что он принадлежал к монархическим организациям и занимал антисемитскую позицию. Однако вскоре из-под ареста был освобожден и переехал на жительство на Кавказ. Там он и погиб во время Гражданской войны.

Писатель и издатель А. В. Круглов в заметке, посвященной 40-летнему юбилею государственной службы Рухлова, писал о нем: «Он на всяком посту - работал, служил не ради карьеры, а сознавая свой долг перед страной, желая быть насколько только возможно полезным родине. Он весь уходил в труд: служба не была для него тяжелой обязанностью, он отдавался ей с тем же чувством внутреннего удовлетворения, какое ощущает и писатель, и художник, творящий и созидающий».

Если бы не болезнь, Сергей Васильевич Рухлов, а не новый царский министр путей сообщения Александр Федорович Трепов, проработавший на этом посту меньше года и отправленный в отставку уже в ноябре 1916-го, прибыл бы в Заполярье на торжественную церемонию закладки нового города. Своим рождением Мурманск во многом обязан этому человеку. Вот почему я считаю, что ему, а не Витте следовало бы поставить здесь памятник.

Что касается предложений профессора Федорова увековечить память А. Ф. Трепова, то тут, по-моему, нет даже малейших оснований для этого.

Думается, было бы справедливо установить в Мурманске не памятник кому-то из этих людей, а стелу на въезде в город, на которой добрым словом упомянуть и царя Николая II, и С. Ю. Витте, и С. В. Рухлова, каждый из которых внес свой личный вклад.

Публикации по этой теме:

Сергей Витте или император Николай II? Кого увековечить в бронзе к 100-летию Мурманска? "Мурманский вестник" от 14.03.2012

Василий БЕЛОУСОВ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный гражданин Мурманской области.

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.04.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня