12.02.2013 / Наш край

Как обуздать «дикий паркинг»?

Фото: Сергей Ещенко

На сегодняшний момент в Мурманске зарегистрировано более 100 тысяч автомобилей. Хотя только 8 лет назад их было 74 тысячи... И ежедневно эта цифра растет. Подобно москвичам, утром на работе северяне обсуждают, кто сколько времени простоял в пробке и какой дорогой поехать домой, чтобы сократить путь хоть на несколько минут.

Когда проектировался наш город, никто и предположить не мог, что железных коней станет так много. А ведь машинам нужно не только ездить, но и где-то стоять. Проблему парковок и вопросы эвакуации автомобилей обсудили сотрудники УГИБДД, прокуратуры, представители городской и областной власти и другие заинтересованные лица.

Мешают всем

- За прошедший год мы получили более 600 обращений горожан по поводу нарушения правил парковок, создания неудобств во дворах, - сказал начальник УГИБДД УМВД по Мурманской области Александр Глебов. - Обращаются к нам и молодые мамы, которые не могут пройти с колясками, и водители, которым перекрывают выезд. У меня на исполнении даже есть два материала по обращению депутатов горсовета. Вопрос один: когда ГИБДД наведет порядок во дворах? Но дело в том, что мы ограничены в своих полномочиях.

Действительно, в федеральном законе четко указано, в каких случаях автоинспекторы могут самостоятельно принять решение о перемещении автомобиля на спецстоянку. Например, это касается вождения в пьяном виде, без прав, без документов на машину и других нарушений. Допустим, если железный конь стоит под знаком «Остановка и стоянка запрещена», его, ясное дело, имеют право забрать. А если, допустим, он стоит во дворе, не нарушая правил, по бокам - сугробы, и жильцам дома приходится добираться до подъезда, демонстрируя соседям немыслимые акробатические трюки? К сожалению, здесь госавтоинспекция бессильна. В противном случае их самих могут привлечь к ответственности, мол, как это, взяли и увезли машину? У нее ж хозяин есть!

А этот хозяин хоть раз подумал о том, что именно из-за его авто когда-нибудь к дому не смогут подъехать пожарные?

- Техника у нас большегрузная, и в то минимальное расстояние, которое автолюбители оставляют между машинами, она не всегда вписывается, - взял слово заместитель начальника управления организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Мурманской области Андрей Коломичев. - Были случаи, когда при проезде пожарной техники по гололеду она повреждала автомобили. Граждане обращались в суд, и мы им потом компенсировали ущерб.

А ведь закон позволяет огнеборцам предпринимать любые действия, чтобы добраться до места пожара, включая удаление мешающих транспортных средств. Вот только четко не сказано, как это делать. К тому же это потеря драгоценных минут и секунд, от которых, возможно, зависит чья-то жизнь,

- В строительных нормах и правилах есть такое понятие, как «противопожарный разрыв между зданиями». Но эти разрывы у нас никак не обозначаются, - продолжил Коломичев. - И нигде не оговорено, как они должны быть размечены.

- А вы обращались с этими вопросами в прокуратуру? - поинтересовался старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Мурманской области Александр Мельников.

- Нет.

- Обязательно обратитесь.

Один из вариантов решения проблемы предложил заместитель председателя общественного совета при УМВД по Мурманской области Юрий Мананков:

- А почему, если, например, в магазине завалены аварийные выходы, его могут закрыть. Почему в таком случае нет предписаний ТСЖ или УК освободить пожарные подъезды? Потом - штраф, который УК позже предъявит собственникам жилья на ежегодном собрании.

Без ноги и без авто

Трудности при проезде во дворах испытывают не только пожарные, но и другие тревожные службы.

- У нас есть такие факты, когда бригада скорой через три дома несет на руках человека, которому срочно нужна помощь, - заявил глава администрации Мурманска Андрей Сысоев, отметив, что Мурманск занимает 4-е место в России по количеству автомобилей на душу населения. - Я не соглашусь с полковником Глебовым, что законодательная база не позволяет нам активно бороться с нарушениями правил парковки. Да, зимой порой трудно разобраться, на «зеленой» ли зоне припаркован автомобиль. Но три метра от фасада дома замеряются просто. А это закон «Об административных правонарушениях Мурманской области».

Кстати, если бы северяне использовали автогаражи по прямому назначению, проблема бы изрядно «похудела». Так, в областном центре 30 тысяч боксов, то есть практически для трети железных коней есть парковка. Вот только загруженность гаражных кооперативов - всего 20 процентов.

- Остальные используются как склад домашнего барахла! - возмутился глава администрации. - Ехать до дома далеко? Да. Но это лучше, чем создавать проблемы пожарным и врачам. Есть места и на платных стоянках, вот только не все хотят платить деньги и проходить лишние сотни метров пешком. Сегодня мы очень хорошо знаем практику наших соседей-скандинавов. Человек, приобретший автомобиль, должен четко понимать свою социальную ответственность. Он же покупает страховку, технологические жидкости, зимнюю резину... Кроме этого он обязан задуматься, где будет парковать свой автомобиль. Ведь мы говорим не о самых бедных слоях населения. Если человек не понимает уговоры, нужно его наказывать.

А если водитель и рад бы не нарушать, да не выходит?

Так, 1 февраля Владимир Трофимов, инвалид труда, который в 1989 году потерял ногу и передвигается на протезе, в очередной раз приехал в поликлинику на медико-социальную экспертизу забрать необходимые направления.

- Там стоянка - машины на четыре, а их и так штук 20 припарковано. Ну и я поставил, прижался как смог, - с болью в голосе вспоминает мурманчанин. - Взял направления. Выхожу - моей машины нет! Я растерялся, позвонил в МЧС. Спасибо им - с ГИБДД соединили. Звоню. Дежурный отвечает, что, да, машину эвакуировали, заберете со штрафстоянки. Только сначала подойдите в дежурную часть, оплатите штраф. А я даже палочку не взял из машины. И портфель, и все документы, и кошелек в салоне оставил. И что делать? Говорю, как добраться на протезе по гололеду? «Ваши проблемы, - отвечают. - Берите такси». А кто же меня бесплатно повезет? Деньги-то в автомобиле. Ну что делать? Я после суточного дежурства, работаю диспетчером, добрел кое-как от Володарского до ГИБДД, но сразу пошел к начальнику. Спасибо Александру Григорьевичу - он во всем разобрался. Я согласен, что правила нарушил. Но выхода не было...

Сейчас в УГИБДД проводится проверка по этому случаю. Александр Глебов пообещал, что дежурный, обхамивший инвалида, однозначно будет наказан.

- У нас в городе вообще очень мало стоянок для инвалидов, - продолжил Трофимов. - Как-то подъезжаю к магазину на такую стоянку, а там таксисты. Говорят, мы ждем клиентов. А у железнодорожного вокзала вообще некуда встать.

10 эвакуаторов на область

Несмотря на множество проблем, есть и положительные моменты в вопросах борьбы с незаконными парковками. В области продолжается работа по созданию организаций, которые имеют право эвакуировать и хранить задержанные транспортные средства. Сейчас в Мурманске действуют три таких спецстоянки и семь эвакуаторов, в Апатитах - одна стоянка и два эвакуатора, и еще одна стоянка и одна единица спецтехники - в Полярных Зорях. В ближайшее время министерство транспорта и связи Мурманской области вновь проведет квалификационный отбор для тех, кто хочет заниматься таким бизнесом.

- В каждом муниципалитете должна быть создана как минимум одна штрафная стоянка, - считает и. о. министра экономического развития Мурманской области Дмитрий Соснин. - 30 января 2013 года установлена предельно максимальная оплата за перемещение и хранение задержанного транспорта. С 10 февраля соответствующее постановление вступило в силу.

Максимальные тарифы следующие: перемещение транспортного средства - 2510 рублей, хранение -104 рубля в час. Думаю, что такие достаточно серьезные суммы станут одним из поводов, чтобы не нарушать правила. Никто не отменял и административную ответственность, где тоже штрафы довольно серьезные.

- Я не вижу никакой проблемы процентов на 50 нарастить темпы своей работы: и сотрудники есть, и техника позволяет, - сказал руководитель одной из спецстоянок Дмитрий Ходий.

К сожалению, после встречи вопросов по-прежнему осталось много. Однако каждый из присутствовавших заявил, что продолжит решать проблему в рамках своей компетенции: госавтоинспекторы - выявлять и штрафовать нарушителей, сотрудники спецавтостоянок - оперативно выезжать на место происшествия, городские власти - продолжать работу над организацией муниципальных парковок, министерство транспорта - развивать сеть штрафстоянок.

Екатерина БОГДАНОВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.02.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня