03.04.2013 / Наш край

Летучая «Любаша»

В конце февраля в сообщениях мировых информагентств вдруг замелькало имя Любови Орловой. Правда, речь шла не о самой знаменитой советской актрисе. В центре внимания оказалось судно, нареченное в память о ней, первой (и одной из немногих настоящих) звезде отечественного экрана. За месяц до того оно «пропало без вести» и вот вновь дало о себе знать!

Как бы не так!

Теплоход «Любовь Орлова» родился на югославских верфях в 1976-м, через год после ухода самой актрисы в мир иной. Почти четверть века он трудился в Дальневосточном пароходстве. Моряки ласково называли его «Любашей». В числе множества рейсов, совершенных им по Тихому океану, были и гуманитарные - помощь оказавшейся в тяжелейшем положении Кампучии. И в Пномпене в благодарность в честь корабля назвали детский дом, где установлен бюстик Любови Орловой. Что ж, звезда есть звезда, она должна быть на виду.

В самом конце минувшего века теплоход перешел в другие руки. В чьи точно, сказать не так просто. Официально владельцем стала мальтийская Quark Expeditions - компания, как о ней иногда осторожно пишут, со значительным российским участием. Помня нравы того времени, нетрудно предположить, что корабль наши оборотистые соотечественники просто переложили «из одного кармана в другой». Во всяком случае, на то, что хозяева остались русскими, указывает красноречивый факт - ему не сменили имя, как это обычно бывает. Стало быть, и новые владельцы испытывали пиетет к актрисе, блиставшей в «Веселых ребятах», «Цирке», «Волге-Волге» и других знаменитых советских фильмах.

Следующие две пятилетки «Любовь Орлова» провела в Арктике - в западной ее части, возила туристов в круизы вдоль берегов Канады. После чего вновь вышла на первый план. В 2010 году случился громкий международный скандал - владельцы влезли в долги и не расплатились ни с партнерами, ни с экипажем. (Тоже, кстати, в духе «бизнеса по-русски», не так ли?) Около месяца шесть десятков моряков, естественно, россиян, голодали и холодали на его борту в канадском порту Сент-Джонс. В ситуацию пришлось вмешаться нашему правительству: на казенные деньги моряков самолетом вернули домой.

Ну а судно два года оставалось на приколе под арестом, пока на него не положил глаз бизнесмен, решивший отправить его «на иголки». 23 января «Любовь Орлова» отправилась в путь, который должен был стать последним - на переплавку в Доминиканскую Республику.

Но как бы не так! Воспользовавшись суматохой «на съемочной площадке», то есть штормом, звезда сорвалась с буксира и отправилась, куда сама считала нужным. А куда именно, никто не знал... Большинство полагало, что на дно.

В конце февраля информагентства взорвались новостью: теплоход, который считали утонувшим, обнаружили американцы. И направляется он вроде бы к берегам Ирландии.

Ирландцы его не обнаружили и через некоторое время успокоились: не будет угрозы судоходству, наконец корабль «самоликвидировался»…

Но в середине марта - новая информация: он продолжает свое путешествие и находится уже ближе к Ньюфаундленду - в 760 милях. Так легенда советского кино оказалась причастна и к легенде о кораблях-призраках.

Призрак во льдах

Легенда о «Летучем голландце» родилась несколько веков назад. Европейцы на парусниках отважно бороздили океаны, но те постоянно испытывали их штормами. А в отчаянную минуту всякое может блеснуть в воображении моряка. У легенды есть не один вариант, и главным действующим лицом называют не одного капитана (чаще всего голландцев Ван Страатена и Ван дер Декена), но в основе каждого сюжета - преступления против бога. И расплата за них… А в результате моряки терпящего бедствие судна видят, как из штормовой мглы возникает корабль - когда без признаков жизни, когда со скалящимися скелетами в моряцких одеяниях на палубе - возникает и бесшумно исчезает… Веками такая встреча считалась предзнаменованием неминуемой беды.

Рассказы о «Летучем голландце» переходили из уст в уста. Географически многие были связаны с южной оконечностью Африки - мысом Доброй Надежды или другими опасными для парусников местами. Но есть и одно свидетельство о подобной встрече в арктических широтах.

В августе 1775 года капитан английского корабля «Гренландия» Уорренс в погоне за стаей морских гигантов привел его на 77-ю параллель в море Баффина. И попал в ледяную ловушку из тяжелых льдин и айсбергов. Лучшим ледоколом в Арктике до сих пор моряки считают ветер. Он и в этот раз спас китобоев. Поднявшийся шторм разомкнул перед «Гренландией» проход, она смогла выбраться на чистую воду.

Но тут из-за ближайшего айсберга тихо выплыл странный парусник. Реи его были неправильно развернуты, надутые ветром паруса неестественно поставлены. И весь корабль казался каким-то оцепеневшим. У китобоев пошел мороз по коже: «Летучий голландец»! Надо уносить ноги!

Только капитан оказался не робкого десятка. Он приказал спустить вельбот и, взяв добровольцев, направился на таинственный парусник. На борту их ожидала картина в духе Хичкока. В салоне китобои увидели сидевшего за столом мертвеца с зеленым лицом и провалившимися глазами. Смерть его настигла в тот момент, когда он заполнял вахтенный журнал. Последняя запись на английском языке гласила: «14 ноября 1762 года. Семнадцатый день мы зажаты во льдах. Вчера погас огонь. Наш капитан безуспешно пытается разжечь его. Сегодня утром скончалась его жена. Спасения нет…».

Набожные моряки начали громко роптать, чтобы побыстрее убраться. Капитан же взял вахтенный журнал, часть которого рассыпалась, и приказал осмотреть остальные каюты. В капитанской моряки увидели труп лежащей женщины, лицо которой хорошо сохранилось. На полу сидел мертвец. В одной руке у него было кресало, в другой кремень. Рядом лежал еще один труп. На баке, в кубрике на койках обнаружили еще несколько мертвых матросов. На корабле не было ни пищи, ни топлива.

Вернувшись в Англию, Уорренс заявил о своей страшной находке лордам королевского Адмиралтейства. Но по остаткам вахтенного журнала так и не удалось восстановить название и порт приписки погибшего корабля. Правда, в некоторых источниках оно называется «Октавия». Только откуда взялось это имя, непонятно.

Где твой причал?

Но вернемся к нашей «Любаше». Она ведет себя как настоящий корабль-призрак. Воочию ее в последнее время никто не видел. Но… «Мы продолжаем получать информацию о местоположении судна и при необходимости будем информировать с целью обеспечения безопасной навигации», - заявила одному телеканалу две недели назад представительница Национального агентства геопространственной разведки США Кристина Филлипс.

Судьбой непокорного теплохода живо интересуются люди в самых разных концах света. Австралиец под ником Стив создал сайт под названием «Где «Любовь Орлова»?» и собирает на нем все появляющиеся сведения. Он предлагает найти судно и превратить его в музей, рассказывающий о морских странниках. Есть странички, посвященные ему и в Твиттере (@LyubovOrlovaNL), и в Фейсбуке. По Интернету можно заказать футболки и кружки с изображениями теплохода. В общем, он живет насыщенной виртуальной жизнью.

Что же касается реальной, то посмотрим. Может, все-таки у «Любаши» есть тайная цель? Допустим, нащупать в один прекрасный день воды Гольфстрима... И понесет тогда ее течение к берегам родной страны...

Рашид САЛЯЕВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.04.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня