17.08.2013 / Наш край

Центр притяжения - Кузрека

Благодаря поморской козуле оживает древнее село

Фото: Лев Федосеев

Вот ведь парадокс: дома стоят на берегу, добрая половина новые, свежепокрашенные, кое-где топоры с молотками стучат. Люди тут живут! А нет такого, оказывается, села - Кузрека. Формально, конечно, нет. На бумаге его закрыли еще в 1979 году. До этого, если так можно выразиться, применив это медицинское понятие к населенному пункту, Кузрека пережила два инфаркта.

Забегая вперед, для тех, кто не очень силен в истории, расскажу: впервые Кузрека упоминается в грамоте Соловецкого монастыря, датированной 1591 годом. Значит, были тут люди и задолго до этого года. Разные времена переживали местные поморы, разные горести - и внутренние общероссийские невзгоды, и набеги врагов. На последнюю большую войну отсюда в 41-м призвали почти всех мужчины. Три десятка из них погибли - страшный удар для маленького села. А сколько без рук, без ног инвалидами вернулись...

И как в море ходить, как рыбу ловить? Вот и потянулись порушенные войной семьи из Кузреки в соседнюю Умбу, а то и в другие места в поисках лучшей доли.

Второй «инфаркт» тремя десятилетиями позже случился, когда молодежь, ту, что народилась после войны и осталась жить в селе, по разнарядке советская власть командировала в Мурманск на усиление рыболовецких флотов. Так к концу 70-х и не осталось в древней Кузреке постоянного населения - только дачники. В результате приговор - лишить статуса населенного пункта.

И по сей день нет у нас такого села - официально-формально. Дачный поселок, и все тут. Без электричества, без воды, медпункта, почты и магазина. Но чиновники решают, а люди делают по-своему. Возрождается деревня, и праздник поморской козули тому лишнее свидетельство.

Ирина Волкова - руководитель одной из туристических компаний - можно сказать, мама праздника. Рассказывает, как пять лет назад была на семинаре туроператоров и привезла в качестве подарков коллегам дюжину козуль. И кто-то ей тогда посоветовал: «Так вы праздник устройте!» И устроили. Впервые - в 2010-м.

И первый блин, то бишь козуля, комом не оказалась. И вторая, и третья. Ныне уже в четвертый раз звучали в честь праздника поморские песни на главной площади поселка. Хотя ее и площадью-то вроде не назовешь - поляна в центре села. И все-таки - площадь!

Поморский фольклорный хор из другого знаменитого села - Варзуги здесь всегда ждут с нетерпением. Сейчас бы их назвали по-модному «хедлайнерами». Бабушки-старушки в цветастых платьях, их душевные народные песни - украшение любого торжества. Вот и на этот раз они приехали в Кузреку: и себя показать, и на других посмотреть.

Вообще, и песни, и хороводы тут всегда хороши. Однако все внимание к виновнице торжества. Поморской козуле.

Рецепт ее приготовления - проще некуда. Ржаная мука, вода, соль. Размер тоже обыкновенный до безобразия: сколько теста в ладонь вместилось, из того количества и лепи.

Улыбчивая мастерица Анна Крюкова из Петрозаводска рассказывает как профессиональный этнограф:

- Нет, работа у меня другая, но в этнографических экспедициях по Русскому Северу была не раз. А с историей поморской козули вроде бы все ясно. Мужики вымешивали тесто. А уж катали женки да детки. Дарили печенье как оберег на Святки, держали целый год дома, а потом скармливали коровам да козам, курам крошили мякиш.

Абы что из теста поморы не лепили, обычно делали девять видов разных козуль - фигурки животных: оленей, птиц, тюленей, коровок и других. Каждая наделена особым значением.

Еще одна постоянная участница праздников Ирина Кузьмина говорит, что пока не научилась делать оленя с 16 веточками на рожках. Получается только восемь. Но не беда. Главное ведь не форма, а душа, которую мастерица вкладывает в создание козули. Олень, кстати, символ жизни, дружеских отношений. Коровка - семейный знак, покровительница домашнего очага. Тетерку, к примеру, дарили с пожеланиями счастья и благополучия. А вот ее же, но с птенцами - в знак материнства.

В этом году на празднике с особым почетом встречали обычную семиклассницу из Заозерска. Александра Сёма целую научную работу написала о поморской козуле и стала победительницей всероссийского конкурса. Девчонка растерялась от такого внимания к ней со стороны сотен людей, а мастера обещали дать ей самый подробный мастер-класс по изготовлению предмета ее теоретического исследования.

Организаторы праздника не скрывают радости. Вроде недавно традиция зародилась, а о ней уже знают по всей России да и за рубежом. Фотограф из Австрии приехал специально - смешной, лохматый, в тапочках на босу ногу, бродил в толпе, выхватывал самые колоритные образы.

- А что вы хотите? На воду, на соль, на хлеб - супостата нет. Есть такая поговорка. А козуля поморская, она и есть вода, соль да хлеб, - снова о празднике Ирина Волкова. - И вы знаете, что больше всего радует. Люди, жители Кузреки, видя, как мы готовимся, подходят, спрашивают: «А не помочь ли чем?» И помогают кто чем может!

Одним из гостей нынешнего праздника стала заместитель губернатора Мурманской области Татьяна Поронова. Она родом из Ангарска, в Кольском Заполярье четвертый год. В этот раз Кузрека - один из пунктов ее рабочей поездки по Терскому берегу. За день до этого замгубернатора побывала в отдаленке, в совсем уж труднодоступных Чапоме и Чаваньге - таких же старинных поморских селах, что и Кузрека, тоже переживших немало трудностей. Может сравнивать.

- Два абсолютно разных поселка по настрою, с которым люди живут, - рассказывает Татьяна Поронова, - если в Чаваньге они любят свой край, что-то хотят делать и начинают с себя - кто-то мостки подлатал, что-то построил, и местная власть им старается помочь, видя этот порыв. А в Чапоме иное отношение - «вы нам всё должны привезти, а мы тут сами делать ничего не будем». C парадоксом мы столкнулись: руководитель совхоза говорит - у меня есть рабочие места, а люди сидят, нигде не работают и не хотят идти работать. Все зависит от людей…

Но желание жителей Кузреки возродить свое село власть, конечно, одобряет:

- Чиновники, наверное, определяют, где не надо жить, а люди сами решают, где надо. Поэтому вряд ли этому кто-то может помешать. В той же Кузреке - три года празднику, людей все больше приезжает. И это уже праздник не только Терского берега, вы посмотрите - тут и Кандалакша, и Полярные Зори, и Мурманск. Это своеобразный центр притяжения. А если есть центр притяжения, значит, люди будут здесь жить.

А праздник шумит-хороводит, поет-играет. Следом за умбским хором следует степенно хор из Варзуги - у них и наряды другие, и песни свои. Рядом гости из Карелии угощают всех копорским чаем. Кто-то удивляется - что такое, что за невидаль такая? Да никакого секрета! Этот напиток из иван-чая с давних времен варили в России, называли русским чаем да еще за границу поставляли, в Англию. До тех пор, пока не вытеснил его тамошний чай - колониальный, из-за морей-окиянов.

Конкурс чучел огородных - еще одно традиционное развлечение. Вместе в один стройный ряд конкурсные работы выстроить не удается - что ж с ними поделаешь, чучела ведь! Ломаются, не привыкли к порядку. А потому приходится оценивать их прямо на участках...

Незаметно торжество подходит к концу. Обычный сельский праздник, о возможности существования которого лет двадцать назад, в 90-е, пожалуй, и помыслить было сложно. Но он появился - и стал здесь не просто традиционным, но - родным. Вот ведь как бывает: вроде безделица - обычная козуля, печенье, игрушка - вовсю помогает возродить славу старинного поморского села.

А как иначе? Это же наше, не придуманное, живое. Мы, северяне, это знаем. А тем, кто забыл, напомнили!

Фото: Сергей Юдков
Фото: Сергей Юдков
Сергей ЮДКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.08.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,008175,321878,225373,3423
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня