08.02.2014 / Наш край

Мурманские дороги тянутся из глубины веков

Фото с сайта http://venividi.ru/

Главная дорожная организация Мурманской области отмечает 75-летие. 8 февраля 1939 года на заседании оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области постановили: «Организовать областной дорожный отдел с 1 января 1939 года». Именно с этой протокольной строчки и ведет отсчет своей биографии «Мурманскавтодор» - правопреемник облдоротдела.

Есть хороший повод вспомнить о том, какими были дороги в области раньше и к чему пришли сегодня. При этом не ограничиться юбилейным отрезком времени, а перенестись на несколько сотен лет назад, ведь и до 1939 года люди как-то перемещались по нашему краю. Так и хочется порой отдельных водителей увезти (будь такая машина времени) на экскурсию в глубину веков, чтобы почувствовали разницу в передвижении.

Приведу выдержку из книги «Избранные произведения», которую написал наш известный историк-краевед Иван Федорович Ушаков:

«Во внутренней Лапландии существовала лишь одна регулярная дорога - от Кандалакши до Колы, которая носила разные названия: «Ямской путь» (XVI-XVII века), «Кольский тракт» (XVIII-XIX века) или просто «Мурманская дорога».

В пределах нашего края, от села Ковды до города Колы, имелось десять дорожных станций - «ям»: Ковдская, Княжегубская, Кандалакшская, Зашеечная, Екостровская, Вороньеозерская, Раснаволокская, Масельгская, Кицкая, Кольская.

До 80-х годов XVIII века ямская гоньба являлась феодальной повинностью податного населения. Екатерина II повелела содержать дорожные станции за счет государства, отдавать их с торгов тем, кто добровольно согласится взять их за наименьшую плату. Подрядчики давали обязательство всегда иметь на станции 4 ездовых оленя и для летних перевозок - карбас. Служилых людей по предъявлении подорожных грамот они возили бесплатно, а со всех остальных брали узаконенную поверстную плату.

До середины XIX века на оленях ездили только приказчики и состоятельные поморы. Но постепенно число промышленников, нанимающих извозчиков-лопарей, возрастало. В 1870 году шедших пешком насчитывалось до 1000 человек, а ехавших на оленях - около 1300».

О том, каково было состояние «Кольского тракта», да, впрочем, и других дорог края, на стыке XIX-XX веков, можно сделать вывод по следующему историческому факту. В 1896 году контр-адмирал Александр Сиденснер побывал в служебной командировке на Мурмане, и вот что он тогда отметил:

«Мы со времен Марфы Посадницы не истратили ни одной копейки на устройство не только шоссейных дорог и водяных сообщений по Кольскому полуострову, но и какой бы то ни было дороги хотя бы от Кандалакши до Колы, где в летнее время сообщение возможно только пешком по проложенным по лесу тропинкам и частью озерами на лодках, если позволяет погода. …От деревни Кандалакша до Колы в течение недели и более не встретится ни одного селения, где можно было бы обогреться, сварить горячую пищу. Построенные в шестидесятых годах на этом пути пять изб настолько малы, что большинство путников вынуждено располагаться на ночлег в снегу, на открытом морозном воздухе. И не одни взрослые терпят такой ужасный путь, но и мальчики-зуйки, от 10 до 15 лет, следующие за своими родителями».

В конце XIX века за дорогами местного сообщения, а по ним жители передвигались между пунктами их проживания и ремесла, исправно присматривал полицейский урядник.

В Государственном архиве Мурманской области удалось отыскать рапорт от декабря 1899 года полицейского урядника 4-го участка 1-го стана Александровского уезда Антропова, который в ходе осмотра зимних дорог до Гаврилова нашел, что на дороге от Териберки к Голицину вехи были укреплены непрочно, и их почти наполовину снесло, чем затрудняется путь. Пожалуй, наличие сигнальных вешек было главным зимой, о снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью речь тогда не шла.

Но вот в летний период планы намечались большие. «Что именно требуется устроить, исправить, улучшить (укрепить), пополнить или возобновить (расширить, поднять, углубить, выпрямить или расчистить) на дорожных участках и в сооружениях, и побудительные к тому причины» - была такая графа в акте осмотра дорог.

В одном из сохранившихся актов можно прочесть: «Следует очистить дорогу от камней, корней и сравнять ее; построить новые мосты вместо совершенно сгнивших». Добавлю, что в те далекие времена еще не было дорожных предприятий, и все работы ложились на плечи местного населения.

В 20-30-е годы XX века главным дорожным органом в Мурманском округе было Мурманское окружное управление шоссейных и грунтовых дорог автомобильного транспорта (Мурокрдор). В 1939 году был образован областной дорожный отдел, в ведение которого перешло 233 километра автодорог. Во второй половине XX века область постепенно прирастала новыми километрами и мостами, развивалась и улучшалась дорожная сеть на Кольском полуострове, и сегодня на автомобиле можно попасть практически в любой его уголок. От 1939 года до дней сегодняшних общая автодорожная сеть в Мурманской области увеличилась более чем в 10 раз.

Вот лишь несколько цифр. Протяженность федеральной автомобильной дороги Р-21 «Кола» (с подъездами к городу Мурманску и аэропорту) - 554,5 километра, в их составе 72 мостовых сооружения. В 2004 году дорога перешла в оперативное управление ФКУ «Упрдор «Кола». Нельзя не заметить, что за последнее время она заметно преобразилась и продолжает развиваться, особенно показательна в этом смысле начавшаяся в 2013 году реконструкция подъезда к городу Мурманску.

Региональные автодороги находятся в ведении «Мурманскавтодора». Их протяженность 2018,8 километра. Только мостовых сооружений 147. Безусловно, они получат дальнейшее развитие, именно на это нацелена вся наша работа - обеспечение совместно с надежными подрядчиками безопасного и комфортного движения по дорогам области, чтобы дорожные пользователи при этом получали лишь положительные эмоции.

Фото:
Фото с сайта http://blockhaus.ru/
Фото:
Фото с сайта http://blockhaus.ru/
Александр МЕЛЕНТЬЕВ, ведущий инженер «Мурманскавтодора»

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.02.2014

Назад к списку новостей

Еще по теме

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,753576,232579,920473,3547
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня