21.03.2014 / Наш край

На финской родине российских ледоколов

Лед под ногами для нас, северян, дело привычное. А вот лед над моей головой, и не какая-то глыба или сосулька, угрожающе свисающая с крыши, а настоящее ледовое поле, оказался впервые. Во время поездки в Финляндию нас, группу российских журналистов, пригласили в ледовую опытную лабораторию компании «Aker Arctic». Она единственный в мире обладатель частного ледового опытного бассейна.

Вначале были модели

Современный бассейн (длиной 75, шириной 8 и глубиной воды более двух метров) позволяет проводить испытания моделей судов ледового класса масштабов 1:25 и 1:50. При этом управление испытуемыми моделями осуществляется дистанционно. Лед в этом бассейне обычно намораживают за ночь, чтобы утром не тратить время и сразу начать работать с очередной моделью. Технология моделирования льда, разработанная компанией, используется сейчас в разных научно-исследовательских институтах Финляндии и России.

В сегодняшнем виде компания «Aker Arctic» существует не так давно, но пишет свою историю с 50-х годов. Правда, тогда она еще не была нынешней отдельной структурой, а входила в состав крупной компании «Wärtsilä». Проектирование и тестирование ледоколов и других судов, способных работать во льдах, - главная задача, которую решают здесь специалисты. В 70-80-е годы в ледовом бассейне испытывались и ледоколы для Советского Союза. Генеральный директор компании Микко Ниини, ставший для нас гидом, с увлеченностью мальчишки готов часами рассказывать, как моделируются здесь суда.

Гордость финнов - ледокол «Урхо» (в переводе «Богатырь») тоже когда-то начинал свою жизнь здесь «игрушечной» моделью. Сотрудники компании принимали участие в проектировании большинства советских ледоколов, включая атомные «Вайгач» и «Таймыр». «Aker Arctic» продолжает активно взаимодействовать с российскими партнерами. Например, модельные испытания перспективных газовозов грузоподъемностью более 200 тысяч тонн, предназначенных для вывоза сжиженного природного газа с восточного побережья полуострова Ямал (проект ОАО «Новатэк»), тоже проводились в этом ледовом бассейне. Сейчас именно суда для добычи нефти и газа в арктических условиях в центре внимания специалистов. К слову, в 2010 году в России было завершено строительство по заказу ОАО «Совкомфлот» двух новых арктических танкеров «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Они вышли на Северный морской путь уже летом 2011-го, а построены были с использованием инновационных технологий компании «Aker Arctic». Ледокольные сухогрузы для «Норильского Никеля», способные ломать лед носом и кормой, тоже своим рождением обязаны конструкторам этой финской компании.

От замысла - к выходу в море

В целом же больше половины всех ледоколов мира, множество научно-исследовательских судов для Арктики и Антарктики, немало грузовых судов разного типа родом из Хельсинки. И они не только проектировались здесь, но и строились на местной судоверфи, которая специализируется именно на ледокольных судах. Даже первый в мире арктический ледокол «Ермак» был построен для Российской империи на английских верфях с использованием финских технологий. А уже начиная с 1932 года для заказчиков из России со стапелей финских верфей спущено на воду более двух тысяч судов различного типа. Совместно с финнами строились и ледоколы с ядерной силовой установкой «Таймыр» и «Вайгач». Они были полностью построены в Хельсинки, затем отправлены в Санкт-Петербург, где на Балтийском заводе уже были оснащены реакторными установками.

Лед ломать умеет боком

Сегодня хельсинкская судоверфь Arctech Helsinki Shipyard объединила опыт и знания в судостроении двух стран: это совместное предприятие корейской компании STX Finland Oy и российской Объединенной судостроительной корпорации. Соглашение о создании совместного предприятия было подписано в декабре 2010 года, когда половина акций верфи была выкуплена российской ОСК с целью создания отдельного кластера по строительству судов ледового класса на Балтийском море. Владельцы компании имеют равные доли акций. Тогда же верфь получила контракт на постройку двух ледоколов-снабженцев - «Витус Беринг» и «Алексей Чириков». Суда этого типа способны ломать лед как кормой, так и носом и предназначены для перевозки различных типов грузов, буксировки, спасения, а также сбора аварийных разливов нефтепродуктов.

Работает на верфи около 400 человек, четверть из них - инженеры. Кстати, в Хельсинки верфь - практически единственное место, где к морю нельзя подойти. В любой точке столицы Суоми можно прогуляться по набережной.

Нашим «гидом» в Arctech Helsinki Shipyard стал наш соотечественник - старший вице-президент Валерий Тимофеев. Он рассказал о предприятии и показал его док. По крутой лестнице, которой, казалось, не будет конца, мы спустились вниз. В это время на глубине 35 метров собирали и оснащали очередной российский ледокол. И не простой ледокол, а первый ледокол, идущий косым ходом.

Из-за асимметричности корпуса он кажется несколько странным. Но такая конструкция позволяет ломать лед не только передним и задним ходом, но и косым, ломая льды боком, очищая при этом ото льда более широкий проход для судов. За счет своеобразной формы корпуса и винторулевых колонок этот ледокол сможет прокладывать во льдах канал шириной до 50 метров. Он оборудован также вертолетной площадкой и грузовым краном грузоподъемностью 25 тонн. Концепцию судна разрабатывала компания «Aker Arctic».

Снующие вдоль корпуса рабочие на фоне очередной блок-секции корпуса кажутся совсем маленькими. Когда все секции будут сварены между собой и покрашены, а внутри оснащены всем необходимым, док заполнит вода, и новый ледокол начнет свой отсчет суровым морским милям. Трудно поверить, что этим ледовым богатырем длиной более 76 и шириной 20,5 метра будет управлять экипаж всего из 24 человек. Правда, здесь предусмотрены места еще на 12 человек. Ведь предназначен он как для проводки судов, так и для буксировки, тушения пожаров на плавучих объектах, помощи судам, терпящим бедствие, перевозки полезных грузов, а также для работ по ликвидации разливов нефти, экологического мониторинга. Так что нужные специалисты смогут рассчитывать при необходимости на вполне комфортабельное размещение.

Это судно - первое в серии из четырех аналогичных - должно войти в состав флота Государственной морской спасательной службы России уже весной. А пока мы можем наблюдать, как соединятся огромные многотонные блоки, и представлять, как в скором времени хлынет в док морская вода и поднимет корпус, чтобы нести его на своих волнах в дальние походы.

Фото: Юния Валамина
Юния ВАЛАМИНА, Мурманск - Хельсинки

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.03.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,681276,073779,580974,2346
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня