18.04.2014 / Наш край

Встречая льды косности, сам становился ледоколом

110 лет назад погиб создатель «Ермака» адмирал Макаров

Фото с сайта lemur59.ru

«В море я у себя дома, а на берегу - в гостях», - эта фраза стала крылатой и известна, пожалуй, любому моряку. Но не каждый знает, что она принадлежит знаменитому отечественному флотоводцу, ученому, полярному исследователю Степану Осиповичу Макарову.

Для него самого она была не просто фразой, а, пожалуй, формулой жизни. В январе исполнилось 165 лет с того дня, когда будущий адмирал родился в Николаеве в семье выбившегося из низов морского офицера. Отрочество он провел в Николаевске-на-Амуре, куда перевели отца. Там мальчик был отдан в морское училище и уже в тринадцать лет впервые ступил на палубу судна. Среди ровесников Макаров выделялся исключительным трудолюбием и любознательностью и в 1865-м окончил училище лучшим по успеваемости.

Практически с самого начала службы он стал заниматься исследованиями, первую научную работу опубликовал в 68-м. А вскоре его имя впервые громко прозвучало в морских кругах.

Меньше трех месяцев прослужил мичман Макаров на двухбашенной броненосной лодке Балтийского флота «Русалка». Но именно в этот период корабль получил пробоину, сев на риф, и едва не утонул. Случившееся подтолкнуло пытливый ум молодого моряка, и через несколько месяцев он предложил устройство, которое позволяло быстро устранить течь в корпусе при пробоине. Оно вошло в историю под названием «макаровский пластырь». Пластырь показал себя настолько эффективным, что стал одним из российских экспонатов Всемирной выставки в Вене. А для моряка одной из главных задач в жизни стала разработка теории непотопляемости судов.

Яркой страницей оказалась его служба во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Накануне Макарова перевели на Черноморский флот. Он предложил план переоборудования быстроходных торговых судов в боевые и получил возможность осуществить его, приняв командование пароходом «Великий князь Константин». После реконструкции судно стало своего рода маткой для торпедных катеров, которые устремлялись к кораблям неприятеля и атаковали их минами и торпедами. На его счету - первое в истории успешное применение боевой торпеды. Под водительством Макарова были потоплены или повреждены два турецких военных корабля и около 10 транспортных судов.

Жизнь Степана Осиповича была чрезвычайно разнообразна и богата. И буквально каждый ее поворот связан с научными исследованиями, открытиями, новаторскими разработками.

Командуя кораблем «Тамань», он начал изучать Босфор. Для этой цели сконструировал флюктометр - прообраз современных приборов для измерения течений на различных горизонтах. Результаты его исследований - труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» был удостоен премии Российской академии наук.

Кругосветное плавание на корвете «Витязь» в 1886-1889 годах Макаров превратил в блестящую научную экспедицию по изучению Мирового океана. В память об этом имя «Витязя» выбито на фронтоне Океанографического музея в Монако в числе самых известных кораблей науки.

Назначенный на должность главного инспектора артиллерии, Степан Макаров изобрел приспособление для снаряда - бронебойный, так называемый макаровский, колпачок. Он буквально заваливал свое ведомство разнообразными идеями, касавшимися и тактики военно-морских действий, и усовершенствования конструкции кораблей. Однако далеко не все получали ход и были своевременно воплощены в жизнь.

Немало сил пришлось приложить адмиралу, чтобы пробить создание современного ледокола. Макаров знал об опыте кронштадтского судовладельца Михаила Бритнева (1822 -1889). Стремясь продлить навигацию на Балтике хотя бы на несколько недель, тот решил срезать на своем пароходе «Пайлот» округлую часть носовой оконечности и придать ему теперь уже привычную для нас ледокольную форму. И сравнительно небольшое судно смогло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Как, к сожалению, водится, идея была прежде всего подхвачена на Западе. Немцы купили чертежи Бритнева и шустро построили ледоколы больше и мощнее. Пример немцев оказался заразительным. По русским чертежам были построены ледоколы для Дании, Швеции, США и Канады.

Впрочем, все-таки это было не совсем то, в чем нуждалась наша страна. Льды Арктики тем судам были не по зубам. «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану, поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия», - говорил Макаров. В 1897-м он подал докладную записку управляющему Морским министерством, в которой изложил проект освоения Арктики с помощью современных ледоколов. Ответ был остужающим: мол, правительство не может содействовать ни деньгами, ни тем более судами для научных, к тому же проблемных, задач.

Но чиновники плохо знали Макарова. Когда надо было сломать льды косных представлений, он сам превращался в ледокол. Степан Осипович выступил с публичной лекцией «К Северному полюсу - напролом» перед членами Русского географического общества. Она оказалась настолько убедительной и заразительной, что ее участники во главе с Дмитрием Менделеевым горячо выступили в поддержку адмирала. Под давлением общественности и исходя из интересов сибирских промышленников правительство было вынуждено выделить деньги на постройку ледокола.

Комиссией, которая составляла техническое задание для строительства, руководил, естественно, Степан Осипович. Корабль заложили на судоверфи в Ньюкасле в 1898-м и спустили на воду через год с именем покорителя Сибири Ермака на борту. Адмирал лично следил за постройкой ледового богатыря, он же оказался первым его командиром и испытателем. Ходил на «Ермаке» в 1899-м к Шпицбергену, а спустя два года к Новой Земле. Это были суровые практические испытания ледокола. При этом он заходил в Екатерининскую гавань, где поднимался юный город Александровск, ныне - Полярный. Как и его предшественники, Чичагов и Литке, Макаров посетил и уютную Колу.

Трудно сказать, как развивалось бы освоение Арктики, если бы не этот гражданский и организаторский подвиг адмирала - если бы накануне ХХ века у России не появился «Ермак», давший пример и проложивший дорогу во льдах другим более мощным ледоколам.

…Вскоре после того, как раздались первые залпы русско-японской войны, в начале марта (по новому стилю) 1904 года вице-адмирал Макаров прибыл в Порт-Артур в качестве командующего флотом Тихого океана. Стремясь поднять боевой дух защитников города, он стал выводить корабли, которые японцы стремились запереть в гавани, в море - навстречу противнику. Раз, другой, третий… Но 13 апреля броненосец «Петропавловск», на котором держал свой флаг комфлота, не разминулся с одной из японских мин, скрытно поставленных накануне ночью. Сдетонировал боезапас артиллерийского погреба, и корабль затонул в течение полутора минут. Вместе с адмиралом ушли в пучину около 650 членов экипажа, в том числе и знаменитый художник-баталист Василий Верещагин.

В Кронштадте стоит памятник Степану Макарову со знаменитой надписью на постаменте: «Помни войну!». Его именем названо 17 географических объектов, Тихоокеанское военно-морское училище, Государственная морская академия в Санкт-Петербурге, в которой в свое время учился и автор этих строк.

А в Мурманске о великом моряке напрямую не говорит ничто.

«Ермак» долго пахал в арктических льдах и был списан только в 1964-м. Мне доводилось подниматься на его борт в ту пору, когда ледокол еще был в строю. Это одно из теплых воспоминаний, которые бережно хранит память. Только 50 лет назад легендарный корабль ушел в историю. К сожалению, советское правительство, несмотря на многочисленные просьбы моряков-ветеранов, не нашло возможности сберечь дедушку ледокольного флота. Но мурманчанам о «Ермаке» напоминает его якорь, установленный рядом с областным краеведческим музеем.

Он водружен на гранитный постамент на фоне панно с изображением «Ермака». Высоко, не дотянуться. Хотя иногда хочется прикоснуться, ощутить холод старого металла. Почему-то кажется, что к нему непременно прикасался и Степан Осипович…

Фото:
Фото с сайта www.farvater-submariners.com.ua
Рашид САЛЯЕВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.04.2014

Назад к списку новостей

Еще по теме

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,723875,569280,000773,2707
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня