Не продается вдохновенье?

Художники предлагают преобразить Мурманск, но не знают, за чей счет

Фото: Сергей Ещенко

Искусство в контексте городской среды - такова была главная тема дискуссионной площадки «Transborder Кухня» («трансграничная кухня»), прошедшей в рамках Мурманской международной деловой недели. Это совместная акция заполярной проектной арт-платформы «Фрайдимилк» и киркенесского агентства «Девушки на мосту».

- Тема сложная, потому что искусством может быть все: от приготовления пищи до спектакля в театре, - открыла обсуждение создатель независимой галереи уличного искусства «Стрит Кит», куратор биеннале уличного искусства и столичного творческого объединения «Артмоссфера» Сабина Чагина. - В открытом диалоге мы хотим обсудить различные формы самовыражения художников - от вполне традиционных выставок до фестивалей современного искусства.

На встречу пришли представители не только мурманской творческой среды и администрации города. Преподаватель художественной школы, куратор галереи ВХУТЕМАС Мария Трошина из Москвы впервые в заполярной столице, приехала накануне вечером и уже успела немного прогуляться по городу и составить свое мнение о его внешнем облике.

- Поначалу показалось, что полярная ночь уже наступила, однако меня заверили, что это не так, и днем я в этом убедилась, - улыбнулась Мария. - До этого визита я знала лишь о том, что в Мурманске есть гостиница «Арктика», один из примеров современного модернизма. Вообще город мне понравился: живая, динамичная среда, много монументального искусства советского периода. Особенно впечатлил памятник Жертвам интервенции. Также понравилась мозаика на здании краеведческого музея. Но, знаете, современность не ощущается. Впечатление, что я попала в город 50-х, 60-х или 70-х годов ХХ века.

- Действительно, многие памятники находятся в хорошем состоянии. Город готовится к своему 100-летию, поэтому идет реконструкция, - присоединилась к разговору мурманский художник, преподаватель детской художественной школы Вероника Вологжанникова. - Но современное искусство проявляется очень локально. За последние три года в Мурманске появились три городские скульптуры, и те либо в советской стилистике, либо носят характер шутки. К примеру, кот Семен. А как такового стрит-арта не возникает, только единичные его проявления в рамках каких-либо фестивалей. По моему мнению, необходим куратор, чтобы вести подобные проекты. Мне, как художнику, было бы интересно участвовать в чем-то подобном.

Дальше разговор пошел об успешном опыте взаимодействия артистов Баренцева региона с органами власти и бизнеса в реализации культурных проектов, обозначили основные трудности, с которыми сталкиваются начинающие арт-кураторы.

Канадский урбанист, кандидат философских наук Морган Ип, который сейчас живет в Норвегии, провел презентацию созданного им совместно с мурманскими программистами сайта.

- На интернет-страничке можно увидеть карты нескольких городов с отмеченными красным цветом значками, поставленными жителями на тех местах, которые, по их мнению, нужно преобразовать, - рассказал Морган Ип. - Если точка зеленого цвета, значит, там уже начали работать, можно кликнуть и посмотреть, как продвигаются дела. Аналоги нашего сайта есть в Москве, норвежских городах. Причем в Норвегии инициатива создания подобного ресурса исходила от властей. Жители отмечают проблемные места, потом им дается время проголосовать за высказанные предложения и затем начать работу. Таким образом люди втягиваются в процесс улучшения городской жизни. А это очень важно.

- Я сам выступаю инициатором воплощения подобного в жизнь, - сказал социолог, уличный художник из Санкт-Петербурга Антон «Мэйк» Польский. - К примеру, на некоторых участках дорог мы рисовали «зебры» и ставили несанкционированные знаки пешеходного перехода в тех местах, где люди постоянно пересекают проезжую часть, нарушая правила, поскольку нигде поблизости не могут это сделать. Идею подхватили в других городах, тоже стали рисовать белые полосы на трассах. В результате в Москве на некоторых из таких участков появились вполне законные переходы. Это пример, как люди сами могут менять жизнь в городе к лучшему, используя минимум ресурсов.

Все выступавшие были едины в том, что необходимо взаимодействие между горожанами и властью, обмен мнениями. Причем узнавать о том, что волнует людей, можно не только при помощи специального сайта. Возможен, допустим, сбор идей через специальные почтовые ящики. Подобное в пяти микрорайонах столицы воплотили в жизнь Антон со своими соратниками. Полученные предложения показали муниципальным депутатам, и многое из того, о чем написали москвичи, уже стало реальностью.

- Конечно, возможно организовать подобное в Мурманске, - высказал мнение заместитель начальника управления Октябрьского округа областного центра Александр Боянжу. - Но поскольку у нас диалог, я, как представитель власти, скажу, что мы смотрим на эту ситуацию с иной стороны. Во-первых, нужно различать вандализм и уличное искусство. Во-вторых, необходимо предусматривать финансирование подобных проектов. С 2010 года администрация Мурманска проводит конкурс рисунков в стиле граффити. В первый раз спонсоры нашлись быстро, а вот последующие годы приобретение красок и всего остального велось на средства городского бюджета. Может быть, в столице проще найти финансовую помощь на такие проекты, у нас с этим сложнее.

На это Александру Витальевичу из зала возразили, что городской бюджет формируется из налогов, отчисляемых ежемесячно северянами, а значит, они имеют право участвовать в обсуждении, на какие цели потратить полученные средства. Например, на искусство. С одной стороны, мысль вполне логичная. Но с другой, то же самое могут заявить самые разные категории горожан. Нужно найти компромисс. К тому же многие проекты в области стрит-арта, о которых шла речь на дискуссионной площадке, воплощались в жизнь не за счет бюджета, а с финансовой помощью спонсоров или самих активистов. Так, чешская художница из Брно Катерина Шеда распечатала тысячу рубашек с принтом - видами спального микрорайона - и разослала их по почте землякам, причем на конверте в графе «отправитель» стояло имя живущего по соседству человека. В результате люди перезнакомились между собой, а это и было целью Катерины.

Также из зала поинтересовались, почему в администрации Мурманска нет должности главного художника, хотя раньше была. Может, стоит ее вернуть? К сожалению, вопрос был задан не по адресу, вряд ли Александр Боянжу, как заместитель начальника управления Октябрьского округа, вправе решать, какую штатную единицу вводить в мэрии, а какую нет.

Зашел разговор и о фестивале монументального искусства «ФРЕСКО», призванного оживить улицы заполярной столицы творчеством местных художников. Да, в его рамках состоялись мастер-классы, выставки, кинопоказы, лекции, а вот воплотить в жизнь подготовленные эскизы авторы не смогли - не нашлось денег. И постоянно разговор возвращался к сайту Моргана Ипа. Возможно, ошибаюсь, но сложилось впечатление, что одной из целей дискуссионной площадки было добиться финансовой поддержки портала от городской администрации.

Хоть вдохновенье, по слову поэта, и не продается, но преображать Заполярье с помощью демократичного уличного искусства бесплатно художники явно не готовы. В итоге собравшиеся сошлись в одном: встреча станет отправной точкой в споре о развитии творческих проектов в Мурманске.

Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.11.2015


Еще по теме

Уклонист от обязательных работ в Полярных Зорях отправился под арест

Нарушителю ПДД вынесли наказание в виде отработки 150 часов

В Мурманске в подвале дома на Ленина тушили мусорный пожар

Мусорные пожары, пожалуй, самые частые за последнюю неделю

Бывшая главбух Центра ЖКХ в Алакуртти заплатит штраф за мошенничество

Она перевела денежные средства учреждения в размере более 170 000 рублей на счета своих знакомых

Неизвестный пытался забросить на территорию мурмашинской колонии мобильники

Увидев резервную группу охраны, подозреваемый скрылся

Жительница Кандалакши попала под грузовой поезд на станции Пояконда

В 2019 году это первое смертельное происшествие на железнодорожный путях республики Карелия

На Кировском руднике погиб машинист электровоза

Машинист при выполнении работ по постановке электровоза на рельсовый путь был придавлен его корпусом к борту горной выработки. 

Читаемое