27.01.2016 / Наш край

Богатыри будут под стать задачам

Больше ледоколов - мощных и разных

До 2020 года арктический флот страны пополнят три новых двухосадочных универсальных атомных ледокола (УАЛ) проекта 22220. Госконтракты уже подписаны, на Балтийском заводе идет строительство. О том, как готовится к приемке богатырей ФГУП «Атомфлот», моряки-атомщики рассказали членам общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области.

- Работа нашего совета направлена на то, чтобы информацию обо всех начинаниях, которые планируются в нашем регионе в атомной отрасли, доводить до общественности на самых ранних этапах. Это дает возможность обеспечить общественный контроль за их реализацией, - отметил секретарь совета Сергей Жаворонкин.

Стоит сказать, что мурманское предприятие всегда славилось своей открытостью. Не стал исключением и вопрос с подготовкой к пополнению флота.

- Новый УАЛ длиннее и шире действующих ледоколов. И будет иметь принципиально другую реакторную установку - «РИТМ-200». Это потребовало создания соответствующей инфраструктуры, - сообщил заместитель генерального директора «Атомфлота» по базированию Николай Мантула.

Во-первых, необходим новый док для обслуживания. Сроком ввода его в эксплуатацию определен 2022 год. Кроме того, в ближайшие два года по уже разработанному проекту построят доковый цех. В нем можно будет проводить ремонт винторулевых комплексов как новых, так и действующих ледоколов.

Во-вторых, для обеспечения перезарядки реакторов УАЛ потребуется новое судно атомного технологического обеспечения. Оно должно прийти на смену ныне действующей плавтехбазе «Имандра» к 2023 году. До этого на берегу будет построен необходимый перегрузочный комплекс. Соответствующий договор с «ОКБМ Африкантов» уже подписан.

Еще одна задача - утилизация отработавших свой срок атомоходов. Она нужна хотя бы для того, чтобы освободить причальную линию для новых богатырей. Сейчас выведены из эксплуатации три ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Россия».

Причем концепция их утилизации во многом благодаря усилиям специалистов «Атомфлота» в последнее время была существенно изменена. Ранее планировалось, что разделка атомоходов пройдет на снежногорском судоремонтном заводе «Нерпа». Там же предполагалось сформировать блок-упаковки для отправки в расположенный неподалеку пункт длительного хранения в Сайда-губе. По подобной схеме в свое время отправили «на иголки» атомные субмарины.

Теперь же с учетом новых оценок и опыта по разделке плавтехбазы «Володарский» разработана схема поэлементного демонтажа реакторного оборудования непосредственно у плавпричала «СевРАО» в Сайда-губе с использованием плавкрана. Там же радиоактивные элементы конструкции поместят в блок-упаковку. Затем ледокол будет переведен в разряд обычного судна, которое можно разделать на любом судоремонтном заводе.

Кстати, подобная схема дает дополнительное время для принятия решения превратить «Арктику» в судно-музей, установив в Петербурге. Если помните, есть такая идея - спасти знаменитый корабль, первенца одноименной серии, от ухода в небытие. Теперь за судьбу ледокола можно будет бороться и тогда, когда из него будет извлекаться реакторное оборудование.

На мой взгляд, «Арктика», безусловно, заслужила право на вторую жизнь. Но, как говорят специалисты, только перегон судна на Балтику, с учетом стоимости работы необходимых буксиров, обойдется в гигантские суммы. Недешевым будет и внутреннее переоснащение.

Впрочем, вернемся к основной теме материала. «Атомфлот» еще только готовится принять новые ледоколы серии 22220, но уже началось обсуждение строительства двух видов ледоколов следующего поколения. Об этих планах также рассказали членам общественного совета.

С тем, каким будет ледокол-лидер участников заседания ознакомил главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Владимир Воробьев. Следует отметить, что по проектам этого питерского конструкторского бюро построено более сотни судов. В том числе дизельные ледоколы, а также атомные - «Ленин» и класса «Арктика». В кооперации с финской фирмой «Вяртсиля» здесь разработали и мелкоосадочные атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». Проект нового УАЛ серии 22220 также принадлежит «Айсбергу».

Теперь о ледоколе-лидере. Он будет иметь четырехвальную гребную установку с мощность на валах 120 мегаватт. Мощность, в два раза большую, чем у строящихся УАЛ, ему обеспечит реакторная установка РИТМ-400. Атомоход будет иметь автономность около восьми месяцев. Причем заход в порт потребуется исключительно для пополнения запасов провизии. Других ограничений у судна нет. Между перегрузками активной зоны оно сможет работать не менее пяти лет.

Впечатляют и размеры богатыря: длина - 209 метров, ширина - 46. Для сравнения: нынешние, очень немаленькие «суденышки» класса «Арктика» имеют параметры 148 и 30 метров соответственно, строящиеся по проекту 22220 «ребята» - 174 и 34 метра.

В общем, новенький даже среди других атомных богатырей будет смотреться этаким Святогором. Да и лед колоть будет по-взрослому: при скорости 2 узла ледопроходимость составит 4,3 метра (у ледоколов класса «Арктика» - до 2,5 м, у будущих УАЛ - до 2,9 м), при 10-12 узлах (это, что называется, рабочая скорость) - 2,4-2,5 метра.

- Такой ледокол можно будет эксплуатировать в любой точке Арктики и в любое время года, - подытожил свое выступление Владимир Воробьев.

Еще один перспективный проект - многофункциональный атомный ледокол оффшорного типа для работы на арктическом шельфе, например, в устьях сибирских рек. О нем членам общественного совета рассказал генеральный директор - главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков.

Параметры этого маневренного мелкоосадочного судна скромнее, чем у ледокола-лидера. Длина и ширина - 152 метра и 31 метр соответственно. Ледопроходимость при скорости 2 узла составит 2,3-2,4 метра. Мощность модифицированной реакторной установки РИТМ-200 - 40 мегаватт.

Атомоход будет оснащен двумя полноповоротными винторулевыми колонками и центральным винтом. Два подруливающих устройства будут расположены в носовой части. Все это позволит с высокой точностью позиционировать ледокол и добавит ему маневренности.

- Разноплановость работ, которые ведутся в Арктике, позволяет утверждать: просто ледокола сейчас недостаточно. Поэтому наша разработка - это унифицированная платформа. А комплектация может быть различной, - уточнил докладчик.

Кроме базового варианта разработан ледокол-снабженец с максимально большой грузовой палубой для доставки различного оборудования и припасов на буровые и добычные платформы на шельфе. Есть проект для обеспечения технического обслуживания, инспекций и ремонтов подводных нефтегазодобывающих сооружений. Он имеет большой ангар для спецоборудования. Имеются и другие варианты оснастки и комплектации, способные обеспечить выполнение самого широкого круга работ на арктическом шельфе.

О сердце будущих ледоколов рассказал главный специалист по судовым реакторным установкам «ОКБМ Африкантов», доктор технических наук, профессор Виталий Полуничев. Нижегородское КБ входит в структуру Росатома. Оно ведет разработку корабельных и судовых реакторных установок с 1954 года. Ими, в частности, оснащены все отечественные (а других на планете и нет) атомные ледоколы - от «Ленина» до строящихся УАЛ. РИТМ-200 - уже фактически четвертое поколение таких установок. От своих предшественниц они отличаются большими компактностью и запасом безопасности. Такая установка даже при очень интенсивной эксплуатации атомохода не требует перезарядки в течение семи лет.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.01.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

О рыбном море начистоту
Лето-2015 было насыщенным и бурным. Все началось с первых признаков заболевания у семги, идущей на нерест из Баренцева моря в наши реки

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Когда кино в коме
Гороскоп на сегодня