13.04.2016 / Наш край

Разделать «Лепсе» и разделаться с тревогой

Фото: Лев Федосеев

Утилизация «Лепсе» идет по плану - таковы выводы инспекции Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который является финансовым донором проекта.

- Мы находимся в графике, определенном контрактом. Международные доноры и международные консультанты удовлетворены тем объемом работ, которые выполняет наше предприятие, - подтвердил руководитель проекта утилизации плавтехбазы «Лепсе» СРЗ «Нерпа» Александр Малышкин.

Это судно, построенное еще в тридцатые годы прошлого века, в начале шестидесятых было переоборудовано под плавтехбазу для обслуживания создаваемого атомного ледокольного флота страны. Его задействовали для перезарядки реакторов атомоходов «Ленин», «Арктика», «Сибирь». С 1981 года использовали уже в качестве хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО).

Главная опасность, которую хранят в себе трюмы, - 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть которых повреждена. «Лепсе» справедливо называли самым ядерно-опасным плавучим объектом Северо-Запада России. При этом обладатель столь незавидного титула десятилетия стоял у причала Атомфлота, в нескольких километрах от городской черты Мурманска.

Над проектом утилизации плавтехбазы думали давно. Но лишь несколько лет назад ситуация сдвинулась с места. Причем в прямом смысле. В сентябре 2012 года «Лепсе» отбуксировали на снежногорский судоремонтный завод «Нерпа». Там, пока ПТБ еще находилась на плаву, с нее демонтировали мачты, трубу и элементы надстройки. Одновременно на берегу подготовили конструкции носовой и кормовой блок-упаковок. И в октябре 2014-го судно поставили в док, а затем перевели на твердое основание на стапельной плите «Нерпы».

- Как говорят судоремонтники, корабль стал в док «как влитой». Сложность этой доковой операции была в том, что он вставал не на обычный стапель, а в носовую блок-упаковку. Были готовы ее днищевая и две бортовые секции, - сообщил Александр Малышкин.

По проекту уже лишившееся надстройки судно должно быть разделено на пять частей: кормовую (условно «чистую»), блок хранилища цистерн жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в кормовой части, машинно-котельное отделение, хранилище ОЯТ в носовой части и собственно носовую часть.

В апреле 2015-го разделка началась. Самая опасная зона - носовой отсек с хранилищем ОЯТ. Поэтому специалисты уточнили радиационную обстановку в ней, провели ряд других необходимых подготовительных работ.

Вокруг хранилища должны быть сформированы две блок-упаковки - кормовая и носовая. Секции под них заранее изготовили в цехах предприятия. Сначала была полностью удалена кормовая оконечность судна. В сентябре прошлого года проведен демонтаж машинно-котельного отделения.

- Это самое напряженное место в плане обеспечения пожарной безопасности, - отметил Александр Малышкин.

В октябре закончили монтаж торцевых секций кормовой блок-упаковки. Сейчас она уже полностью сформирована. Осталось только окрасить, что и будет сделано летом. А уже в сентябре она должна уйти на долговременное хранение в Сайда-Губу.

С носовой частью судна проблемы серьезнее. Опасное содержимое трюмов «Лепсе» - 639 ОТВС, большинство из которых признаны дефектными. А значит, выгрузить их по штатной технологии нельзя. Впрочем, решение относительно метода разгрузки ПТБ найдено. Если не вдаваться в технические подробности, то их извлекут из хранилища прямо в пеналах, в которых они находятся. Но операция эта, мягко скажем, непростая, требующая тщательной подготовки. В частности, предстоит сделать защитное укрытие.

- Будет построен специализированный мини-цех, который позволит выгрузить все эти ТВС и передать их на спецкомбинат «Маяк». Возведение укрытия должно закончиться в 2017 году. И до 2020-го специалисты будут заниматься выгрузкой топлива, - сообщил Александр Малышкин.

После этого лишившаяся своего опасного содержимого носовая блок-упаковка также поступит в Сайда-Губу.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.04.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

По карте - далеко, по интересам - близко
Состоялась встреча первого заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина с делегацией японской компании «North Japan Port Consultants Ltd», возглавил которую руководитель отдела управленческого планирования Нацухико Оцука
Деньги - к деньгам?
На вопросы начинающих и действующих предпринимателей в пятницу в Кировке отвечали представители региональных министерств развития промышленности и предпринимательства, строительства и территориального развития
Аргументы и контрафакты
Задача защиты россиян от контрафактной и некачественной продукции поставлена президентом страны. В нашем регионе реализуется комплекс соответствующих мер
Каникулы? Время засучить рукава!
Несмотря на не самую радужную для бизнеса ситуацию, именно сейчас самое время для стартов

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня