13.04.2016 / Наш край

Разделать «Лепсе» и разделаться с тревогой

Фото: Лев Федосеев

Утилизация «Лепсе» идет по плану - таковы выводы инспекции Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который является финансовым донором проекта.

- Мы находимся в графике, определенном контрактом. Международные доноры и международные консультанты удовлетворены тем объемом работ, которые выполняет наше предприятие, - подтвердил руководитель проекта утилизации плавтехбазы «Лепсе» СРЗ «Нерпа» Александр Малышкин.

Это судно, построенное еще в тридцатые годы прошлого века, в начале шестидесятых было переоборудовано под плавтехбазу для обслуживания создаваемого атомного ледокольного флота страны. Его задействовали для перезарядки реакторов атомоходов «Ленин», «Арктика», «Сибирь». С 1981 года использовали уже в качестве хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО).

Главная опасность, которую хранят в себе трюмы, - 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть которых повреждена. «Лепсе» справедливо называли самым ядерно-опасным плавучим объектом Северо-Запада России. При этом обладатель столь незавидного титула десятилетия стоял у причала Атомфлота, в нескольких километрах от городской черты Мурманска.

Над проектом утилизации плавтехбазы думали давно. Но лишь несколько лет назад ситуация сдвинулась с места. Причем в прямом смысле. В сентябре 2012 года «Лепсе» отбуксировали на снежногорский судоремонтный завод «Нерпа». Там, пока ПТБ еще находилась на плаву, с нее демонтировали мачты, трубу и элементы надстройки. Одновременно на берегу подготовили конструкции носовой и кормовой блок-упаковок. И в октябре 2014-го судно поставили в док, а затем перевели на твердое основание на стапельной плите «Нерпы».

- Как говорят судоремонтники, корабль стал в док «как влитой». Сложность этой доковой операции была в том, что он вставал не на обычный стапель, а в носовую блок-упаковку. Были готовы ее днищевая и две бортовые секции, - сообщил Александр Малышкин.

По проекту уже лишившееся надстройки судно должно быть разделено на пять частей: кормовую (условно «чистую»), блок хранилища цистерн жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в кормовой части, машинно-котельное отделение, хранилище ОЯТ в носовой части и собственно носовую часть.

В апреле 2015-го разделка началась. Самая опасная зона - носовой отсек с хранилищем ОЯТ. Поэтому специалисты уточнили радиационную обстановку в ней, провели ряд других необходимых подготовительных работ.

Вокруг хранилища должны быть сформированы две блок-упаковки - кормовая и носовая. Секции под них заранее изготовили в цехах предприятия. Сначала была полностью удалена кормовая оконечность судна. В сентябре прошлого года проведен демонтаж машинно-котельного отделения.

- Это самое напряженное место в плане обеспечения пожарной безопасности, - отметил Александр Малышкин.

В октябре закончили монтаж торцевых секций кормовой блок-упаковки. Сейчас она уже полностью сформирована. Осталось только окрасить, что и будет сделано летом. А уже в сентябре она должна уйти на долговременное хранение в Сайда-Губу.

С носовой частью судна проблемы серьезнее. Опасное содержимое трюмов «Лепсе» - 639 ОТВС, большинство из которых признаны дефектными. А значит, выгрузить их по штатной технологии нельзя. Впрочем, решение относительно метода разгрузки ПТБ найдено. Если не вдаваться в технические подробности, то их извлекут из хранилища прямо в пеналах, в которых они находятся. Но операция эта, мягко скажем, непростая, требующая тщательной подготовки. В частности, предстоит сделать защитное укрытие.

- Будет построен специализированный мини-цех, который позволит выгрузить все эти ТВС и передать их на спецкомбинат «Маяк». Возведение укрытия должно закончиться в 2017 году. И до 2020-го специалисты будут заниматься выгрузкой топлива, - сообщил Александр Малышкин.

После этого лишившаяся своего опасного содержимого носовая блок-упаковка также поступит в Сайда-Губу.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.04.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

По карте - далеко, по интересам - близко
Состоялась встреча первого заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина с делегацией японской компании «North Japan Port Consultants Ltd», возглавил которую руководитель отдела управленческого планирования Нацухико Оцука
Деньги - к деньгам?
На вопросы начинающих и действующих предпринимателей в пятницу в Кировке отвечали представители региональных министерств развития промышленности и предпринимательства, строительства и территориального развития
Аргументы и контрафакты
Задача защиты россиян от контрафактной и некачественной продукции поставлена президентом страны. В нашем регионе реализуется комплекс соответствующих мер
Каникулы? Время засучить рукава!
Несмотря на не самую радужную для бизнеса ситуацию, именно сейчас самое время для стартов

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,293472,465976,340969,7942
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня