28.07.2016 / Наш край

Неизвестные монументы забытого Мурманска

4. В стиле девушки с веслом

Фото: Фото из фондов ГАМО
Статуи играющих детей в центре Мурманска в годы войны.

Принято считать, что в 30-е годы минувшего века в советском искусстве безраздельно царили пропаганда и агитация. И по большому счету это действительно так. Вот только пропагандировать можно по-разному. Не только статуями партийных вождей, но и скульптурами совершенно иного рода.

Заполярные статуи с юга

…На юг, куда-нибудь в Гвинею,

Исчезло с птицами тепло,

И в старом парке, коченея,

Роняет девушка весло.

Вот так, с юмором, один из мурманских поэтов «увековечил» когда-то в своем стихотворении самую популярную в народе скульптуру страны - «Девушку с веслом», установленную в 1935-м на главной магистрали ЦПКиО имени Горького, в центре фонтана. Статуя олицетворяла молодость, силу, красоту в ее тогдашнем понимании, - словом, здоровый образ жизни. «Родилась» она в мастерской Исаака Рабиновича в 1931 году. Затем ее усовершенствовал скульптор Иван Шадр: именно его «девушка» до сих пор считается эталонной. Ну а по стране широко разошлись дешевые гипсовые копии работы Ромуальда Иодко.

Со временем эта скульптура превратилась в нарицательный символ эпохи. Ее именем обозначали все статуи спортивного стиля и вообще любые садово-парковые монументы. В Мурманске, для которого в силу климатических условий женская гребля была малоактуальна, имелись аналоги девушки с веслом слегка иного характера.

«Началась установка скульптур у входа в Дом культуры им. Кирова, - сообщала «Полярная правда» 27 августа 1937 года. - Перед фасадом здания на пьедесталах уже установлены две двухметровых статуи физкультурников работы скульптора Степаняна - автора ряда скульптур Московского метрополитена».

Да, да, так получилось, что по иронии судьбы автором монументов для главного очага культуры самого северного незамерзающего порта страны стал выходец с жаркого юга. Известный советский скульптор Сурен Степанян жил в солнечной Армении. Возможно, именно этим объясняется минимум одежды на его работах, которые официально именовались «Физкультурник с мячом» и «Физкультурница с мячом».

Деталь пейзажа

Справедливости ради надо отметить, что обе эти статуи вполне укладывались в повсеместно распространенный «весельный» стиль той эпохи. К примеру, похожие изваяния, чуть отличавшиеся от мурманских, стояли в конце 30-х у санатория в Мурмашах. Разумеется, гипсовые фигуры спортсменов вызывали у жителей заполярной столицы не только законную гордость, но и улыбку. Мол, как им бедным, полуголым не холодно зимой. Но само их появление свидетельствует о том, что благоустройству города и скульптурному оформлению Дома культуры уделялось тогда большое внимание.

Как это все выглядело в повседневной жизни, можно представить, рассмотрев снимок из фондов Государственного архива Мурманской области. Он сделан в 1939 году. На нем - центральный вход в ДК.

Скульптуры при входе в ДК Кирова. 1939 г.

Напомню, входные двери в трехэтажное здание разделялись пятью прямоугольными выступающими из стены столбами с консолями, поддерживавшими как бы нависавший сверху «полубарабан» портика. На заднем плане - строящийся каменный дом по улице Воровского.

По широкой лестнице, ведущей к парадному подъезду, поднимаются по-зимнему одетые мурманчане. Статуи, установленные двумя годами ранее, воспринимаются ими как привычная деталь заполярного пейзажа. Торопясь быстрее попасть в тепло, люди не обращают внимания на то, что рядом с ними на заснеженных пьедесталах «мерзнут» устремленные по замыслу скульптора вперед, но так и застывшие с мячами в руках в незавершенном броске изваяния.

Повредило осколками

«Физкультурники» были не одиноки: сквер рядом с ДК украсили статуями играющих детей - мальчика и девочки, выполненными, как информировала читателей «Полярка», скульпторами Кравцом и Кудряшевым. А в вестибюле Дома культуры рядом с бюстом Кирова появились фигуры пионера со знаменем и пионерки с горном, изготовленные скульптором Рабиновичем. Тем самым, которого можно считать «родоначальником» девушки с веслом.

Наконец, там же, в ДК, поставили и бюст Пушкина, сделанный, как повествовала газета, «скульптором Мухиной - автором барельефов, украшающих советский павильон на Парижской выставке». Стоит ли пояснять, что это была та самая знаменитая Вера Мухина, творение которой - скульптура «Рабочий и колхозница» - произвело фурор на Всемирной выставке 1937 года и стало классикой соцреализма.

Были в Мурманске и другие «непартийные» скульптуры. Так, в 1940 году, когда в моду вошли кружки авиамоделирования, у 18-й школы заполярной столицы появилась статуя пионера-авиамоделиста, поднимающего над собой модель самолета. А еще изваяниями на спортивно-пионерскую тематику планировалось украсить главную городскую лестницу, ведущую к 17-й, по современной нумерации 1-й, школе. Но не сложилось - началась война.

Великая Отечественная сыграла роковую роль в судьбе скульптур, стоявших рядом с Домом культуры. 13 июня 1942 года во время налета вражеской авиации одна из бомб попала в зрительный зал ДК и разбила первые ряды.

Начался пожар, и от здания остались только спортзал - ныне фестивальный - и несколько служебных помещений. Досталось и статуям. Осколками серьезно повредило одну из фигур у входа в Дом культуры и оторвало руку «играющей девочке». Вскоре после этого скульптуры у ДК и в сквере демонтировали.

А жаль, потому что на протяжении послевоенного периода истории заполярной столицы специалисты не раз и не два отмечали, что город выглядит слишком сурово и неприветливо, что ему не хватает малых архитектурных форм и садово-парковой скульптуры. Той самой, в стиле которой и были сработаны мурманские аналоги общеизвестной девушки с веслом.

(Продолжение следует.)

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.07.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Неизвестные монументы забытого Мурманска
От задумки до воплощения в камне и металле некоторых мурманских монументов и памятных знаков проходило порой даже не три канонических года, отведенных в соответствии с народной мудростью на ожидание обещанного, а гораздо, гораздо больше
Неизвестные монументы забытого Мурманска
Одна из характерных примет заполярной столицы 50-70-х годов минувшего века - обилие гипсовых статуй в центре города
Неизвестные монументы забытого Мурманска
Среди людей, чьи скульптурные изображения когда-либо создавались в нашей стране, безусловное первенство как по количеству монументов, так и по продолжительности их существования принадлежит Владимиру Ильичу Ленину
Неизвестные монументы забытого Мурманска
С памятниками Сталину связано и множество городских преданий, в диапазоне от «привезли, но не успели поставить» до «стоял и убрали тайно ночью»
Неизвестные монументы забытого Мурманска
В конце июля 1927 года начался сбор средств на постройку памятника, который сначала именовали монументом 10-летию Октября, затем - Борцам революции, потом - Жертвам революции и, наконец, Жертвам интервенции

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,511867,892772,079970,4646
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня