Принято считать, что в 30-е годы минувшего века в советском искусстве безраздельно царили пропаганда и агитация. И по большому счету это действительно так. Вот только пропагандировать можно по-разному. Не только статуями партийных вождей, но и скульптурами совершенно иного рода.

Заполярные статуи с юга

…На юг, куда-нибудь в Гвинею,

Исчезло с птицами тепло,

И в старом парке, коченея,

Роняет девушка весло.

Вот так, с юмором, один из мурманских поэтов «увековечил» когда-то в своем стихотворении самую популярную в народе скульптуру страны - «Девушку с веслом», установленную в 1935-м на главной магистрали ЦПКиО имени Горького, в центре фонтана. Статуя олицетворяла молодость, силу, красоту в ее тогдашнем понимании, - словом, здоровый образ жизни. «Родилась» она в мастерской Исаака Рабиновича в 1931 году. Затем ее усовершенствовал скульптор Иван Шадр: именно его «девушка» до сих пор считается эталонной. Ну а по стране широко разошлись дешевые гипсовые копии работы Ромуальда Иодко.

Со временем эта скульптура превратилась в нарицательный символ эпохи. Ее именем обозначали все статуи спортивного стиля и вообще любые садово-парковые монументы. В Мурманске, для которого в силу климатических условий женская гребля была малоактуальна, имелись аналоги девушки с веслом слегка иного характера.

«Началась установка скульптур у входа в Дом культуры им. Кирова, - сообщала «Полярная правда» 27 августа 1937 года. - Перед фасадом здания на пьедесталах уже установлены две двухметровых статуи физкультурников работы скульптора Степаняна - автора ряда скульптур Московского метрополитена».

Да, да, так получилось, что по иронии судьбы автором монументов для главного очага культуры самого северного незамерзающего порта страны стал выходец с жаркого юга. Известный советский скульптор Сурен Степанян жил в солнечной Армении. Возможно, именно этим объясняется минимум одежды на его работах, которые официально именовались «Физкультурник с мячом» и «Физкультурница с мячом».

Деталь пейзажа

Справедливости ради надо отметить, что обе эти статуи вполне укладывались в повсеместно распространенный «весельный» стиль той эпохи. К примеру, похожие изваяния, чуть отличавшиеся от мурманских, стояли в конце 30-х у санатория в Мурмашах. Разумеется, гипсовые фигуры спортсменов вызывали у жителей заполярной столицы не только законную гордость, но и улыбку. Мол, как им бедным, полуголым не холодно зимой. Но само их появление свидетельствует о том, что благоустройству города и скульптурному оформлению Дома культуры уделялось тогда большое внимание.

Как это все выглядело в повседневной жизни, можно представить, рассмотрев снимок из фондов Государственного архива Мурманской области. Он сделан в 1939 году. На нем - центральный вход в ДК.

Скульптуры при входе в ДК Кирова. 1939 г.

Напомню, входные двери в трехэтажное здание разделялись пятью прямоугольными выступающими из стены столбами с консолями, поддерживавшими как бы нависавший сверху «полубарабан» портика. На заднем плане - строящийся каменный дом по улице Воровского.

По широкой лестнице, ведущей к парадному подъезду, поднимаются по-зимнему одетые мурманчане. Статуи, установленные двумя годами ранее, воспринимаются ими как привычная деталь заполярного пейзажа. Торопясь быстрее попасть в тепло, люди не обращают внимания на то, что рядом с ними на заснеженных пьедесталах «мерзнут» устремленные по замыслу скульптора вперед, но так и застывшие с мячами в руках в незавершенном броске изваяния.

Повредило осколками

«Физкультурники» были не одиноки: сквер рядом с ДК украсили статуями играющих детей - мальчика и девочки, выполненными, как информировала читателей «Полярка», скульпторами Кравцом и Кудряшевым. А в вестибюле Дома культуры рядом с бюстом Кирова появились фигуры пионера со знаменем и пионерки с горном, изготовленные скульптором Рабиновичем. Тем самым, которого можно считать «родоначальником» девушки с веслом.

Наконец, там же, в ДК, поставили и бюст Пушкина, сделанный, как повествовала газета, «скульптором Мухиной - автором барельефов, украшающих советский павильон на Парижской выставке». Стоит ли пояснять, что это была та самая знаменитая Вера Мухина, творение которой - скульптура «Рабочий и колхозница» - произвело фурор на Всемирной выставке 1937 года и стало классикой соцреализма.

Были в Мурманске и другие «непартийные» скульптуры. Так, в 1940 году, когда в моду вошли кружки авиамоделирования, у 18-й школы заполярной столицы появилась статуя пионера-авиамоделиста, поднимающего над собой модель самолета. А еще изваяниями на спортивно-пионерскую тематику планировалось украсить главную городскую лестницу, ведущую к 17-й, по современной нумерации 1-й, школе. Но не сложилось - началась война.

Великая Отечественная сыграла роковую роль в судьбе скульптур, стоявших рядом с Домом культуры. 13 июня 1942 года во время налета вражеской авиации одна из бомб попала в зрительный зал ДК и разбила первые ряды.

Начался пожар, и от здания остались только спортзал - ныне фестивальный - и несколько служебных помещений. Досталось и статуям. Осколками серьезно повредило одну из фигур у входа в Дом культуры и оторвало руку «играющей девочке». Вскоре после этого скульптуры у ДК и в сквере демонтировали.

А жаль, потому что на протяжении послевоенного периода истории заполярной столицы специалисты не раз и не два отмечали, что город выглядит слишком сурово и неприветливо, что ему не хватает малых архитектурных форм и садово-парковой скульптуры. Той самой, в стиле которой и были сработаны мурманские аналоги общеизвестной девушки с веслом.

(Продолжение следует.)

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области