01.09.2016 / Наш край

Неизвестные монументы забытого Мурманска

7. Скромное обаяние гипса

Фото: Скульптура матроса со склоненным знаменем

Продолжение. Начало в № 116, 125, 130, 136, 141, 148, 156.

Одна из характерных примет заполярной столицы 50-70-х годов минувшего века - обилие гипсовых статуй в центре города. Что, впрочем, неудивительно. Более дешевые, чем мраморные или бронзовые, гипсовые изваяния не требовали особого ухода и зачастую выпускались массовым тиражом. Их можно было относительно легко передвинуть, а при необходимости заменить. Единственным недостатком этого материала можно считать его недолговечность, но… Вспомним, что еще весной 1918 года Ленин, развивая идею «монументальной пропаганды», пояснял наркому просвещения Анатолию Луначарскому: «О вечности или хотя бы длительности я пока не думаю. Пусть все это будет временно». В общем, памятники из гипса пришлись в Стране Советов очень даже ко двору.

В античной традиции

Скульптурная группа на улице Ленинградской. 1950-е гг.

Первые скульптуры такого рода появились в Мурманске задолго до войны. После Победы их количество увеличилось. Одной из причин тому стало зафиксированное в 1947 году в основных положениях проекта планировки и застройки областного центра требование «предусмотреть на площадях и на основных магистралях строительство памятников и других мемориальных сооружений». Расцвет же одиночных фигур и групповых композиций, изготовленных из гипса, точнее, в соответствии с технологией того времени - из гипсоцементной смеси, пришелся на эпоху хрущевской оттепели. В ту пору по всему СССР шла кампания устранения «излишеств в строительстве и архитектуре», активно внедрялись в жизнь типовые проекты, типовые стройконструкции и… такие же типовые монументы.

Пожалуй, самый заметный из них находился на Привокзальной площади. 4 октября 1957 года Советский Союз вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли. Мир вступил в космическую эру. Мурманчане по-своему отметили этот факт, воздвигнув неподалеку от железнодорожного вокзала памятник покорителям космоса. Гипсовая скульптура неизвестного автора была выполнена в виде человека, держащего в одной руке спутник, а в другой - верхний конец ленты с надписью «Слава пионерам космоса». Подобное творческое решение - мужчина, поднимающий над собой космический аппарат, - было самым настоящим шаблоном. Похожие, хоть и различающиеся в деталях изваяния стояли в ту пору во многих уголках социалистической сверхдержавы. Кое-где - в Москве, Монино, Самаре - стоят до сих пор.

Мурманская статуя соответствовала античным образцам в том смысле, что одежды на ней был абсолютный минимум. И это рождало порой у жителей заполярной столицы ехидные замечания в стиле «голыми ходить будем, но космос освоим». Однако в целом скульптура пришлась горожанам по душе. Она стала свидетельницей как минимум двух исторических для нашего края событий: приезда первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и визита кубинского лидера Фиделя Кастро. Когда во второй половине 60-х монумент убрали, Привокзальная площадь, по-моему, утратила некую изюминку, потеряла часть своего очарования.

Безымянные монументы

С памятником покорителям космоса связан и еще один любопытный факт. Со своего прежнего места он исчез вовсе не бесследно. Городские власти тех лет не утилизировали монумент, а сочли необходимым сменить ему прописку. Из центра Мурманска скульптура переехала на Жилстрой, ко входу в кинотеатр «Северное сияние». И там встречала и провожала кинозрителей до конца 70-х, после чего пропала уже окончательно.

Буквально переполнен гипсоцементными статуями был сквер на улице Ленинградской. Одна из установленных здесь скульптурных групп представляла собой сидящую фигуру кормящей матери с младенцем на руках, за юбку которой держится еще один ребенок. Другая состояла из женщины и двух мужчин - сидящего и стоящего. Хотя просуществовали они довольно долго, вплоть до начала 80-х, никто из опрошенных мной старожилов так и не вспомнил ни их достоверных названий, ни причин установки.

Если верить городской легенде, первая композиция была посвящена семьям рыбаков, а вторая - самим рыбакам военного Мурмана. Существовала и третья - изваяние пионера, располагавшееся в центре большой клумбы напротив здания главпочтамта. «Действительно статуи были, - рассказывала мурманчанка Валентина Хазова, - но почему они тут появились, мы тогда не интересовались, а подписей на них не имелось». А еще, согласно принятому в 1977 году плану, там же, в сквере на Ленинградской, предполагалось разместить памятные знаки в честь значимых для города организаций - тралфлота, «Мурмансельди», «Судоверфи». Но - не сложилось.

С налетом сюрреализма

Статуи гребца и лыжницы у входа на стадион «Труд». Начало 80-х.

По соседству со сквером находился Центральный стадион, вошедший в строй в 1960-м. Скромное обаяние гипсовых скульптур повлияло и на его характерный, памятный многим мурманчанам облик. С момента открытия этой, как раньше говорили, фабрики здоровья у входа со стороны нынешнего Дворца спорта стояли две статуи белого цвета, размером несколько выше человеческого роста. Изваяния вполне соответствовали назначению объекта, на территории которого находились, и являлись фигурами физкультурников - лыжницы и гребца, точнее - мужчины с веслом. И если установка первого монумента не вызывала никаких вопросов, поскольку зимние виды спорта, особенно лыжи и биатлон, развивались в заполярной столице очень активно, то появление второго слегка отдавало сюрреализмом, ибо гребля никак не входила в число местных спортивных приоритетов из-за сурового климата. Тем не менее оба памятника благополучно здравствовали в областном центре до середины 80-х, исчезнув затем на волне очередной стадионной реконструкции.

Конечно, гипсоцементные изваяния имелись не только в центре Мурманска. Окраины тоже не отставали. Упомяну в этой связи лишь об одном монументе. В первые послевоенные годы на городском воинском кладбище, расположенном в Северной промзоне, появился памятник погибшим в боях за Родину воинам - скульптура матроса со склоненным знаменем в руках. Статуя существует и ныне, и мало кто знает, что в перестроечные годы ее едва не уничтожили.

И сердцу, и уму

Белые медведи у ДК моряков.

Среди документов Государственного архива Мурманской области имеется составленный специально назначенной комиссией акт от 15 марта 1985-го, в котором говорится: «1. Скульптура «матроса» установлена ориентировочно в 1947 году. Документов, подтверждающих автора, не имеется. 2. В настоящее время внешний вид скульптуры неудовлетворителен и характеризуется следующим - черты лица и фигура деформированы, отсутствует нос, отломан наконечник знамени, имеются многочисленные трещины. 3. Вследствие длительной эксплуатации скульптура в результате атмосферных воздействий разрушается… 4. Обследуемая скульптура «матроса» не способствует эстетическому и военно-патриотическому воспитанию трудящихся, а также тематике захоронения. Учитывая вышеизложенное, комиссия считает: скульптура восстановлению не подлежит и предлагает убрать ее с территории кладбища».

В 1987-м отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ленинского района областного центра ходатайствовало перед отделом культуры Мурманского облисполкома о сносе монумента. К счастью, не получилось. И отреставрированный, приведенный в порядок матрос по сей день держит склоненное знамя над могилами павших бойцов.

Я написал «к счастью», потому что, на мой взгляд, многие скульптуры тех лет, несмотря на всю свою былую массовость и тиражность гораздо больше дают и сердцу, и уму, чем иные современные абстрактно-безликие монументы. Но это, вероятно, вопрос спорный. А вот то, что сохранившиеся доныне гипсовые изваяния являются уже не только памятниками в том смысле, который в них вкладывали изначально, но и памятниками ушедшей в прошлое эпохе, сомнению не подлежит.

Медведь как культурный код

Тем более что сейчас от прежнего гипсового разнообразия остались считанные осколки. К примеру, олени с медведями у старого ДМО. Или белые медведи у ДК моряков, ставшие со временем одним из символов заполярной столицы, частью ее фольклора, культурного кода мурманчан. Причем про культурный код - вовсе не шутка. Помните у Николая Колычева:

Мы гуляли. Дошагали

Аж до Клуба Моряков!

Мы устали, мы устали,

А до дому - далеко.

Что же делать?

Что же делать?

Впору сесть и зареветь!

Но огромный белый-белый

Улыбнулся нам медведь.

Мы на белом на медведе

Едем-едем, едем-едем.

«Ты шагай, шагай, медведь, надо к маме нам.

Ты хороший, ничего, что ты каменный!»

Мы его целуем в нос:

«Вот спасибо! Вот подвез!»

А ведь, казалось бы, типовая скульптура… Обыкновенный гипс…

Дмитрий Ермолаев, сотрудник Государственного архива Мурманской области

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.09.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Неизвестные монументы забытого Мурманска
От задумки до воплощения в камне и металле некоторых мурманских монументов и памятных знаков проходило порой даже не три канонических года, отведенных в соответствии с народной мудростью на ожидание обещанного, а гораздо, гораздо больше
Неизвестные монументы забытого Мурманска
Среди людей, чьи скульптурные изображения когда-либо создавались в нашей стране, безусловное первенство как по количеству монументов, так и по продолжительности их существования принадлежит Владимиру Ильичу Ленину
Неизвестные монументы забытого Мурманска
С памятниками Сталину связано и множество городских преданий, в диапазоне от «привезли, но не успели поставить» до «стоял и убрали тайно ночью»
Неизвестные монументы забытого Мурманска
В конце июля 1927 года начался сбор средств на постройку памятника, который сначала именовали монументом 10-летию Октября, затем - Борцам революции, потом - Жертвам революции и, наконец, Жертвам интервенции

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня