22.09.2016 / Наш край

Неизвестные монументы забытого Мурманска

9. Не вечная стоянка

Фото: Лев Федосеев
Атомный ледокол «Ленин» у причала мурманского морвокзала.

2 сентября 1597 года в Колу, бывшую тогда форпостом русского владычества в Заполярье, прибыли уцелевшие после зимовки на Новой Земле голландцы из экспедиции Виллема Баренца. Напомню, что сам мореплаватель, имя которого теперь носит море, омывающее берега Кольского полуострова, погиб, но его товарищи сумели добраться до суровых берегов Мурмана.

Костры внутри катера

Участник того путешествия Геррит де Фер в своей книге «Плавания Баренца» писал, что 11 сентября «с разрешения боярина великого князя, мы перетащили наши лодки в гостиный двор и оставили их там на память о столь продолжительном и до тех пор небывалом плавании, проделанном нами в открытых лодках на протяжении приблизительно четырехсот миль по морю и по его берегам до Колы, чему не могли достаточно надивиться жители этого места».

Лодки, поставленные голландцами с согласия Кольского воеводы на гостином дворе, можно считать первым памятником, когда-либо установленным в нашем крае. Вспомним атомный ледокол «Ленин» на вечной стоянке у морского вокзала в Мурманске и осознаем, что традиция оставлять наиболее заслуженные корабли для примера и в назидание потомкам пережила века.

Группа курсантов у катера в Росте.

Что касается областного центра, первый корабль-памятник появился в нем в 1949 году. У Дома офицеров флота в Росте поставили торпедный катер ТКА-12, которым во время войны командовали дважды Герой Советского Союза Александр Шабалин и Герой Советского Союза Георгий Паламарчук. Поставили как символ мужества и отваги моряков-североморцев. Однако через несколько десятилетий катер стал символизировать скорее разруху и запустение. Комиссия, проверявшая в 1980 году его состояние, нашла, что ТК-12 «находится под угрозой уничтожения. Он не имеет укрытия или высокого прочного постамента, в результате чего играющие около него дети постоянно отрывают деревянную обшивку, проникают внутрь катера, разводят там костры». Спустя год мало что изменилось. «В некоторых местах на катере есть пробоины, оторвана обшивка, облупилась краска», - констатировала комиссия. В 1983-м корабль перевезли в Североморск и установили на площади Мужества. Там он находится и по сей день.

Памятник ледоколу «Ермак».

«Ермак» бросил якорь у музея

Следующую попытку сохранить для истории выдающийся по своим заслугам корабль мурманчане предприняли уже в 60-е. Тогда в областном центре развернулась бурная кампания в защиту «Ермака» - первого в мире ледокола арктического класса. Сначала возникла мысль сделать из него учебное судно высшей мореходки, затем решили, что «Ермак» должен встать на прикол у морвокзала в качестве плавучего музея истории освоения Северного морского пути.

Комсомольцы, пионеры, ветераны-моряки писали в газеты, давали соцобязательства собрать деньги на содержание ледокола. Молодежь заполярной столицы организовала сбор металлолома, чтобы вторсырьем возместить государству количество стали, которое планировалось получить от разделки «дедушки» ледокольного флота.

Но сверхусилия общественности успехом не увенчались. В 1963-м легендарный корабль пустили «на иголки», а два года спустя - в 1965-м - он в прямом смысле слова бросил якорь у стен Мурманского областного краеведческого музея. Точнее, у подножия мозаичного панно с изображением самого себя, размещенного с торца музейного здания. Одну из лап подлинного якоря «Ермака», установленного на гранитном постаменте, пересекает чуть заметный шов - примета былой аварии.

«В навигацию 1951 года, - вспоминал замечательный полярный капитан Георгий Кононович, - ледокол стоял в проливе Вилькицкого у южного берега острова Большевик в ожидании подхода очередного каравана. Отдали правый якорь на глубине девятнадцать метров. Пресная вода была на исходе. На одной из крупных паковых льдин заметили озерцо. Льдину захватили, подтянули ближе к борту и ошвартовали. С нее перекачали триста тонн пресной воды. А когда льдину отпустили, то она не отошла от борта. Пришло время сниматься, а якорь из воды не идет: его придавила эта льдина. С помощью машин якорь выдернули, но он оказался сломанным: отсутствовала правая лапа».

Заметинка сердечная

Якорь отремонтировали, и со временем он стал характернейшей приметой «Ермаковского» монумента. Так же как и чайка, парящая над панно. Некоторые мурманчане помнят, как в 1999 году во время ремонтных работ она исчезла, а после вернулась на привычное место, но в слегка измененном виде. Раньше птица парила в сторону проспекта Ленина, касаясь мозаики левым крылом, а сейчас она отлетает от панно, удерживаясь на штыре, вделанном в стену.

Сам же памятный знак в честь знаменитого ледокола, на мой взгляд, давно уже стал одним из символов Мурманска. И попал не только в перечень наиболее посещаемых туристами объектов, но и в большую литературу. В частности, в неопубликованный пока роман писателя Виталия Маслова «Искупление».

Процитирую: «Тут, на торце музея, в углу меж музеем и соседним домом, памятник, прекрасный, кто понимает: на камнях-валунах, прислоненный к мозаичной стене, черный якорь с двумя поворотными лапами. А над якорем - картина мозаичная, глубокая-глубокая. Вдали, четко видимый, идет по Арктике сам старик, дедушка «Ермак»... Знать, не судьба была ледоколу на вечную стоянку у мурманского причала стать… И остался вот якорь, и осталась вот заметинка сердечная на стене. И парит над якорем, едва касаясь крылом стены, одинокая, легкая и грустная чайка».

Попытки увековечить те или иные суда предпринимались в Мурманске и после истории с «Ермаком». Так, в 1975 году на улице Шмидта появился памятный знак рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, «выросший» из первоначальной идеи соорудить монумент, посвященный подвигу экипажа траулера «Лебедка», в военном флоте получившего наименование «Туман».

В 80-е годы минувшего века активно обсуждалось мурманчанами будущее ледокола «Красин». В том числе говорили о том, что знаменитый корабль должен найти последний причал в заполярной столице. Так, в протоколе пленума совета областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры от 16 мая 1986 года, который хранится ныне в Государственном архиве Мурманской области, зафиксировано выступление краеведа Владимира Жданова.

«Красин» - последний из плеяды легендарных кораблей, - утверждал Владимир Петрович. - Поэтому важно его сохранить, приложить все усилия к тому, чтобы ледокол был поставлен на вечную стоянку, а затем сделать его морским филиалом областного краеведческого музея».

«Комета» приземлилась у «Семечки»

Однако «Красин», получивший в итоге музейный статус в Санкт-Петербурге, мурманской «прописки» так и не обрел. Тем не менее в 1981 году в Мурманске появилось еще одно (считая пришедший к тому времени в упадок торпедный катер) судно, которое можно было считать памятным знаком. Правда, весьма своеобразным.

«Комета» на берегу Семеновского озера.

На берегу Семеновского озера, ближе к месту, где строился в ту пору мурманский областной Дворец пионеров и школьников, установили «Комету» - морской пассажирский теплоход на подводных крыльях. Его судьбу мне помог прояснить кандидат исторических наук Дмитрий Жалнин. По словам Дмитрия Евгеньевича, выпускали «Кометы» с 1961 года. Они развивали скорость до 35 узлов и вмещали до 120 пассажиров. Мурманскому морскому пароходству принадлежали четыре таких теплохода: «Комета-8», вошедшая в строй в 1966 году, «Комета-11», произведенная в 1967-м, «Комета-25» - 1975 года выпуска и «Комета-30», созданная в 1977-м.

В летнее время «крылатые» суда выполняли рейсы по маршруту Мурманск - Североморск - Кислая губа - Гаджиево, а также доставляли пассажиров от областного центра до Дальних Зеленцов и обратно. В 1971 году одному из космических - по ассоциации с названием серии - теплоходиков довелось побывать и в роли ВИП-яхты. Морскую прогулку по Кольскому заливу на нем совершил приехавший в Мурманск премьер-министр Канады Пьер Элиот Трюдо. В дальнейшем второе из названных выше морских суденышек, имевшее порядковый номер 11, вывели из эксплуатации, переоборудовали и «поселили» на берегу пресноводного водоема практически в центре заполярной столицы.

Район Семечки - Семеновского озера, уже тогда являвшийся одним из любимых мест отдыха мурманчан, нуждался, как сказали бы теперь, в развлекательной инфраструктуре, частью которой и стала «Комета». Она настолько хорошо вписалась в городскую жизнь, что многие из тех, кто поднимался в ту пору на ее борт, вспоминают об этом и сегодня. Например, известные мурманские журналисты Игорь Катериничев и Юрий Ерофеев.

- Я помню, что там был ресторан, - рассказывает Юрий Ерофеев, - но в сам ресторан не заходил, а покупал мороженое, которое продавала сотрудница ресторана, недалеко от «Кометы». У нее был грязно-синего цвета лоток. Я в то время жил на Жилстрое, и, как для любого ребенка, подростка, поездка на Семеновское озеро превращалась в маленькое путешествие. Когда ты садишься в автобус и едешь, прильнув к стеклу, разглядывая мелькающие за окном пейзажи. А можно было и пешком пройти…

Морской бой и мультики

- Это было в 1983 году, когда я оканчивал институт, - вспоминает Игорь Катериничев. - Прослышав, что в «Комете» открыли зал игровых автоматов, я загорелся идеей туда сходить. В советское время подобными развлечениями мы были совсем не избалованы, однако все же 23-летнему балбесу было стыдно идти играть вместе с малышней. Поэтому я замаскировал собственный интерес «благотворительной акцией» и в качестве «прикрытия» прихватил с собой племянника, которому тогда было 9 лет. Дескать, не сам пришел, а ребенка привел. Набор игровых автоматов был довольно стандартен и скуден. Снабдив своего подопечного определенной суммой, чтобы тот развлекал себя сам и не путался под ногами, я целиком отдался популярнейшему тогда «Морскому бою». Пространство бывшего теплохода делилось на два зала. В носовом - меньшем - для ребятни крутили мультики. Наигравшись в автоматы, племянника я там и нашел...

К сожалению, сухопутная стоянка оказалась для «Кометы» отнюдь не вечной. Всего через несколько лет, в середине 80-х, ее убрали с берега Семеновского озера.

Ну а наиболее успешная попытка мурманчан сберечь для потомков заслуженный корабль началась в 1989-м - после вывода из эксплуатации первого в мире атомного ледокола «Ленин». Усилия уже упомянутого здесь Виталия Семеновича Маслова, бессменного на протяжении многих лет капитана атомохода Бориса Макаровича Соколова, президента фонда поддержки ледокола Анатолия Васильевича Александровича и множества других людей и организаций увенчались успехом далеко не сразу. Но как бы то ни было 5 мая 2009 года «Ленин» в качестве ледокола-музея застыл у причала морвокзала. Предшествовали же этому единственному на настоящий момент в заполярной столице кораблю-памятнику, как видно из всего здесь написанного, и пробы, и ошибки. Что ж, на ошибках учатся…

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.09.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Неизвестные монументы забытого Мурманска
От задумки до воплощения в камне и металле некоторых мурманских монументов и памятных знаков проходило порой даже не три канонических года, отведенных в соответствии с народной мудростью на ожидание обещанного, а гораздо, гораздо больше
Неизвестные монументы забытого Мурманска
Одна из характерных примет заполярной столицы 50-70-х годов минувшего века - обилие гипсовых статуй в центре города
Неизвестные монументы забытого Мурманска
Среди людей, чьи скульптурные изображения когда-либо создавались в нашей стране, безусловное первенство как по количеству монументов, так и по продолжительности их существования принадлежит Владимиру Ильичу Ленину
Неизвестные монументы забытого Мурманска
С памятниками Сталину связано и множество городских преданий, в диапазоне от «привезли, но не успели поставить» до «стоял и убрали тайно ночью»
Неизвестные монументы забытого Мурманска
В конце июля 1927 года начался сбор средств на постройку памятника, который сначала именовали монументом 10-летию Октября, затем - Борцам революции, потом - Жертвам революции и, наконец, Жертвам интервенции

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,681276,073779,580974,2346
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня