13.04.2018 / Наш край

По Северному морскому - к земле под Большой Медведицей

В Мурманске состоялась VIII Международная конференция «Логистика в Арктике»

Фото: Лев Федосеев

Основные направления развития Северного морского пути, вопросы организации транспортно-логистических операций на шельфе Арктики, инвестиции в развитие ее транспортной инфраструктуры, реализация крупных проектов на территории Мурманской области, решение природоохранных задач и многие другие вопросы, связанные с работой в арктических широтах, были в центре внимания участников VIII Международной конференции «Логистика в Арктике».

- Особенными точками притяжения для представителей бизнеса являются крупные проекты, которые уже реализуются в Мурманской области: «НОВАТЭКа» - по созданию центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в селе Белокаменка, «Роснефти» - по созданию береговой базы обеспечения шельфовой добычи углеводородов в Рослякове. А правительство области последовательно работает над созданием благоприятных условий для всех инвесторов, - отметил, открывая форум, заместитель губернатора Григорий Стратий.

Он подчеркнул важность подобных мероприятий, поскольку именно на этих площадках потенциальные партнеры могут познакомиться, заявить о себе и даже заключить соглашения о сотрудничестве.

Участников международной конференции поприветствовали также спикер регионального парламента Сергей Дубовой и глава Мурманска Дмитрий Филиппов. Сергей Дубовой отметил значение создания максимально привлекательных условий для инвесторов и то, что областная дума сформировала правовое поле для поступления инвестиций, масштабной и серьезной работы на перспективу.

Собравшиеся получили уникальную возможность ознакомиться с перспективными проектами и последними достижениями в сфере логистики, обсудить проблемы развития инфраструктуры в Арктической зоне. Это придаст новый импульс инвестиционной и деловой активности в Кольском Заполярье, станет стимулом для появления свежих идей и проектов на нашей территории.

Дмитрий Филиппов подчеркнул важнейшее значение Арктики для обеспечения безопасности России.

- А сама Арктика начинается здесь, в Мурманске, - сказал он. - Сегодня наш город - крупнейший промышленный, экономический центр в ее европейской части, а вскоре станет и крупнейшим логистическим центром. Значит, и роль его в освоении богатств Арктики первостепенна.

Докладчиками и участниками панельной дискуссии стали руководители и специалисты таких крупных предприятий, как «Атомфлот», «Мурманское морское пароходство», «Мурманский морской торговый порт», «Газпромнефть-Снабжение», «Октябрьская железная дорога» и других.

Первым выступил директор по технической эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Олег Дарбинян. Он прежде всего поблагодарил за возможность участия в столь важном разговоре и отметил, что слово, предоставленное ему в самом начале, - своеобразная оценка роли ледокольного флота в обеспечении доступности любых путей транспортного сообщения в этом климатически сложном районе. Без атомоходов в Арктике делать нечего. Докладчик представил программу деятельности предприятия и перспективы его развития.

Сделав краткий экскурс в историю Северного морского пути и ледокольного флота, он подробнее остановился на перспективах. На Балтийском заводе осуществляется строительство серии из трех новых универсальных судов. Они меняют осадку от 10, 5 до 8,5 метра в зависимости от того, работают ли на линейных участках Севморпути или в устьях сибирских рек.

Первый будет сдан в следующем году, второй и третий в 2020-м и 2021-м. Но с учетом уже имеющихся и строящихся все равно судов будет недостаточно, поэтому рассматривается вопрос о дополнительном строительстве 4-го и 5-го ледоколов данной серии. Идут также разработки еще одного самого сильного, мощностью 120 мегаватт. Технический проект закончен. Решение о строительстве будет приниматься предположительно в 2024-25 годах. Нужен также ледокол мощностью 40 мегаватт, работающий на сжиженном природном газе. Его проект - в стадии технической проработки. Это топливо перспективно и по цене, и по экологическим свойствам. И таких судов необходимо не менее четырех.

Директор Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» Александр Бенгерт, говоря о роли этого одного из крупнейших системообразующих в решении важных экономических задач предприятий страны, кратко остановился на скором завершении реконструкции морвокзала в заполярной столице. Он сообщил, в частности, что к концу лета нынешнего года будет введен в эксплуатацию пункт пропуска. А это значит, что круизные суда уже в навигацию 2019 года будут обслуживаться в зоне нашего морского вокзала.

О роли железнодорожной нити в прочности и надежности Мурманского транспортного узла говорил в своем докладе заместитель начальника дороги Мурманского территориального управления ОЖД Игорь Поликарпов. Прежде всего, конечно же, о новой ветке к комплексу перегрузки угля «Лавна», старт работ по строительству которого был дан недавно министром транспорта России: 46 километров электрифицированных путей от станции Выходной до Лавны с четырьмя промежуточными станциями... Более чем в полтора раза с 2010 по 2016 год увеличились объемы грузовых перевозок по железной дороге в морские порты Северо-Западного бассейна. На Мурманском участке устойчивый рост наблюдается с 2015-го.

Компания уделяет постоянное внимание модернизации существующей инфраструктуры и строительству новой. Но кроме работ непосредственно на самой дороге, для обеспечения безопасности идет обустройство ограждений вдоль полотна, оборудуются световой и звуковой сигнализацией переходы. Уже введены в эксплуатацию железнодорожные переходы на станциях Мурманск, Оленегорск и Полярные Зори. В этом году запланированы такие работы в местах массового несанкционированного перехода через пути на станции Апатиты. Ведется замена электровозов на более мощные. До конца года на Мурманском участке планируется сделать это полностью.

Представитель железнодорожного ведомства напомнил, что для населения на летний период вводятся дополнительные поезда в направлениях Анапа, Адлер, Новороссийск, Москва, Санкт-Петербург. Кроме того, со следующего года поезд № 21-22 Мурманск - Санкт-Петербург, который востребован в любой сезон, будет переведен на двухэтажные вагоны, поскольку увеличить длину состава невозможно из-за недостаточной протяженности платформ станций.

О роли торгового порта в обсуждаемой теме шла речь в докладе его коммерческого директора Андрея Доценко. Кроме решения чисто экономических задач предприятие все больше внимания уделяет экологии. Используя опыт портов Японии, Китая, Канады, Австралии, здесь начали с внедрения туманообразующих пушек. Сейчас их 11 - 8 стационарных и 3 мобильных. При перевалке угля они распыляют воду в радиусе до 100 метров каждая. Работают даже при температуре до минус 30. В прошлом году по заказу ММТП было разработано специальное вещество, которое используется для распыления над штабелями, в которых хранится уголь. Образуется корка, предохраняющая от выветривания угольной пыли.

Реализован по-своему уникальный проект - установка по периметру складских площадок 6-метровых бетонных ограждений. Их портовики уже метко окрестили «великой китайской стеной». На подходе - и самый амбициозный, по словам докладчика, не только в Мурманском порту, но и в России проект по установке ветрозащитных экранов высотой 20 метров. Вскоре такие конструкции появятся на территории грузового района № 2. Всего же планируется до двух километров такой защиты от ветров.

Разговор на конференции состоялся интересный и обстоятельный. Как отметила министр развития промышленности и предпринимательства Ольга Кузнецова, большинство докладов носили межведомственный характер.

- Транспортная составляющая - одна из ключевых для развития промышленности и предпринимательства, - подчеркнула она. - Очень важны, в частности, перспективы железной дороги - многие проекты и заявки, поступающие в министерство, связаны с ее инфраструктурой. Например, строительство завода по производству подводных и шлангокабелей или терминала по перегрузке зерна... Конечно же, в центре внимания связанные с развитием Севморпути крупные проекты компаний «НОВАТЭК» и «Роснефть», которые предположительно дадут в совокупности около 15 тысяч рабочих мест.

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.04.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня