07.04.2017 / Наш край

Путями морскими, наземными и воздушными…

В Арктике нужен транспорт всех трех видов

Фото: Лев Федосеев

Участники 7-й международной конференции «Логистика в Арктике» обсудили пути транспортировки грузов и пассажиров. Доклад коммерческого директора ПАО «Мурманский морской торговый порт» Андрея Доценко был посвящен роли предприятия в развитии морских арктических перевозок. Грузопоток увеличивается, растет роль Севморпути, а вместе с ними - и значение нашего незамерзающего порта. Он постоянно обновляется и модернизируется и, по словам докладчика, готов к перевалке любых грузов.

По мнению руководителя ассоциации «Арктический морской кластер» норвежца Стига Нердала, для успешного освоения арктических богатств необходимо сотрудничество портов в Баренц-регионе. Свое видение проблемы гость проиллюстрировал забавной картинкой про двух осликов, связанных хвостами между собой и поначалу безуспешно пытающихся дотянуться до двух кучек морковки. Только когда они стали рядом, смогли съесть обе кучки, став толстыми и счастливыми…

И уже на серьезной ноте господин Нердал подчеркнул, что проблемы сотрудничества существуют не только на международном уровне. Порой их немало и внутри страны: боязнь конкуренции, раскрытия коммерческих секретов и другие барьеры препятствуют взаимовыгодным связям. А таковые могут успешно развиваться не только между морскими гаванями, но и с наземным транспортом или через наземные между портами.

Что касается международного сотрудничества, то, как прозвучало в выступлении, Норвегия в нем заинтересована. Оно может осуществляться не только при грузоперевозках, а также в сфере обмена информацией и опытом. Зарубежный гость отметил, что в планах - создание Баренцева портового форума для реализации арктических проектов с непременным участием в нем российской стороны.

Живой интерес у собравшихся вызвало выступление начальника управления по обеспечению производства ООО «Газпромнефть-Сахалин» Алексея Фадеева, посвященное экологическим подходам в реализации проектов компании на арктическом шельфе страны. Опыт бережного использования его богатств накапливается уже сегодня, прежде всего при эксплуатации платформы «Приразломная», где приняты беспрецедентные меры экологической безопасности. Несмотря на то, что в подобных условиях впервые обеспечена не только круглогодичная добыча, но и транспортировка углеводородов, не допущено никаких вредных выбросов в окружающую среду. Постоянно проводятся комплексные учения в случае подобных инцидентов. А сама платформа становится своеобразным центром развития живого мира во всем его многообразии: она обросла рачками, которыми питаются мелкие рыбки, привлекшие и более крупных... Теперь появляются и тюлени... Буровая платформа рассчитана на 36 лет эксплуатации, ее оборудование постоянно модернизируется.

Круглый стол во время конференции вывел участников на берег. Министр транспорта и дорожного хозяйства Дмитрий Соснин посвятил выступление теме развития автодорог и пунктов пропуска на территории нашей области для активизации приграничного сотрудничества. Он подчеркнул, что связи с соседними Норвегией и Финляндией сохраняют свою стабильность, несмотря на нынешние сложности в международной сфере. Правда, за прошлый год число россиян, пересекавших границу на нашей территории, уменьшилось в связи с ростом курса валют, а число гостей возросло. Возможно, ситуация изменится, ведь рубль укрепляет свои позиции.

Главной проблемой остается состояние некоторых участков трасс, ведущих к пунктам пересечения рубежа. Прежде всего речь о направлении к российско-финской границе. Так, за 2016-й отремонтировано 30 километров на пути к «Лотте», а в этом - километров 10-15 планируется. К пункту пропуска «Салла» удалось заасфальтировать последний участок грунтовки. Кроме того, Минтранс РФ собирается реконструировать ПП «Борисоглебск».

Далее обсуждение перешло на самый высокий в буквальном смысле уровень. Руководитель по авиационной коммерческой деятельности аэропорта Мурманск Александр Архипов и и. о. генерального директора АО «Аэропорт Хибины» Светлана Скопина рассказали о перспективах развития воздушных артерий арктической логистики. Речь шла прежде всего о пассажирских перевозках.

Аэропорт Мурманск, по словам его представителя, рассчитывает в 2017-м увеличить пассажиропоток почти на 8 процентов, доведя его до 823 тысяч человек. Было отмечено, что за последние четыре года рост числа пассажиров составил здесь 40 процентов. Поскольку и в целом по стране, и у нас, хотя и в меньшей степени, на показатели повлияло снижение по объективным причинам спроса на международные и региональные рейсы, то сейчас вся надежда на чартерные перелеты из областного центра в Анталию.

Доминируют по-прежнему Москва и Санкт-Петербург. Правда, что касается Северной столицы, остается нерешенной проблема слишком высоких цен, которые диктуют два авиаперевозчика. Единственный выход - заманить третьего. И такие планы есть. Но для этого надо выполнить некоторые его условия. Над этим сейчас работает руководство аэропорта.

Очень ждут северяне возобновления рейсов в Калининград. Из новинок - только 14-местный «малыш» на Соловки. С маршрутом Архангельск - Мурманск - Тромсе (Норвегия) пока не все просто. Найдены два борта вместимостью по 50 человек, однако на их оснащение приборами, которые по европейским требованиям безопасности требуются в небе страны-соседки, необходимо найти по 150 тысяч рублей для каждого воздушного судна.

Все более уверенно чувствует себя аэропорт Хибины. Конечно, жителям южной части Кольского полуострова, а это почти половина населения края, отправляться в путешествие из Кировска гораздо удобнее, чем из Мурмашей. Здесь может быть и запасной аэродром для воздушных судов, когда посадка в Мурманск из-за метеоусловий невозможна. Но пока не хватает системы освещения посадочной полосы, а также оборудования для приземления в режиме автопилотирования. Над этим в Хибинах уже работают. Желающих отдохнуть в Кировске все больше, летают в командировки и представители крупных компаний. Правда, одним из немаловажных барьеров является высокая стоимость билетов: в Москву - 7-10 тысяч, в Санкт-Петербург - 5-7.

Опубликовано: Мурманский вестник от 07.04.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня