24.05.2018 / Наш край

С Терского берега все и началось

Именно здесь новгородские переселенцы впервые ступили на Кольскую землю

Фото: Лев Федосеев
Поколения сменяются - традиции продолжают жить.

До XII века Крайний Север казался русским людям снежной страной с непроходимыми дебрями и высокими горами. Но благодаря первым экспедициям новгородцев на Белое море Кольский край открылся им с очень привлекательной стороны - богатый рыбой и зверем. Именно отсюда - с Терского берега и началось заселение русским народом Кольского полуострова.

Первое свидетельство об установлении власти на земле Тре, так некоторое время звался полуостров в древних хрониках, содержится в Новгородской летописи 1216 года. Среди знати, погибшей в Липицкой битве под Суздалем, упоминается «терский даньник», то есть сборщик дани, Семьюн Петриловиц.

 

Дорогие северяне!

Поздравляю вас с 80-летием Мурманской области! В ее истории Терский берег занимает особое место. Он намного старше - первые поморские селения возникли здесь еще в XV веке. И сегодня благодаря своему расположению на побережье Белого моря он является настоящей жемчужиной Кольского полуострова.

Столетиями выживали здесь благодаря рыболовству. И сегодня этим промыслом занимаются три рыболовецких колхоза и около двадцати предпринимателей. Манят здешние места и многочисленных туристов: рыбалка, дивные пейзажи, шедевры деревянного зодчества, знаменитые петроглифы, поморская регата, праздник поморской козули... Нам есть чем гордиться и что беречь для потомков!

Геннадий Попов, Глава муниципального образования Терский район.

 

Самое раннее упоминание о конкретном поселении содержится в летописи 1419 года, и говорится в ней о Корельском погосте на реке Варзуге. В 1466 году в документах появляется еще одно название селения - Умба.

Старались селиться подальше от моря

Вообще письменные источники XIV-XV веков довольно скупо рассказывают о жизни русского народа на Кольском полуострове. Однозначно понятно, что здесь занимались рыбным промыслом. В документах о землевладении, относящихся к концу 60-х годов XV века, присутствуют названия тонь, например Каменная или Точильный ручей.

Знаменитый кольский краевед Иван Ушаков считал, что русское население пришло сюда не с низовий Северной Двины, а с «Поморского» (Карельского) берега, об этом свидетельствовал сохранившийся фольклор.

Терские села - кусочек старины в современном мире.

Основывать постоянные селения у моря в те времена было небезопасно, на жилища могли напасть и разграбить морские разбойники под видом купцов. Поэтому поморы старались селиться подальше. А возле морских берегов ставили неказистые избушки, в которых жили только во время промысла. Позднее из таких временных пристанищ возникли поморские деревни Кузомень, Тетрино, Оленица, Сальница, Стрельна и другие.

Широкая полоса морского побережья к западу от реки Пялицы, занятая новгородскими поселенцами, была отделена от владений коренного народа, терских лопарей, и превратилась в чисто русскую территорию, которая делилась на две волости - Варзужскую и Умбскую. В 1471 году, потерпев поражение в битве на реке Щелони, Новгород уступил эти волости московскому князю Ивану III.

Семь тысяч пудов семги

Народы жили в мире, серьезных причин для вражды не было. Мест для промысла хватало всем, да и коренные жители - саамы, видели в поселенцах подходящих партнеров для бартера. У поморов они брали хлеб, пряжу, металлическую посуду, топоры, ножи, рыболовные крючки и так далее. За этими товарами русские ежегодно плавали на Двину.

В сохранившейся переписи 1782 года на Терском берегу, от села Поноя до Умбы, насчитывалось 1560 русских крестьян. Они по-прежнему занимались ловлей рыбы, в основном семги, и охотой на зверя. В благополучные годы на крупных заборах вылавливалось по несколько тысяч пудов семги, например, в Варзуге могли словить до семи тысяч пудов.

 «Ветряки», солнечные батареи: так здесь получают энергию.

С февраля по апрель терские поморы вели торосовый промысел, били тюленей на принесенных к берегу ветром и морским течением льдинах. Туша взрослого тюленя давала около трех пудов жира, пригодного и в пищу, и для освещения, и для мыловарения. Шкура животного шла на меховые и кожаные изделия. Бой зверя был опасным занятием, требовал большой выдержки. Охота проводилась на подвижных льдах, которые в любой момент могло унести обратно в море. Почти каждый год кто-нибудь с торосов не возвращался.

Церковь, подобная чуду

Незадолго до падения Новгорода некоторые новгородские феодалы передали свои вотчины на Терском берегу Соловецкому монастырю, который потом и обустраивал село.

В Варзуге в пору ее расцвета было четыре церкви. Именно здесь, по мнению Ивана Ушакова, и появился первый православный храм на Кольском полуострове - церковь Николая Чудотворца. Она расположилась на левом берегу реки, а в своем нынешнем виде была отстроена предположительно в XVIII веке. В советское время храм закрыли, семь его глав срубили. Сейчас Никольскую церковь восстанавливают.

Успенская церковь, как говорят, построена без единого гвоздя.

Построенная на правом берегу в 1674 году Успенская церковь - деревянный, сработанный без единого гвоздя, подобный зажженной свече в светильнике храм. Внутри большой иконостас на 84 иконы и расписное потолочное перекрытие. Уникальный, невероятной красоты чудо-храм признан памятником деревянного зодчества.

Рядом появилась Афанасьевская церковь, возведенная соловецкими монахами во имя святителя Афанасия Великого. С 1932-го и вплоть до 1999 года храм был закрыт. За это время в нем были и ясли, и мастерская по шитью лодок, и сельский клуб. Сейчас в церкви проводятся регулярные богослужения.

Петропавловскую церковь возвели в 1864 году, в советское время она жила дольше других.

«Всходы коммунизма»

Несмотря на удаленность, революция докатилась и до варзужан. В марте 1920 года село стало центром Варзугского сельского совета рабочих, крестьянских, красноармейских и рыбацких депутатов. А в мае 1930 года на общем собрании местные жители решили объединиться в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма». Стали варзужане помимо ловли рыбы заниматься и сельским хозяйством. Выращивали овощи в теплицах. Для развития животноводства закупили коров, позднее и свиней. Колхоз и сейчас сохранил свое название, оставшись главным местом работы сельчан.

Конечно, современная Варзуга не настолько богатая, какой была раньше. Молодежь перебирается в город, остаются в селе единицы. Тем не менее жизнь кипит, и многие потомки тех самых поморов уезжать отсюда не намерены.

Рыба здесь только одна

Кузомень, что находится километрах в двадцати от Варзуги, с конца XVI века была известна как рыболовецкая тоня. Постоянное поселение там появилось только со второй половины XVII века. Как и все поморские села жила она за счет ловли семги, которую поморы традиционно называли «рыба», словно другой и нет.

Во второй половине XIX века Кузомень стала центром торговли на Терском берегу. Покровская ярмарка проходила там каждый год в октябре и ноябре. Привозились мука, крупы, масло, овощи, соль и сахар, чай, мыло и многое другое. Единственным местным товаром была семга. Как отмечал все тот же Иван Ушаков, в 1887 году приезжие торговцы закупили у кузомлян рыбы на почти восемьдесят две тысячи рублей.

Ловля рыбы - главное занятие на Терском берегу.

В начале ХХ века в село ссылали противников царской власти. Они организовали вместе с некоторыми местными крестьянами социал-демократический кружок, учили молодежь петь революционные песни. Вскоре ссыльных вывезли, но жители Кузомени разделились на два противоположных политических лагеря. Впрочем, и после прихода советской власти село так и продолжало рыболовный промысел.

И достопримечательность, и проблема

Сейчас в Кузомени постоянно живут всего несколько десятков человек, остальные приезжают только летом.

Кузоменские пески - одновременно и природная катастрофа, и местная достопримечательность. Посреди северной тайги образовалась песчаная пустошь, песок с которой выдувается ветрами в речку и дальше - в лесную чащу. Любители экстрима устраивают здесь ралли на внедорожниках, а фотографы готовы снимать такую экзотику днями напролет. Только вот для природы это большой урон, мельчает русло Варзуги, из-за чего страдает и ценная семга, сокращается объем лесных территорий.

С этой проблемой пытаются бороться уже более тридцати лет путем посадки саженцев для закрепления песков. Самой распространенной причиной возникновения такой песчаной пустоши считается длившаяся столетиями вырубка лесов и выпас скота. Однако специалисты, давно изучающие это явление, все же склоняются к тому, что проблема комплексная.

Еще в лоции о Варзуге XVII века говорится: «...с нижней стороны верст на десять пойдут пески, и лес будет уходить от берега дальше... А выше в десяти верстах наволок толстый, а от наволока вниз к Варзуге берега песчаны, лес от берега далеко».

Увеличению песчаной пустоши могли способствовать и вихревые потоки воздуха, достигающие границы моря и суши. Следы работы ветра и сейчас видны на многих лесных массивах - это разной величины и глубины воронки выдувания. Они чаще всего встречаются в сосняках, произрастающих на глубоких песках, на слабо связанной почве. Встречаются они не только в Кузомени, но и дальше на востоке, например у Чаваньги.

«Умба - город, Умба - лес!»

В Умбе люди занимались теми же промыслами, что и другие поморы. Однако у них было еще большое подспорье - рядом и лес, и озера, и речка. Именно по ним умбяне и переправляли срубленные деревья.

В 1898 году одновременно с появлением лесопильного завода «Товарищества Беляева», рядом со старым сельским поселением возник рабочий поселок Лесной. На первом промышленном предприятии Кольского полуострова работали и рыбаки Терского берега, и крестьяне Архангельской и Вологодской губерний. Сначала это были 300 человек, к 1902 году работников стало уже 520. Конечно, людям требовалось жилье, а также какая-то инфраструктура.

Поморские козули: у каждой свой смысл.

В Лесном стали появляться бани, пекарня, почта, больница и клуб. Строились причалы, дороги и водопровод. После революции и Гражданской войны завод какое-то время не работал, населения стало мало. Как только завод восстановили, народ опять подтянулся. В марте 1927 года лесопилке было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. Через восемь лет поселок Лесной стал центром Терского района. Помимо лесозавода там действовали и моторно-рыболовецкая станция, и кирпичный завод, и «Мурманрыба», и Умбский рыборазводный завод. По данным 1938 года в поселке проживало уже 5300 человек.

Конечно, застройка поселка разрасталась и стала сливаться с территорией старой Умбы. В ноябре 1966 года исполком Терского районного Совета решил переименовать Лесной в рабочий поселок городского типа Умба. Она по-прежнему имеет статус «пгт».

Старая, правобережная часть Умбы - Умба-деревня пользуется популярностью у туристов. Интересующиеся культурой поморов обязательно сюда заглядывают. Также здесь раз в три года проходит международный фольклорный фестиваль.

Не ушла жизнь и из маленьких отдаленных деревень Терского берега - Чаваньги, Тетрина, Чапомы и других. Добраться до них теперь можно летом только вертолетом, зимой - на снегоходе. Но все равно люди эти края не покидают, чтут поморские традиции. В основном, это, конечно, представители старшего поколения, успевшие уже пожить и в городе.

Многие, кто родом из этих деревенек, выходя на пенсию, возвращаются обратно. Отстраивают старые родительские дома, наслаждаются природой и дышат чистым беломорским воздухом.

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.05.2018

Назад к списку новостей

Еще по теме

Четыре загадки Кандалакши

Версий много, а истина - за семью печатями

Из моногорода в город фестивалей

Город Оленегорск был образован в 1949 году как рабочий поселок

Заполярная жемчужина

«Южные ворота Кольского края», «Жемчужина Белого моря» - так называют Кандалакшу ее жители

Яркие краски для Мончегорска

Город металлургов живет активной, интересной, спортивной жизнью

Стратегический металл Заполярья

Как искали горного озорника и создали одну из главных отраслей экономики региона

Молочные реки, родные берега

За 45 лет существования Североморского молочного завода его продукция полюбилась сотням тысяч северян

Тут вам не Краснодарский край

Экономика подсказала сельскому хозяйству Кольского Заполярья рациональный путь

Мы - мурманчане!

Мурманск. Это город-герой, город-труженик и город-воспитатель

Наши ответы про долгие лета

То, о чем многие хотели спросить у юбилярши, да все забывали

А топор - в реку!

Одна из тайн древней Колы

Порт - всему голова

Ни один из высоких гостей Мурманска его не миновал

Старше области, больше Крыма!

Такой уж он уникальный - наш Кольский район

«Североморск - судьбы моей столица…»

Североморск - город у Баренцева моря, где гражданская жизнь и военная служба сплелись воедино

От «волчьей ямы» до звезды

Участок небольшой, богатства - огромны

Машина времени

28 мая 1938 года на карте России появился регион, по занимаемой площади сравнимый с несколькими европейскими государствами

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,681276,073779,580974,2346
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня