То, что туристы из Азиатско-Тихоокеанского региона едут на Кольский полуостров преимущественно зимой, давно известно. Ведь главная цель неблизких странствий - своими глазами увидеть настоящее чудо, северное сияние!

Чудеса на небе и на земле

Организаторы международной конференции «Горизонты Арктики», которая открылась вчера в Мурманске, стремились рассказать гостям о том, что в нашем арктическом регионе можно увидеть гораздо больше, чем это природное явление. Оспаривать его исключительную привлекательность, конечно же, никто не станет. Вот только гарантировать встречу с ним невозможно. А так хочется не оставить гостя разочарованным, найти как можно больше других «фишек» для туриста из дальней дали.

Сергей Ещенко

В числе организаторов конференции, которая проходила в «Арктике», Центр поддержки экспорта Мурманской области, региональные министерства - экономического развития, развития промышленности и предпринимательства, открывшийся в конце лета в Мурманске Туристский информационный центр.

Это мероприятие, безусловно, стало в нынешнем году одним из ключевых событий в туриндустрии Кольского Заполярья. Познакомиться с арктическими горизонтами решили туроператоры Индии, Китая, Таиланда, Вьетнама, Малайзии, Камбоджи, а также руководители Российского экспортного центра, ведущие эксперты по работе с туристическими рынками Индии, Вьетнама и Китая.

- Гости расскажут нам об особенностях работы с их соотечественниками, познакомятся с нашими предложениями. А нам есть что показать и чем гордиться, - поделилась перед началом конференции руководитель Туристского информационного центра Евгения Гавриленко. - Число путешественников из Китая растет. А вот из Вьетнама, Индонезии, Камбоджи и Малайзии приезжают пока единицы, рынок этот нами еще не освоен. Можно сказать, это новые горизонты для нашего арктического региона.

Открыл пленарное заседание заместитель губернатора Дмитрий Филиппов. Он поприветствовал собравшихся от имени главы региона Андрея Чибиса и отметил, что интерес туристов к арктическим территориям и, в частности, Кольскому Заполярью постоянно растет.

Сергей Ещенко

- Арктика сейчас в тренде, мы наблюдаем приток туристов, наибольшую долю в котором составляют представители стран Азии, - подчеркнул Дмитрий Филиппов. - В нынешнем году по сравнению с прошлым их число увеличилось в полтора раза. На этой площадке собрались представители туристической индустрии стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также России. Желаю вам плодотворной работы, заключения новых контрактов и выработки интересных решений, способствующих развитию туристической отрасли в нашем регионе.

Представитель Русско-Азиатского союза предпринимателей Максим Кузнецов посвятил свое выступление взаимодействию нашей страны и Китая. Он сконцентрировал внимание на том, что в России, в том числе на Севере, недоиспользуется потенциал туриста из Поднебесной. Такой гость, как правило, человек небедный, жаждущий новых впечатлений, интересных развлечений, готовый тратиться на покупки.

Впечатления очевидца - лучшая реклама

- Туристы из КНР готовы оставлять в России до 5,7 тысячи долларов, - привел цифры Максим Кузнецов. - 3,7 из них могут тратить на развлечения и покупки. Но по факту за 7-8 дней они расходуют в среднем 1,3 тысячи долларов.

30 миллионов китайцев ежегодно выезжают за пределы страны, на российские маршруты приходится лишь 2 миллиона из этого потока. Приблизительно столько же россиян отправляются в Поднебесную. Основными пунктами назначения для зарубежных гостей становятся Москва, Санкт-Петербург, Приморский край, Иркутская область. Там их привлекают культурно-познавательный туризм, туры по «красным», связанным с коммунистическим прошлым, маршрутам, шопинг, этнический и гастрономический туризм. Иные регионы жителям Поднебесной пока мало известны.

Сергей Ещенко

Одно из направлений привлечения гостей на Кольский полуостров, по мнению Кузнецова, - развитие побратимских связей. В Китае они не формальны, неплохо финансируются и могут способствовать продвижению туристических маршрутов. А в Мурманской области, по словам эксперта, следует делать ставку на эксклюзивные сервисы, например, поездки на природу, ну и наблюдение за северным сиянием, конечно же.

Своим видением привлечения в Россию, особенно на Кольский полуостров, туристов из Вьетнама и Индии поделились представители этих стран: директор национального туристического офиса в Юго-Восточной Азии и директор международного конгресса промышленников и предпринимателей по Тихоокеанскому региону. Они отмечали, что необходимо более активно продвигать возможности арктического туризма на выставочных площадках преимущественно «лицом к лицу». Это работает гораздо эффективнее, чем информация в Интернете, которой люди стали все меньше доверять. Оказалось, что они сами организуют пробные поездки групп, способных использовать полученные впечатления как лучшую рекламу. Например, в Мурманск приезжали вьетнамские журналисты, а затем делились самыми яркими моментами путешествия.

Что касается Индии, то там выездной туризм в последние годы активно развивается. Все больше 30-35-летних успешных молодых людей готовы тратить свой неплохой заработок на новые впечатления. А на Севере таковых немало.

В ходе конференции состоялась панельная дискуссия «Электронные торговые площадки как инструмент продвижения туризма». В программе также мастер-классы, презентации конкретных предложений туриндустрии Мурманской области для потенциальных зарубежных партнеров. А вечером участников форума ждали поварские изыски северной и азиатской кухонь.