Вчера из порта Мурманск вышло судно «Академик Трёшников», открыв тем самым масштабную научную экспедицию «Трансарктика-2019».

Экспедиция включает в себя несколько этапов, и первый состоится на базе научно-экспедиционного судна Росгидромета «Академик Трёшников».

Планируется, что судно пройдет севернее Земли Франца-Иосифа, там ляжет в дрейф, войдя в ледовое поле. Будет два месяца дрейфовать вместе с льдами примерно до границы с Норвегией, затем углубится на север и пройдет по части маршрута, где 120 лет назад дрейфовал «Фрам» - деревянная парусно-моторная шхуна, на которой известный полярник Фритьоф Нансен, а позже его соотечественник, не менее легендарный Руаль Амундсен, покоряли северные широты.

В  рамках экспедиции будет осуществлен также рейс из Владивостока через Берингов пролив до побережья Кольского полуострова команды научно-экспедиционных судов «Михаил Сомов» и «Профессор Мультановский». Они проведут мониторинг природной среды окраинных арктических морей. Кроме того, будет организован «плавучий университет» на борту учебно-исследовательского судна «Профессор Молчанов». Ученые проведут комплексные исследования морей российской части Арктики. Экспедиция завершится в сентябре 2019 года.

Ее значение очень велико, ведь, по сути, возобновляется восстановление тех работ по изучению арктических морей, которые были прекращены в девяностые.

В рамках национального проекта «Наука» предполагается рост числа морских экспедиций к 2024 году до 250. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился выделить на эти цели почти 870 миллионов рублей.

Вот поэтому к «Академику Трёшникову» было вчера особое внимание и представителей СМИ, и различных официальных лиц. Вместе с делегацией Росгидромета под руководством Максима Яковенко журналисты посетили судно в день его отплытия. Гостей встретили капитан судна Дмитрий Карпенко и начальник экспедиции «Трансарктика-2019» Иван Фролов. На капитанском мостике состоялась видеосвязь с  заместителем председателя правительства России, полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым.

Иван Фролов (в центре) и Максим Яковенко (справа).

- Начинается новый этап освоения Северного морского пути, проекты, которые реализуют сегодня наши инвесторы, компания «Новатэк», требуют круглогодичной его загрузки, поэтому мы сейчас готовимся к этой работе. Ваши исследования окажут нам большую помощь. Я желаю вам успешно провести исследования, желаю вам доброго пути, - сказал вице-премьер, обращаясь к участникам экспедиции.

Его пожелания Максим Яковенко, Дмитрий Карпенко и Иван Фролов передали членам экспедиции, которые собрались на вертолетной площадке. Всего их 54 - ученые из 15 институтов, в том числе трех немецких.

- Начинается эпоха реальных дел, и, коль Россия заявила, что Северный морской путь является стратегической магистралью Арктики, значит, надо ее изучать, - сказал в приветственном слове Максим Яковенко, добавив, что Арктика - край серьезных и сильных духом людей.

Обращаясь к собравшимся (все, кстати, были в арктических оранжевых куртках), начальник экспедиции Иван Фролов выразил уверенность, что с таким коллективом у них все получится. А капитан судна Дмитрий Карпенко заверил, что всех доставит обратно домой живыми и здоровыми.

У «Академика Трёшникова» позади 11 рейсов. Российский флаг на судне был впервые поднят в октябре 2012 года на верфи Санкт-Петербурга.

Рассказывая о 12-м рейсе судна, Иван Фролов отметил, что, проводя мониторинг арктических морей, ученые будут изучать воду, природную среду донных осадков и дальше,  вплоть до ионосферы. Это громадный комплекс работ. И, пройдя той частью маршрута, где в свое время дрейфовал «Фрам», ученые не только соберут образцы проб воды и льда, но и смогут увидеть, что изменилось там за сто с лишним лет.

- Нам есть, с чем сравнивать, это интересно, - с огоньком в глазах сказал он, напомнив, что полярные путешественники на «Фраме» тоже отбирали пробы, и результаты сохранились до сегодняшнего дня. 

Исследовательский зуд тут же зажег огонек и в глазах слушателей. Действительно, что покажут эти сравнения?

Фролов отметил громадную значимость изучения сложных климатических условий Арктики для хозяйственной деятельности человека и решения социальных проблем населения, проживающего здесь.

Надо научиться управлять природными рисками - и ледовыми сжатиями, и сейсмическими процессами, и прочими. А для этого их надо изучать.