Подготовка к заседанию Госсовета, посвященному теме обустройства и безопасности дорог, для глав регионов, входящих в рабочую группу, оказалась довольно необычной. Помимо уже ставшего традиционным двухдневного семинара, где руководители российских территорий делились своим видением проблем и возможными путями их решения, они надели форму дорожных рабочих. И за несколько часов самостоятельно уложили около 200 метров асфальта в Подмосковье. Это позволило не только главам регионов глубже вникнуть в тему, но и продемонстрировать всей стране остроту дорожного вопроса.

Само заседание проходило уже в столице под руководством Владимира Путина. В нем также принял участие врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис.

Убрать суету и барьеры

Именно с остроты темы начал встречу глава государства. Он подчеркнул, что вопрос обустройства и безопасности российских дорог хоть и находится в процессе решения, но важность его не спадает. Заниматься им необходимо комплексно, одновременно на всех уровнях власти.

- Как идет развитие сети автодорог и насколько эффективно повышается безопасность на них, определено в нацпроектах. Но дорог высокого качества по-прежнему мало. В этом году общая протяженность дорог первой категории выросла на 2 423 километра, правда, в основном за счет федеральных трасс. Они соответствуют нормативам на 83 процента. В 2010 году этот показатель составлял 38,6 процента, - сказал Владимир Путин.

При этом он подчеркнул, что дороги регионального значения недотягивают по этому показателю даже до половины.

- Каждому региону в ближайшее время необходимо принять программы, рассчитанные до 2024 года. Причем эти программы должны быть реальными, - отметил глава государства. - Это позволит дорожным строителям планировать работу «вдолгую», загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать стройматериалы, вкладываться в специалистов и новые технологии.

Для финансирования этого процесса необходимо, в частности, использовать возможности государственно-частного партнерства, поддержать внедрение контрактов жизненного цикла.

- Это потребует изменений законодательной базы и новых управленческих решений, - отметил президент.

Кроме того, по его словам, остается проблемой порядок определения цен, что влияет на стоимость работ. Подрядчики выходят на торги с заниженными предложениями. В результате заказчики либо вообще отказываются от таких подрядов, либо как-то выкручиваются, что сказывается на качестве дорожного покрытия.

- Для внедрения инновационных решений остаются препятствием и административные барьеры. Очень много контролеров, бумажной волокиты, претензий надзорных органов, которые, кстати, нередко противоречат друг другу, а объекты или не сдаются в срок, либо их качество остается сомнительным, - указал еще на одну проблему Владимир Путин. - Также дорожники не имеют возможности получать аванс живыми деньгами, что затрудняет их закупки и, как следствие, работу.

В приоритете - безопасность

Как беду оценил президент освещенность трасс.

- За пределами агломераций практически на всех дорогах - кромешная темень. И дело не только в неразвитой инфраструктуре. Дело, надо прямо сказать, в дефиците средств: ночной тариф на электроэнергию достаточно высокий. Эта вынужденная экономия, к сожалению, приводит к авариям и трагедиям. Поэтому и энергетики, и главы регионов, и правительство в целом должны незамедлительно приступить к урегулированию этой проблемы, - потребовал глава государства.

Отдельно он отметил необходимость контроля за соблюдением правил проезда большегрузов, которые разбивают дороги, а также за соблюдением ПДД. Не для того чтобы штрафовать, а чтобы снизить травматизм и смертность.

- Острый вопрос - соблюдение правил дорожного движения и нелегальные перевозки. Мы должны делать все для безопасности на дорогах. Это стало одним из приоритетов государственной политики в последнее время, - напомнил Владимир Путин. - В целом аварийность по стране снижается. Но 30 регионов ее нарастили.

Он особо выделил тему камер слежения и подчеркнул, что цель их установки - снижение аварийности и травматизма, сохранение здоровья и жизни людей.

- Не надо их скрывать и прятать! Чтобы подводить водителей под штраф, вместо того чтобы дисциплинировать, - подчеркнул Владимир Путин.

Глава государства рассказал, что уже в 38 регионах действуют Центры профилактики детского травматизма, которые хорошо себя зарекомендовали. Нужно распространить эту практику на остальные субъекты Федерации.

Конфискация - как метод

Что же касается непосредственных пользователей дорог, то есть нас, обычных граждан, то наибольший интерес здесь представляли предложения Министерства внутренних дел. Их озвучил глава ведомства Владимир Колокольцев. И начал он с довольно амбициозного заявления: к 2030 году смертность на дорогах России должна стать нулевой.

В качестве механизма осуществления этой цели он назвал необходимым принятие госпрограммы до 2030 года, реализацией которой займутся на всех уровнях - от федерального до муниципального. При этом заметил, что приоритеты должны быть в повышении не только дисциплины участников дорожного движения, но и требований к содержанию и обустройству дорог.

Также он обратил внимание, что, несмотря на снижение числа ДТП с участием пьяных водителей, удельный вес таких аварий остается высоким. Поэтому его ведомством внесен законопроект, предусматривающий конфискацию машины в подобной ситуации.

По словам главы МВД, следует вернуться к теме качества подготовки водителей. А для этого повысить оценку рейтинговости автошкол и уровень преподавателей.

Он поддержал предложение Владимира Путина о необходимости вывести на государственный уровень обучение детей навыкам поведения на дороге. Пока такая работа в стране держится в основном на энтузиазме.

Главное - сроки и качество

В Кольском Заполярье в нынешнем году для достижения заданных нацпроектом показателей необходимо привести в нормативное состояние 64,8 километра (3,2 процента) региональных дорог, а также 5 процентов дорог (27 улиц) Мурманска. На данный момент уже ведется ремонт шести региональных дорог, одного моста и шести городских объектов. До 1 сентября эти работы будут завершены.

- Все необходимые контракты в рамках реализации национального проекта на 2019 год нами заключены. Есть уверенность, что из графика мы не выбьемся. Для нас соблюдение сроков - важнейшее условие получения дополнительного финансирования от федерального центра, - отметил в этой связи Андрей Чибис.

Напомним, на прошлой неделе в ходе визита в Мурманскую область заместитель председателя правительства России Максим Акимов высоко оценил ход реализации у нас нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», назвав регион в числе лидеров в стране. Вице-премьер подчеркнул, что при условии опережения сроков работ без потери качества область сможет рассчитывать на дополнительные средства из федерального бюджета. В частности, речь идет о финансировании реконструкции дороги на Териберку в сумме нескольких миллиардов рублей.