17.09.2004 / Политика и власть

ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ОПИРАТЬСЯ НА ЭКОНОМИКУ

Вчера председатель Мурманской областной думы Павел Сажинов провел пресс-конференцию. Он рассказал журналистам о состоявшейся 10 сентября в Нарьян-Маре 27-й конференции Северо-Западной парламентской ассоциации, поделился ближайшими планами работы областной думы, а также ответил на вопросы.

В ноябре ассоциации исполняется десять лет. Тогда парламентаризм в России делал первые шаги. Депутаты создали ее, чтобы обмениваться опытом, координировать свою работу.

В столице Ненецкого автономного округа столь представительный форум прошел впервые. Его участники прежде всего они обсудили процесс формирования законодательства по местному самоуправлению. Год назад принят новый федеральный закон о местном самоуправлении. Сейчас формируется законодательная база в регионах.

- К сожалению, этот процесс идет очень и очень медленно, с большим трудом, - отметил Павел Сажинов. - И это касается практически всех субъектов Северо-Запада. Вопрос этот рассматривался нами не впервые. До этого мы уже обсуждали его на аналогичной конференции в Петрозаводске. Тогда было положено начало работе. Теперь вернулись к этому вопросу в качестве контроля.

Один пример, который характеризует, как меняется структура местного самоуправления. В Республике Коми предполагается увеличить количество муниципальных образований с 21 до 240, в Архангельской области - с 27 до 250, в Вологодской - с 28 до 360. У нас также намечается увеличить их количество в два раза. Но я думаю, что на практике эта цифра будет большей. Естественно, это требует новых подходов к работе и исполнительных, и законодательных органов власти.

Мы также рассмотрели вопрос, связанный с экономической базой местного самоуправления. К сожалению, передача экономики в руки органов местного самоуправления - вопрос пока законодательно не отработанный. Часто меняется налоговое законодательство, что также не позволяет нам установить какие-то стабильные нормативы для финансирования муниципальных образований.

Конференция приняла решение, в том числе предусмотрев в нем обращение в Правительство России, которое ответственно за реализацию закона о местном самоуправлении, с просьбой разработать комментарии по применению этого закона. Закон сырой. И многие его положения противоречивы...

Следующую конференцию, как сообщил Павел Сажинов, намечено провести в ноябре в Вологде.

Затем он рассказал журналистам о ближайших планах работы областной думы. В среду собрался ее совет. На нем принято решение созвать очередное заседание 23 сентября. В повестку дня включено около трех десятков вопросов. Это задел для дальнейшей работы во время осенней сессии. В числе прочих вопросов депутатам предстоит рассмотреть проект закона о внесении изменений в бюджет региона на текущий год. Очень важно принять его сразу в трех чтениях, чтобы выделить появившиеся деньги на наиболее насущные статьи расходов. Иначе же все 354 миллиона рублей дополнительных доходов согласно федеральному законодательству уйдут на погашение имеющегося бюджетного дефицита.

Затем Павел Сажинов ответил на вопросы журналистов. Отвечая на один из них, он высказал свое отношение к широко обсуждаемым сейчас инициативам Президента, выдвинутым 13 сентября на расширенном заседании Правительства России. Они, напомню, касаются замены прямых выборов глав субъектов Федерации выборами их законодательными собраниями регионов, а также введения пропорциональной системы выборов в Государственную думу.

- Выборы глав регионов законодательными органами субъектов Федерации - вопрос не новый, - подчеркнул Павел Сажинов. - Когда мы работали над Уставом области, подобное предложение нами обсуждалось. Правда, мы обсуждали его с учетом того, что руководитель исполнительной власти региона будет избираться на общем собрании депутатов всех уровней - областной думы и представительных органов местного самоуправления. Но тогда нам пришлось от этой идеи отказаться, поскольку было решение Конституционного суда по уставу одного из регионов, которое гласило, что Конституция предусматривает прямые выборы глав исполнительной власти регионов. Я не знаю, внесены ли какие-то коррективы в это решение.

Выборы глав исполнительной власти через законодательные органы полностью меняют всю систему власти на местах. Во-первых, безусловно, возрастает роль самих законодательных органов. Я думаю, это повод для того, чтобы рассматривать и вопрос об увеличении их количественного состава. Ведь есть субъекты Федерации, где они насчитывают 13-15 депутатов. И вот эти 13-15 человек будут решать судьбу, скажем, полуторамиллионного населения?

Во-вторых, конечно, надо продумывать механизм сдержек и противовесов. Предложенная схема окажется очень мощным инструментом влияния на главу исполнительной власти. Приведу простой пример: принимает законодательный орган какой-то закон, а глава исполнительной власти его отклоняет. У депутатов сразу возникает предложение: давайте его освободим от этой должности. Я думаю, что глава исполнительной власти в данном случае становится, мягко говоря, уязвимой фигурой.

Далее, надо продумывать и вопрос взаимодействия с федеральным законодательным органом. Получается так: Президент предлагает кандидатуру для избрания главы региона, а тот в свою очередь предлагает кандидатуру уже члена Совета Федерации. Получается, что вертикаль исполнительной власти плавно переходит на законодательную. Это тоже надо каким-то образом отрабатывать.

В общем, вопросы есть. Да и сам по себе подобный механизм является новым. Я не припомню, чтобы в мировой практике было нечто подобное.

Если вообще говорить о вертикали исполнительной власти, я сторонник идеи, что она прежде всего должна опираться на какой-то экономический базис. А если власть оторвана от экономики - Президент заявляет, что государство должно уходить от нее - и одновременно укрепляется вертикаль власти, то эта власть оказывается какой-то иллюзорной. Не может быть сильной власти, если она не опирается на экономический базис.

Что касается формирования Государственной думы по пропорциональной системе выборов, то подобные схемы в мировой практике есть. Но я тоже не сторонник этого. Вы знаете, нынешнюю концепцию выборного закона мы обсуждали на Конституционном совещании, когда обсуждали проект Конституции России. То есть все эти вопросы рассматривались в комплексе. С моей точки зрения, возникает какое-то противоречие: десять лет назад мы выслушали мнения всех - ведь Конституционное совещание было достаточно представительным органом, - и согласились тогда на ныне действующую концепцию формирования Парламента страны. И вдруг сейчас, по прошествии десяти лет, отбрасываем ее. Тогда зачем, спрашивается, проводить такие совещания, зачем обещать? Возникает масса вопросов. Оказывается, что мы, люди которые находятся у власти, не держим своего слова.

Но сейчас высказаны только предложения Президента, подчеркнул Павел Сажинов. Более конкретный разговор можно вести только после того, как появятся какие-то проекты нормативных актов.

Игорь КУРСАКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.09.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,402675,651280,273273,4324
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня