21.09.2004 / Политика и власть

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Россия вступила в войну - с терроризмом. Можно сколько угодно спорить, когда эта война началась: с басаевского ли рейда на Буденновск, с его ли похода в Дагестан или московских взрывов 1999-го. Суть не в этом. Главное - и здесь трудно не быть высокопарным: речь идет о сохранении России. После Беслана с этим может спорить только идиот или подлец. Или - мы их. Или - нас просто не будет. Вот тогда на "территории, что раньше была Россией", наступит всеобщая и полная демократия - на кладбище все равны: друг другу и вечности.

Чтобы этого не случилось, нам, похоже, придется на время забыть о некоторых завоеваниях первых десяти лет новой российской демократии. Неделю назад на расширенном заседании Правительства РФ Президент и Верховный главнокомандующий предложил реформу властной вертикали и новый виток развития политической системы в России. Отмена выборов в Госдуму по одномандантным округам и переход на избрание депутатов только по партийным спискам. Замена общенародных выборов высших должностных лиц субъектов Федерации на их избрание законодательными собраниями областей, краев и республик по представлению Президента.

Пока все это - только предложение Президента Путина. Но мало кто сомневается, что оно будет принято и воплощено в жизнь. Иные комментаторы даже заговорили о том, что Путин объявил в России военное положение, мол, Президент-главком решил назначать себе губернаторов-комдивов.

Лично мне выбирать губернаторов нравится. Но - на войне как на войне. А там командиров себе не выбирают. Было, правда, у нас после революции такое поветрие: командиров полков и дивизий избирали на солдатских митингах. Ничего хорошего из этого не получилось - армия или воюющая страна не самое удачное место для воплощения демократических идей. А красные начали бить белых только после того, как командиров в войска стал назначать Реввоенсовет.

Ну да Бог с ней, с историей. Вернемся в наш сегодняшний день. Точнее - в завтрашний. Как предложенная Владимиром Путиным реформа отразится на политической жизни Мурманской области? К сожалению, придется сразу оговориться, что настоящих политиков федерального калибра у нас всего... шестеро: в "высшей лиге" играют губернатор Юрий Евдокимов, председатель областной думы Павел Сажинов, сенаторы Андрей Гурьев и Вячеслав Попов и депутаты Государственной думы Игорь Чернышенко и Валентин Лунцевич. В конце концов это к ним обращается Президент с трибуны Федерального собрания, с ними он обсуждает проблемы и их мнением интересуется на заседаниях Госсовета и Совета законодателей. Все остальные наши политики играют или в "дворовый футбол", или выступают в областном чемпионате.

Так вот, если послушать наш политбомонд, складывается впечатление, что 13 сентября на заседании Правительства выступали два Владимира Путина с двумя программными заявлениями.

Часть наших земляков поняла Президента так: отныне законодательная ветвь власти в регионах становится выше исполнительной - губернатора и областного правительства. Логика здесь, вроде бы, присутствует. Раз главу региона избирает дума, то первый по отношению ко второй становится в подчиненное зависимое положение. По той же логике видится и следующий шаг: законодательные собрания должны получить право снимать губернаторов с должности. Но об этом Владимир Путин ничего не говорил.

Такая трактовка путинской реформы должна быть близка и понятна тем депутатам Мурманской областной думы, что вступили в многомесячную дискуссию с Юрием Евдокимовым на тему, какой должна быть численность депутатского корпуса в думе следующего созыва. Губернатор хочет, чтобы и после декабря 2006 года у нас осталось число 26, часть народных избранников настаивает на 52. Если "одна голова - хорошо, а две - лучше", то 52 головы по идее должны быть в два раза лучше 26, им легче справиться с будущей задачей выборов губернатора.

Правда, арифметика в политике не всегда срабатывает, да и выбирать главу региона - нам всем или областной думе - еще не скоро, а лишь в марте 2009 года. Президент ведь четко сказал, что его предложение обратной силы не имеет и новая система будет вводиться в регионах только после истечения срока полномочий действующих губернаторов.

И вообще, это только на первый взгляд кажется, что в завтрашней России на дереве региональной власти законодательная ветвь будет повыше исполнительной. На второй, более пристальный, взгляд картина видится иная.

Ведь не депутаты будут искать и выбирать достойного губернатора. Его кандидатуру предложит президент. А депутатам предстоит только проголосовать - "за" или "против".

И этот фарватер "украшен" подводным камнем. Владимир Владимирович не случайно 13 сентября уточнил: процедура избрания губернаторов законодательными собраниями будет полностью идентична процедуре формирования Правительства РФ. А там, как мы помним, схема такая: если Госдума трижды отклоняет предложенную Президентом кандидатуру председателя Правительства, Госдуму распускают... Поэтому впору говорить не об избрании, а о согласовании или утверждении губернатора думой. А это, согласитесь, две большие разницы. Так что спорить, кто "выше" - облдума или губернатор, - бессмысленно. Выше - Президент и Главнокомандующий.

И вот еще что. Утвердив президентского кандидата в губернаторы, законодательное собрание волей-неволей разделит с Президентом ответственность за это решение. И придется тогда не играть в лебедя, рака и щуку, доказывая, кто лучше знает дорогу к счастью, а тянуть региональный воз вместе и в одну сторону.

Напоследок - пара слов об "ослаблении" статуса не общенародно избираемых, а назначаемых губернаторов. Главком Путин весьма недвусмысленно заявил: губернаторы должны "теснее взаимодействовать с муниципальными образованиями, помогая в каждодневной работе с людьми, а также в рамках предусмотренных законов должны оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления". Вот это "большее влияние" (пусть и "в рамках законов") может означать реальное право выстраивать у себя в области, крае, республике свою вертикаль власти, снимать и назначать. А вы говорите "ослабление статуса"...

Вообще, спорить на тему, у кого (губернатора или думы) будет больше полномочий, кто сильнее - слон или кит - давайте после победы над терроризмом. А война эта будет долгой. Не на один год или до следующих выборов. И с поимкой Масхадова и Басаева она не закончится. День Победы отметим тогда, когда покончим с поедающей Россию коррупцией, когда на Северном Кавказе станет выгоднее строить дома, пахать землю, учить и лечить детей, а не бегать за пачку баксов с автоматом и "поясом шахида". Когда избирать будем не тех, у кого больше "бабок", а того, кому есть что сказать и сделать. Даст Бог - доживем.

Петр Болычев

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.09.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня