01.10.2004 / Политика и власть

НА ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ ШАГНЕМ ВМЕСТЕ

В среду губернатор Юрий Евдокимов встретился в Мурманске с генеральным директором компании "Кузбассразрезуголь" Андреем Бокаревым. В ходе переговоров стороны достигли важных договоренностей относительно строительства комплекса по перевалке угля на западном берегу Кольского залива, а также перспектив развития этой промышленной зоны в целом.

"Кузбассразрезуголь" - крупнейшая в России компания по добыче высококачественных углей открытым способом. В прошлом году объемы добычи составили 40 миллионов тонн, более половины из которых пошли на экспорт. Перевалка угля за рубеж идет через Мурманский порт. Столь крупные грузопотоки очень выгодны нашему региону.

Но есть одно "но". Резервы пропускной способности порта и железнодорожных путей практически исчерпаны. Как выразился Юрий Евдокимов во время недавней поездки в Ковдор, кузбасский уголь нас задушил. От этого уже страдают другие крупные грузоотправители. Так, не может нарастить объемы производства Ковдорский ГОК, принадлежащий холдингу "ЕвроХим".

Единственный выход заключается в переброске части грузопотока на западный берег Кольского залива. Его промышленное освоение предусмотрено генеральной схемой развития Мурманского торгового порта. В частности, речь идет о строительстве "Кузбассразрезуглем" комплекса, способного в перспективе перегружать до 15 миллионов тонн угля в год. Он разместится между устьями рек Лавна и Кулонга и будет состоять из двух причалов для приема судов дедвейтом до 150 тысяч тонн и открытой грузовой площадки в 520 тысяч квадратных метров.

Но для развития этой территории сюда нужно проложить железнодорожную ветку длиной в три десятка километров. Технико-экономическое обоснование на нее будет готово в марте-апреле будущего года. Вопрос в том, кто будет строить магистраль, и, соответственно, кто будет затем распоряжаться этим важным объектом инфраструктуры.

По этому вопросу позиции областной власти и руководства угледобывающей компании первоначально разошлись. На то, чтобы прийти к общему знаменателю, потребовалось время. Встреча затянулась более чем на три часа. По ее завершении Юрий Евдокимов так прокомментировал достигнутые договоренности:

- Был спорный момент, поэтому мы так долго и вели эту беседу. "Кузбассразрезуголь" - гигантская компания. Эти люди пришли к нам в регион, и мы встретили их с распростертыми объятиями. Они начинают проектировать терминал на западном берегу Кольского залива. Но при этом хотели бы стать владельцами еще примерно 250 гектаров земли, по которым пройдет железная дорога. Что это для нас означает? Это означает, что они будут полноправными хозяевами на той стороне залива. И любой, кто захочет заниматься какими-то хозяйственными делами на территории, начиная от устья Лавны и дальше к выходу из залива, должен будет доставлять грузы по их железнодорожной ветке, то есть как бы платить им дань, оброк.

Мы считаем, что это неправильно. Инфраструктура должна быть общей. В противном случае монополизм задавит всех остальных. И мы нашли, на наш взгляд, очень разумное решение. Мы договорились, что создаем открытое акционерное общество, в которое на первом этапе войдут администрация Мурманской области, "Кузбассразрезуголь" и РАО "Российские железные дороги". А дальше - все, кто пожелает. Мы не будем возражать, если к нам присоединятся "ФосАгро", "ЕвроХим", Мурманское морское пароходство.

Это будет полноценное акционерное общество. Объединив усилия, нам будет легче осуществить этот проект. Ведь проложить 30 километров железной дороги по столь пересеченной местности - это непростая задача, не менее полутора-двух лет очень плотной, напряженной работы с гигантскими капитальными вложениями. Железная дорога приведет к площадке, где на первом этапе будет отгружаться до 8 миллионов тонн кузбасского угля. А дальше - развитие.

Мы также договорились о том, что "Кузбассразрезуголь" войдет в контакт с нефтяниками, которые уже задействовали свои мощности на нашей территории, и обсудит с ними возможность строительства там нефтеперерабатывающего завода. То, что в свое время нам не удалось довести до конца с "Лукойлом", мы теперь будем делать через эту компанию.

Игорь КУРСАКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.10.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня