Отстаивать интересы сельского хозяйства при нынешнем довольно плачевном состоянии этой отрасли - сложная и весьма ответственная задача. Вот уже десять лет ее решением на законодательном уровне власти занимается зампредседателя Мурманской областной думы, председатель комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу Василий Калайда.

Кроме того, Василий Владимирович - один из "старейшин" региональной законодательной власти. Его депутатский стаж ведет отсчет с момента образования Мурманской областной думы. Конечно, 10 лет для парламента - не столь уж великий срок. Но для человека... Ведь известно - чем больше у избранника стаж во власти, тем больше он рискует оторваться от нужд своего электората. Однако по количеству обращений избирателей Василий Калайда - несомненный лидер среди коллег-депутатов. Только с начала этого года он рассмотрел около двухсот пятидесяти обращений граждан. Вывод очевиден - люди идут к депутату с просьбами, значит, не разочаровались в своем избраннике, надеются на помощь и понимание.

- Когда создавался наш региональный парламент, в 1994 году вы работали в подсобном хозяйстве Оленегорского ГОКа. Почему решили баллотироваться в депутаты?

- В депутаты областной думы идут по разным причинам - одних в парламент толкает власть, других - состоятельные люди, владельцы предприятий. Я же пришел сюда только по воле избирателей. Кстати, коллег-депутатов ругаю за то, что порой безосновательно входят в положение исполнительной власти, договариваются с ней. Я - человек разумного компромисса. А есть еще компромисс угодливый. Кроме того, идя в парламент, я предвидел сегодняшние последствия радикальных реформ 90-х годов. И у меня было единственное желание - принять все необходимые меры, чтобы законодательно воспрепятствовать этому беспределу.

- Получилось?

- Могу сказать одно - все эти годы, работая в Мурманской областной думе, был абсолютно честен по отношению к избирателям и, главное, был в согласии с собственной совестью, боролся с негативом в силу своего понимания.

- Быть борцом - ваше жизненное кредо или вынуждают обстоятельства?

- Я не являюсь оппозиционером. Есть определенная система государственной власти, которая действует в пользу государства и общества. С ней кто-то не соглашается, и это называется оппозицией. На сегодня Государственная дума, Правительство Российской Федерации находятся в оппозиции ко мне и большинству населения. У руля власти оказались случайные люди, и они впоследствии обязательно понесут ответственность за свои действия. Я веду борьбу против предательства России и народа.

- Каковы плоды ваших депутатских усилий на аграрном фронте?

- Сельскохозяйственное производство в Заполярье нужно не только сохранять, но и развивать. Соответственно, главная цель - убедить коллег по думе, что эта отрасль не является "черной дырой". А такое мнение порой навязывают горе-политики. Аграрный сектор экономики нужен не для извлечения прибыли и выкачивания государственных денег. Сельское хозяйство призвано обеспечить гармоничное развитие человеческого организма, создание нормального генофонда нации. И если власть этим озадачена, то насчет материальной поддержки сельского хозяйства не должно возникать никаких вопросов. Мы каждый год стремимся законодательно обеспечить эту поддержку. К сожалению, она недостаточна. Мы предложили Правительству области увеличить средства на эти цели в следующем году. Траты из областной казны кажутся ощутимыми только на начальном этапе производства, а при реализации сельскохозяйственной продукции финансовая помощь аграриям возвращается в бюджеты разных уровней в виде налогов. Нельзя забывать, что собственное производство - это продовольственная безопасность региона, которая не менее значима, чем военная.

- Юбилей думы - повод поразмышлять о самой идее парламентаризма. Упала ли она в нашем регионе на благодатную почву?

- Наше государство должно быть парламентским. Но, убрав главное, - контрольные функции за исполнительной властью и высшим должностным лицом, авторы российской Конституции заранее предусмотрели, чтобы наш парламент был немощным. В стране наступило полное безвластие и безответственность. К примеру, в нашем регионе есть колоссальные месторождения полезных ископаемых, лес, водные ресурсы. Так вот нас лишили права на все эти богатства. Мы сами даже не можем определить, где будет мусорная свалка! Все это стало прерогативой федеральных властей.

- Какова же роль областной законодательной власти?

- Конституцией дано право законодательному органу субъекта Федерации выходить с законодательной инициативой. Если ее поддерживает более трети субъектов РФ, то эта норма имеет право на существование. Вместо того чтобы решать самим свои проблемы, мы теперь боремся за восстановление наших прав. А права, заметьте, нужны не депутату Калайде, а населению области. Общаясь с избирателями, отчетливо понимаю, что мой электорат нищенствует.

- Чем может в этом случае помочь депутат?

- Никакой депутат не имеет права распоряжаться бюджетными деньгами, за исключением своей собственной зарплаты. Но право распорядителя дано исполнительной власти. Для этого мы и формируем фонд непредвиденных расходов. И поэтому я не стесняюсь обратиться к губернатору и не только прошу, а требую его исполнить свой долг. Кроме того, Мурманская областная дума рассматривает вопросы перетока денежных средств. Одно муниципальное образование живет хорошо, другое - в нищете. И дума вместе с исполнительной властью перераспределяет денежные потоки, уравнивая положение на местах, чтобы не вызвать социальный взрыв. Сегодня, к сожалению, власть все больше обрастает панцирем. Через него простому человеку не пробиться. От ворот поворот дают в правоохранительных органах, суде. Тогда люди приходят к нам, депутатам областной думы, как в последнюю инстанцию. За защитой в думу идут даже юристы. Они также нередко сталкиваются с несправедливостью.

- Складывается впечатление, что несправедливость захлестнула наш мир. Может, вы - пессимист?

- Есть такое слово - правдист. Чтобы отвратить людей, глашатая правды, как правило, относят к пессимистам да еще вешают ярлыки типа "скандалист" или "демагог".

О моих грозных предупреждениях вспоминают, когда проблема коснется кого-то лично.

- В каком из трех созывов областной думы было интереснее работать?

- Относительная самостоятельность законотворческой деятельности была обретена в первом созыве. Первые депутаты пришли в думу без ориентировки на лоббирование чьих-то интересов, искренне желали принести как можно больше пользы людям. Да простят меня депутаты последующих созывов, в то время было действительно интереснее работать. Я никогда не создавал никакие фракции, всегда полагался на трезвомыслие. Должен отметить, что все девять раз я голосовал против принятия бюджета области. И если бы депутаты поддержали меня, наша область вряд ли была бы дотационной. Мы не дали бы возможности увести ресурсы в офшорные зоны, предприятия честно вносили бы деньги в областной бюджет. А так мы достигали угодливого компромисса - спокойно соглашались с тем, что нас обдирает федеральная власть.

- Получается, трезвомыслие и депутатские объединения - вещи несовместимые?

- Считаю, что фракции и группы в думе не нужны. Групповщина - это лоббирование определенных интересов. Не случайно порой мы не можем принять некоторые законы. Депутат должен выражать интересы своего избирательного округа, а не группы людей.

- Самые яркие итоги вашей 10-летней законотворческой деятельности?

- Я состою в трех комитетах - по природопользованию и агропромышленному комплексу, по образованию, науке и культуре, по бюджету, финансам и налогам. Все 10 лет отстаивал и принимал участие в разработке законов, принятых в пользу Мурманской области и ее жителей. К ним относятся законы, касающиеся льгот работникам бюджетной сферы, поддержки сельскохозяйственных предприятий. В 1997 году сельское хозяйство нашей области могло окончательно погибнуть, но такого не случилось отчасти благодаря моей деятельности. Я в это время работал заместителем губернатора. И дума всегда поддерживала мои инициативы. Разногласий между двумя ветвями власти можно избежать. Если бы губернатор предложил принять закон, к примеру, по борьбе с наркотизацией общества или поднять зарплату малообеспеченным слоям населения, я, как депутат, его обязательно поддержал бы.

- Инициативы действительно замечательные. Но встает сакраментальный вопрос - где на это взять деньги?

- А деньги у нас забирают федералы! Если бы законодательная и исполнительная власти заняли жесткую позицию, то деньги бы оставались у нас, и мы могли бы существенно улучшить благосостояние народа.

- Выборы следующего состава регионального парламента пройдут по другой системе, в частности, половина депутатского корпуса будет избрана по партийным спискам. Каким вы видите будущий созыв нашей думы?

- Я категорически против выборов по партийным спискам. Сейчас избиратель может предъявить претензии депутату, за которого проголосовал. А так депутаты, которые сегодня бездействуют, будут включены в списки и пройдут под крылом партии. И фракция будет отстаивать свои узкопартийные интересы, а не интересы людей. Фракция "Единая Россия" в Госдуме тому наглядный пример. В областной думе следующего созыва, на мой взгляд, должно быть где-то 50 депутатов. Именно высокая численность предопределяет качество депутата, его внутреннее содержимое. У человека есть возможность более внимательно и с осознанием избрать депутата. Я сейчас представляю три муниципальных образования - Ловозерский, Терский и Оленегорский районы. А разве плохо, если каждый район был бы представлен своим депутатом в думе?

- Но ведь на содержание разросшегося депутатского корпуса из областной казны потребуется больше средств. Мы опять сталкиваемся с привычным "нет денег".

- А вот потому и нет денег! При большой численности депутатского корпуса станет невозможным отстаивать корпоративные, антинародные интересы. Подкуп депутатов значительно усложнится. Будет в думе 100 депутатов, и ситуация в области сразу изменится в лучшую сторону! Прежде чем состоятся выборы, должны быть приняты на федеральном и региональном уровне законы об ответственности власти. Человек, который решил стать депутатом, должен знать, что ему нельзя допускать в работе, за что может сложить полномочия. У него должны быть критерии нравственности, ответственности.

- Каков, на ваш взгляд, главный результат работы Мурманской областной думы?

- Благодаря тому, что на территории Мурманской области есть законодательный орган власти, пусть он и не всемогущий, у нас закрыты еще не все больницы, школы, существует свое производство. Дума очень активно защищает интересы не только жителей Кольского полуострова, но и всей России, протестуя против принятия античеловечных законов на федеральном уровне, таких как закон под № 122-ФЗ о лишении льгот материально бедствующего населения, а также Земельного, Лесного, Водного кодексов, против развала армии и Северного флота. Благодаря Мурманской областной думе у нас сегодня есть агропромышленный комплекс. Мы законодательно сдерживаем процесс экономического развала в регионе.

- И напоследок - расскажите о ваших законотворческих планах?

- Меня не покидает мысль вернуть статус субъекта РФ, полномочного управлять экономическим потенциалом Мурманской области. Вернуть в наш регион рыбу, пользование недрами, вести законодательную работу в сфере экологии, чтобы люди не оказались в плену всевозможных отходов - бытовых, ядерных. Моя задача - добиться, чтобы область перешла на более полное обеспечение жизненно важными товарами своего сельскохозяйственного производства - молоком, мясом, яйцами, овощами. Я понимаю, что за два года этого не сделать, но эту задачу ставил перед собой всегда. Кроме того, великое желание - своими действиями, действиями своих коллег вывести общество из состояния транса. Для решения этих задач я намерен использовать все трибуны.

Беседовала Ирина ПОПОВА. Пресс-служба областной думы.