18.12.2004 / Политика и власть

ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ - В ОТВЕТЕ

Павел Александрович Сажинов в особом представлении не нуждается. Бессменный председатель Мурманской областной думы (на протяжении десяти лет), политик государственного уровня. И все же есть штрих в его биографии, мало кому присущий. Окончив среднюю школу с золотой медалью, он пошел... в рабочие. Около трех лет трудился токарем... Возможно, с той поры и проявился его особый интерес к жизни, ее понятиями, устоям и законам.

А сегодняшний разговор у нас пойдет о законодательном собрании области.

- Павел Александрович, 10-летие Мурманской областной думы - это юбилейная дата или переходный период работы регионального парламента и каковы, на Ваш взгляд, главные итоги ее работы?

- Десятилетие - это прежде всего повод оглянуться назад, оценить сделанное.

Как известно, законодательные органы субъектов Российской Федерации в их сегодняшнем виде пришли на смену распущенных Советов народных депутатов. Процесс их создания начался после принятия в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, которая принцип разделения властей распространила включительно до краев, областей и автономных округов. Состоявшиеся тогда выборы проходили в обстановке неверия в жизнеспособность новых органов власти. Да и исполнительные органы на местах были не в восторге от того, что им придется поделиться властными полномочиями. Не случайно областная дума, несмотря на малочисленность ее депутатского состава, избиралась почти год.

Свое первое заседание Мурманская областная дума провела 19-20 декабря 1994 года. На нем были признаны полномочия избранных депутатов, избран председатель, образованы постоянные комиссии и принят первый Закон "О статусе и сроке полномочий Мурманской областной Думы первого созыва". Именно с этого времени с позиций исторического факта и началась история регионального законодательства.

Что касается главных итогов работы областного парламента, то в самых общих чертах назову следующие. Во-первых, сегодня можно уверенно говорить, что за этот период созданы основы законодательной базы Мурманской области. Во-вторых, областная дума состоялась как представительный и законодательный орган власти Мурманской области. И, в-третьих, государственная власть в области осуществляется на основе законодательного разделения полномочий и конструктивного взаимодействия областной думы и правительства области.

- И каким, по Вашему мнению, должен быть настоящий региональный парламент?

- У каждого парламента были, есть и будут свои особенности, свои черты. Потому что каждый из них избирается в обновленном составе, в новой обстановке, каждому предстоит решение своих задач.

И какого-то эталона быть не может. Самое главное, чтобы парламент был конструктивным и ответственным органом власти. Только в этом случае будут полностью востребованы и реализованы знания, опыт и намерения каждого депутата.

- Депутат - это профессия, призвание или переходная ступень в карьере?

- Депутат - это и народный представитель, и одновременно политик. Этим все сказано. Занимаясь постоянно депутатской работой, человек неизбежно становится профессиональным политиком. Причем независимо от того, является она для него основной работой или совмещается с иной деятельностью. А что касается карьеры, то я не припомню такого примера, чтобы за депутатство кого-то повысили в должности.

Кстати, в нашей думе, начиная с первого созыва, депутат сам определяет, будет ли он работать в думе на постоянной профессиональной основе или без отрыва от основной работы. До настоящего времени большинство предпочитали второй вариант. Да и сейчас их больше чем каждый третий. В основном это руководители различных предприятий и организаций, которые хорошо знают жизнь и свое дело.

- Если говорить о законодательной вертикали, то что бы вы сказали о том, каким должно быть взаимодействие областных законодателей с представительными органами в муниципальных образованиях?

- К сожалению, такая вертикаль исчезла вместе с Советами. А органы местного самоуправления в городах и районах по Конституции не входят в систему органов государственной власти. Чтобы восполнить этот пробел, мы одними из первых в России создали при областной думе координационный совет представительных органов местного самоуправления - как раз для взаимодействия депутатов всех уровней и чтобы сделать конструктивной общую работу.

За прошедшее время убедились, что это было правильное решение. Во-первых, это помогло становлению самих органов местного самоуправления. А во-вторых, такое взаимодействие облегчает решение общих для всех проблем.

Сейчас снова (уже в который раз!) федеральное законодательство изменилось, и в системе местного самоуправления предстоят серьезные реформы. Их цель - приблизить власть к людям и повысить ее ответственность на основе четкого разграничения полномочий между государственными и местными органами. До тех пор, пока этого не сделаем, по-прежнему будем искать "крайнего", выяснять, кто что должен делать и особенно где взять средства.

- Но ведь это проблема не только муниципалитетов, но и в целом области?

- Именно так. В свое время Бюджетный кодекс предусматривал разделение доходов между центром и субъектами Федерации в пропорции 50 на 50. Сегодня ситуация изменилась. Центр передал нам много дополнительных полномочий, связанных прежде всего с монетизацией льгот, осуществлением реформ местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства, образования.

Без устойчивых источников финансирования осуществить эти задачи, конечно, невозможно. Дефицит областного бюджета на будущий год, который проходит обсуждение в думе, составляет чуть более 260 млн. рублей. А реально ощущается нехватка на порядок больше. Если межбюджетные отношения не изменятся в пользу регионов, повсеместно рост напряженности неизбежен.

- Дума первого и второго созывов заложила основу для работы?

- Каждый состав депутатов решал свои задачи и внес свою лепту в развитие регионального законодательства.

Депутатами первого созыва были приняты так называемые статусные законы, решалась задача восстановления органов местного самоуправления и формирования новых органов государственной власти на выборной основе. Венцом этой деятельности было принятие в 1997 году Устава Мурманской области.

Второй созыв создал законодательную базу для хозяйственной деятельности и социальной сферы области, эффективной системы взаимоотношений всех уровней власти и управления. Были разработаны и утверждены законы, регламентирующие бюджетное устройство и бюджетный процесс, инвестиционную деятельность, развитие малого бизнеса, законы о строительстве жилья гражданами, выезжающими за пределы Мурманской области, о культуре, об адресной социальной помощи и другие.

Жизнь идет вперед. И время безжалостно. В расцвете сил ушли из жизни депутаты областной думы предыдущих созывов Виктор Воронин, Сергей Григорьев, Владимир Тюрин, Владимир Гусенков, Анатолий Осипов. Все они внесли свой вклад в копилку областного законодательства.

У нынешних депутатов другие приоритеты. Но мы стараемся не растерять, а сохранить и закрепить все лучшее как в законодательстве, так и в парламентской практике. Тем более что депутаты Владимир Ахрамейко, Василий Калайда, Александр Крупадеров работают в думе со дня ее основания, а депутаты Олег Алексеев, Виктор Алешин, Федор Коньков, Владимир Оксин, Константин Попов и Виктор Сайгин избраны в думу повторно.

Нам удалось создать стабильный профессиональный аппарат областной думы. Для плодотворной работы парламента это одно из главных слагаемых.

- Можете назвать самые важные законы, принятые областной думой за 10 лет?

- Это не просто сделать, поскольку каждый закон важен по-своему, и все они нужны. А их за этот период принято более 550.

Хотел бы отметить еще одну сторону нашей работы. Мы постоянно участвуем в процессе формирования федерального законодательства, вносим свои поправки в те или иные проекты федеральных законов. Используем и свое право законодательной инициативы в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В частности добились того, что в Налоговый кодекс Российской Федерации было внесено изменение, устанавливающее гражданам дополнительные льготы на приобретение и строительство жилья. Были приняты и наши изменения и дополнения в соответствующий федеральный закон, по которым военнослужащие-контрактники получили право на дополнительные надбавки к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера, а военнослужащие по призыву - дополнительные дни к отпуску. Нас также поддержали и в вопросе переименования ЗАТО Скалистый в ЗАТО Гаджиево.

Но на самом деле такие примеры скорее исключение, чем правило. Большинство наших инициатив и обращений, как, впрочем, и наших коллег-депутатов из других субъектов Федерации, в федеральном центре чаще "не слышат".

Плодотворным можно считать наше взаимодействие с депутатами региональных парламентов в рамках Северо-Западной Парламентской ассоциации. Использование опыта законотворческой работы соседей по Северо-Западу идет только на пользу. С парламентами же Карелии и Республики Коми заключены и действуют договоры о сотрудничестве.

Мы более обстоятельно стали подходить к вопросам бюджета и бюджетной политики, результатом которой является ежегодное принятие закона о бюджете, главного финансового документа области. Много работаем совместно с правительством области над разработкой законов, которые создают основу для перспективного развития той или иной сферы жизни области, будь то ЖКХ, здравоохранение, образование или другие социально значимые направления. Работа эта требует взаимных согласований, компромиссов. Мы их находим, и это позволяет управлять ситуацией, двигаться вперед.

- Реформа местного самоуправления, а также замена льгот денежными компенсациями потребуют и новых подходов в работе законодательного органа власти?

- Областная дума понимает всю ответственность, которая лежит на ней по созданию законодательной базы проводимых реформ. Вплотную занимаемся этими вопросами, тем более что времени на проработку законопроектов федеральным центром отпущено катастрофически мало.

Совсем недавно приняты законы, определяющие статус, наименования и состав территорий муниципальных образований нашей области (кроме Кольского района).

В самое ближайшее время думой будет завершено рассмотрение большого количества законопроектов социальной направленности, призванных обеспечить проведение мероприятий по монетизации льгот в Мурманской области.

Мы стремимся делать все возможное, чтобы максимально облегчить и без того непростое положение наших стариков, поддержать учителей, врачей, других работников бюджетной сферы, молодежь.

Должен отметить, что весь законотворческий процесс осуществляем в рамках публичной политики, максимально открыто для нашей общественности, средств массовой информации.

- Не могли бы Вы обозначить те изменения, которые произойдут в думе следующего созыва?

- Следующий созыв будет избираться по новой системе: половина депутатов - по мажоритарным округам, а вторая половина - по партийным спискам. Учитывая это обстоятельство, количественный состав депутатского корпуса образца 2006 года, вероятно, увеличится. Насколько - предстоит решить в самом недалеком будущем.

И другая важная особенность: по представлению Президента Российской Федерации дума будет решать вопрос о назначении главы правительства области. Поэтому неизбежно ее работа станет более политизированной и менее приземленной. Пока все встанет на свои места, потребуется время.

- Павел Александрович, наш разговор проходит в общем-то по праздничному поводу, плюс ко всему совсем скоро Новый год. Ваши пожелания коллегам-депутатам, всем жителям области.

- Думаю, всех нас, депутатов, независимо от идеологических пристрастий объединяет главное - чувство долга перед избирателями. Поэтому всем депутатам и нынешнего, и прошлых созывов желаю плодотворной работы на благо всех жителей Мурманской области. А уважаемым землякам-северянам в преддверии Нового года желаю сохранить веру в лучшее будущее России, родного Кольского Заполярья. Ну и, конечно, побольше ясных, радостных дней.

Беседовал Владимир ТИМОФЕЕВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.12.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня