18.01.2005 / Политика и власть

САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО. По мнению депутатов, это несоответствие компенсационных выплат стоимости отмененных льгот

Комитет по социальной политике и охране здоровья начал работу в наступившем году раньше других - 14 января. На повестке дня - законопроекты об охране здоровья, о прожиточном минимуме, обсуждение ряда федеральных законов, а также обращений региональных законодательных органов к федеральным властям.

Проект закона об охране здоровья обсуждался во втором чтении и не вызвал никаких поправок по существу. Его положения разграничивают полномочия местных и федеральных органов власти. Правда, Евгений Закондырин усомнился в необходимости принимать его именно сейчас, поскольку готовящаяся реформа здравоохранения заставит вновь возвращаться к этому вопросу. Но председатель комитета Надежда Максимова возразила: дожидаться реформы не имеет смысла, поскольку работа над ней идет уже несколько лет и неизвестно когда завершится. В итоге комитет рекомендовал думе принять документ во втором и третьем чтениях.

В первом чтении был рассмотрен проект закона "О прожиточном минимуме в Мурманской области". Размер прожиточного минимума предлагается устанавливать ежеквартально по уровню потребительской корзины и обязательных платежей и сборов для различных социально-демографических категорий.

Определять прожиточный минимум будет областное правительство на основе федеральных методик. Правда, методики эти далеко не совершенны. С просьбами об их изменении депутаты уже обращались в российское Правительство. Ответа пока не получили. Надежда Максимова намерена подготовить обращение в Конституционный суд. Тем не менее закон-то необходим, поэтому комитет решил рекомендовать его проект к принятию в первом чтении на ближайшем заседании думы.

Когда повестка дня была исчерпана, Надежда Максимова обратилась к коллегам с просьбой подготовить информацию и предложения о ходе монетизации льгот. Дело в том, что последние несколько дней в областную думу пачками летят запросы из самых различных федеральных инстанций, касающиеся этой темы. Комментарий председателя комитета к этому запоздалому интересу Москвы был не по-женски резким и даже не вполне парламентским: "Задолбали! Где они раньше были и о чем думали?!" Однако понять можно. В свое время голос мурманских депутатов против замены льгот денежными выплатами звучал чуть ли не единственным диссонансом в хоре одобрения. Тогда этот голос в столичных коридорах не услышали. Всполошились только теперь, когда пенсионеры митингуют в разных концах страны.

По впечатлению Евгения Закондырина, Государственная дума сейчас будто получила разрешение на критику и обвиняет в ошибках министра здравоохранения и социального развития Зурабова. "Но ведь именно депутаты Госдумы дружно принимали этот закон, - удивился Евгений Викторович. - Думский "медведь" оказался цирковым".

После заседания комитета по инициативе Надежды Максимовой состоялось заседание рабочей группы с участием представителей заинтересованных комитетов областного правительства, Фонда обязательного медицинского страхования, социально-медицинской экспертизы, Фонда социального страхования и Пенсионного фонда.

Реагируя на запрос из аппарата Совета Федерации, рабочая группа попыталась проанализировать, что мешает, чего не хватает для нормального осуществления замены льгот денежными выплатами. По общему мнению, не хватает подзаконных нормативных актов в помощь реализации 122-го Федерального закона.

Маленький пример. С 1 января почта больше не осуществляет бесплатную пересылку корреспонденции солдат и матросов срочной службы. Финансирование этих почтовых отправлений возложено на Министерство обороны. Офицеры в частях пока только разводят руками: денег ниоткуда не поступало, как оплачивать письма солдат, никто не знает. Скажете, мелочь? А в результате матери будут сходить с ума, не получая писем от сыновей.

Вообще, закон № 122 поделил граждан на федеральных, региональных и муниципальных льготников. Вспоминаются полузабытые страницы школьного учебника истории, где говорилось о том, что государственным крепостным крестьянам жилось несколько лучше, чем тем, кто работал на барина. Так и сейчас, в нарушение принципа социальной справедливости, возникла разница между людьми, чьи льготы относятся к разным бюджетам.

Например, выплаты льготникам Крайнего Севера не учитывали ни районного коэффициента, ни реальной стоимости услуг в Заполярье. В Мурманской области благодаря действительно усилиям областных властей эту проблему удалось если не решить, то, по крайней мере, сгладить. А в других северных регионах?

Главное, о чем говорилось на заседании рабочей группы: стоимость отмененных льгот несоизмерима с размером компенсационных выплат. Это, как сказала бы известная телеведущая, самое слабое звено.

Приведенные примеры - лишь малая часть проблем в реализации 122-го закона, с которыми столкнулись люди за две недели его действия. Полный список замечаний члены рабочей группы изложили в письме. Оно в срочном порядке факсом отправлено в адрес аппарата Совета Федерации. В кои-то веки Москва поинтересовалась мнением регионов. Тут уж решили махнуть рукой на обычную процедуру прохождения таких документов. Скорее всего, московские чиновники приступили к изучению письма еще в выходные, не дожидаясь понедельника. Ситуация-то не терпит отлагательства. Будем ждать результатов.

Игорь ГОЛЕНИЩЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.01.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня