25.02.2005 / Политика и власть

"Я НЕ СНИМАЮ С СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ". Ответ депутата Госдумы В. Лунцевича на открытое письмо руководителей автотранспортных предприятий, опубликованное в "Мурманском вестнике" 19 января 2005 года

Отвечу заодно не только автотранспортникам, но и тем, кому также не понравились мои резкие высказывания против введения ограничений для проезда пенсионеров на городском транспорте. Конечно, можно было бы найти выражения помягче. Но, как говорят на Востоке, если голодный 100 раз скажет слово "халва", слаще у него во рту не станет. Так же и у нас: как ни назови эти ограничения, их унизительная суть остается неизменной. Однако главное, разумеется, не в словах, а в том, что Мурманская область получила в этом году в 3 раза больше средств на замену льгот компенсациями, чем в прошлом на их финансирование. Об этом в прессе неоднократно заявляла заместитель губернатора Л. А. Чистова. Значит, не было никаких оснований вводить ограничения на транспорте.

Коротко напомню о событиях, предшествовавших появлению открытого письма. После введения ограничений ко мне стали обращаться разгневанные мурманчане, которые пережили унизительную ситуацию изгнания из автобусов. Мне пришлось выслушать немало, мягко говоря, негативных оценок в адрес автора этих строк, Госдумы и Правительства РФ. Поэтому и мои слова, прозвучавшие на одном из телеканалов, были резкими, что, видимо, стало причиной открытого письма. Его авторы, в частности, пытаются оправдать введение сторублевого проездного и упрекают меня в том, что ожидаемые многомиллионные инвестиции не дошли до их предприятий, которые находятся в тяжелой экономической ситуации.

Я не снимаю с себя ответственности за недоработки закона № 122 и не прячусь от избирателей. Достаточно сказать, что большую часть января я работал в регионе, провел почти два десятка встреч с избирателями, на "горячую линию" в мою приемную только за одну неделю поступило более 400 звонков. Однако я убежден, что за выполнение закона на местах при наличии необходимого финансирования должны принять ответственность на себя и региональные власти.

Голосуя за принятие 122-го закона, я исходил из двух важных положений. Во-первых, замена ряда льгот денежной компенсацией возможна только в том случае, если для этого имеется достаточно средств, чтобы не ухудшить положение граждан. Во-вторых, каждый льготник должен получить право самостоятельно распоряжаться компенсацией. Именно поэтому в ходе работы над бюджетом 2005 года я добивался выделения достаточных средств на компенсацию льгот российским регионам, включая и нашу область. Замечу, что правительство Мурманской области провело большую работу, чтобы наш регион получил на компенсацию льгот в три раза больше средств, чем в прошлом году на подобные цели. То есть денег было достаточно для того, чтобы безболезненно заменить льготы на проезд в городском транспорте на компенсации. Но решение о том, как это сделать конкретно в Мурманской области, принимали не Госдума и не российское Правительство, а региональные и муниципальные власти вместе с руководителями транспортных предприятий.

О сложном финансовом состоянии этих предприятий я знаю не понаслышке. Транспортная отрасль входила в сферу моей деятельности, когда я работал заместителем губернатора Мурманской области. Будучи депутатом Госдумы неоднократно получал обращения руководителей транспортных предприятий с требованием отменить льготы. Поэтому, голосуя за закон № 122, был уверен, что он увеличит их доход и не ухудшит положение граждан. Чтобы в этом убедиться достаточно взять калькулятор и перемножить число региональных льготников - 141 560 на 365 рублей, которые они получили для оплаты услуг городского и пригородного транспорта в общей сумме компенсации. Выходит более 51,5 миллиона рублей в месяц и более 620 миллионов в год. К этой цифре прибавьте немалые деньги, которые заплатят за проезд федеральные льготники - их у нас около 47 тысяч, и военные, также получившие деньги взамен льгот. Если бы местные управленцы вместе с транспортниками подумали, как заработать хотя бы половину этих денег, то получили бы весьма солидную сумму, достаточную и для содержания предприятий, и даже для их развития.

Что произошло на деле, все знают. Мне не известно, как было экономически обосновано введение льготного проездного за 100 рублей с усеченными правами для 16,7 тысячи пенсионеров, не имеющих никаких льгот. Но итог этой акции известен всем: "кастрированный" проездной приобрели всего лишь 17 тысяч человек, в том числе федеральные и региональные льготники, которых так же, как и прочих, не вписавшихся в "зеленый коридор", беспардонно выставляли из транспорта.

В результате обидели всех: пенсионерам плюнули в душу, а предприятия не получили долгожданных денег. Понятно, что ничего подобного не случилось, если бы с января ввели социальный проездной для всех по цене 200-250 рублей без унизительных ограничений. Региональная власть имела достаточные средства для того, чтобы выдать такие суммы пенсионерам, не имеющим льгот, а федеральные и региональные льготники могли расплатиться из полученных компенсаций. Не сомневаюсь в том, что тогда число проданных проездных перевалило бы за 100 тысяч. И предприятия получили бы хороший финансовый результат, и люди бы не столкнулись с издевательскими ситуациями. Почему события не пошли по такому пути с самого начала? Почему пенсионеры и льготники Мурманской области в отличие от жителей других регионов получат единый проездной билет только в марте? Полагаю, ответ на этот вопрос уважаемые господа Варзугин, Ларичев и Алымов знают лучше, чем я.

Может быть, кто-то скажет, ну зачем он снова поднимает этот вопрос, вроде бы все уже решено? Затем, что вслед за транспортной проблемой обострятся лекарственная и жилищно-коммунальная, если не начать их решение уже сегодня, мобилизовав все федеральные и региональные ресурсы. Поэтому мой ответ на открытое письмо прошу рассматривать как призыв к такой работе. Готов принять в ней всемерное участие.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Транспортники обиделись на депутата Госдумы Валентина Лунцевича и обратились к нему с открытым письмом, в котором, как могли, объяснили, что 10 лет возили сотни тысяч льготников бесплатно. Поэтому нынешнее финансовое положение их предприятий можно назвать критическим. А их согласие возить пенсионеров за 100-рублевый проездной (при стоимости обычного в 400 "рэ") - огромный шаг навстречу области и старикам.

А депутат Госдумы удивляется: "область в этом году получила в три раза больше средств на замену льгот компенсациями, чем в прошлом на их финансирование... значит, не было никаких оснований вводить ограничения на транспорте".

Во-первых, компенсационные деньги могут пойти и на транспорт, могут, но не обязательно должны. Во-вторых, и самое главное: средства получает по существу не область, а сами льготники. Только они вправе решать, на что потратить компенсацию - на билет в автобусе или на колбасу и картошку. Ведь именно в этом суть реформы, за которую депутат Лунцевич голосовал в Госдуме. Поэтому и звучит странно его утверждение: "Денег было достаточно для того, чтобы безболезненно заменить льготы на проезд в городском транспорте по их компенсации".

В своем письме транспортники заявили, что 300 миллионов рублей за перевозку региональных льготников (о чем с экрана говорил Валентин Лунцевич) им никто не предлагал.

А депутат идет дальше: называет сумму в 620 миллионов. Откуда? Он умножает 141560 региональных льготников на 365 рублей (положенных в месяц на компенсацию бесплатного проезда) и еще раз на 12 (по числу месяцев в году). Правда, при этом Валентин Васильевич ничего не говорит о том, как взять эти деньги от наших стариков, не самых богатых в мире.

Валентин Лунцевич сокрушается: "Пенсионерам плюнули в душу, а предприятия не получили долгожданных денег... Ничего подобного не случилось бы, если бы с января ввели социальный проездной для всех по цене 200-250 рублей... Региональная власть имела достаточные средства для того, чтобы выдать такие суммы пенсионерам, не имеющим льгот..." Хочется узнать, в какой строке закона об областном бюджете на 2005 год Валентин Васильевич нашел строку про деньги на социальные проездные для "нельготных" пенсионеров? "Достаточно". И точка!

Депутат с немалым опытом работы, а до этого не менее многолетний вице-губернатор, отвечавший в том числе и за транспорт, сейчас, как и многие другие депутаты, и чиновники новой России, начинает удивлять народ странными математическими выкладками. Да и зачем было лукавить летом прошлого года? Ведь если б средств было достаточно, тогда и монетизация была бы ни к чему. Отчего еще тогда честно не сказали: да, денег на то, чтобы проплатить эту огромную кипу социально-льготных законов, не хватает, да, положение ряда граждан может ухудшиться, но мы сделаем все возможное, чтобы это абсолютно вынужденное решение имело как можно меньше негативных последствий.

Идея заменить льготы деньгами была бы хороша, если бы денежные компенсации действительно в полной мере соответствовали стоимости льгот, которые имели льготники. А еще лучше, Валентин Васильевич, если бы пенсии нашим льготникам выплачивались в сумме 12 - 15 тысяч рублей ежемесячно, тогда бы не возникало вопросов по единым денежным выплатам. Вот за что надо бороться нашим уважаемым депутатам Госдумы, в том числе и господину Лунцевичу.

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.02.2005

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,594572,182675,815170,1764
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня