Одним из острых вопросов, вынесенных на сегодняшнее заседание Мурманской областной думы, обещает стать рассмотрение законодательной инициативы Мурманского городского Совета об увеличении доходной части бюджета областного центра. Горсовет планирует в случае успеха пополнить казну Мурманска на 316 млн. рублей. Правда (чудес не бывает!), пробив при этом такую же "дыру" в областном бюджете.

Напомним предысторию этого вопроса.

Во время обсуждения и утверждения областного бюджета на 2005 год дума зарезервировала в нем 473 миллиона 171 тысячу рублей, с тем чтобы распределить эти деньги между местными бюджетами в виде дотаций по итогам исполнения бюджета региона в первом квартале.

Поступить так пришлось потому, что с 1 января 2005 года федеральные законы перераспределили ряд властных полномочий и соответственно разграничили расходные обязательства между бюджетами разных уровней, создав принципиально новую модель межбюджетных отношений.

В течение марта департамент финансов совместно с руководством муниципалитетов произвел все расчеты. Со всеми главами муниципальных образований, в том числе и города Мурманска, были подписаны протоколы, в которых зафиксированы суммы согласованного дефицита бюджета и предварительного объема средств, принимаемого для расчета дотации на его сбалансированность. Единая для всех муниципалитетов формула и методика расчета дотаций были представлены в областную думу.

А 13 апреля Мурманский городской Совет на внеочередном заседании пришел к выводу, что предполагаемая дотация городскому бюджету слишком мала, и решил добиваться внесения изменений в Закон Мурманской области "Об областном бюджете на 2005 год". В частности, горсовет предлагает областной думе изменить бюджетные нормативы для Мурманска и увеличить отчисления подоходного налога с физических лиц с 30 до 40 процентов. Это и должно добавить в городской бюджет 316,2 млн. рублей.

14 апреля на заседании комитета по бюджету, финансам и налогам депутаты рассмотрели этот вопрос. Было отмечено, что при рассмотрении бюджетов муниципальных образований за базу принимался единый подход к формированию показателей обеспеченности средствами согласно нормам бюджетного законодательства. Учитывался и вклад в консолидированный бюджет.

Сегодня все муниципальные образования живут в условиях жесткой экономии. Но увеличение доходной части местных бюджетов напрямую связано в числе прочего и с эффективностью управления муниципальной собственностью. А здесь у Мурманска, в отличие от большинства других муниципальных образований, есть резервы.

Кроме того, в 2006 году согласно законодательству 30 процентов отчислений подоходного налога на физических лиц будет оставаться во всех городских округах. Кто-то должен был стать первым на этом пути. И вполне логично, что среди первых оказался Мурманск. Он, во-первых, обладает наибольшими потенциальными возможностями для увеличения собственных доходов. А во-вторых, на протяжении всех последних лет город получает поддержку областных властей и как никто другой - дополнительную финансовую помощь из областного бюджета. Например, в прошлом году - на 142 млн. рублей, в 2001 - более 110 млн., в 2002 - 150 млн.

Наконец, надо учитывать, что следующий год будет еще более сложным - к 24 муниципальным образованиям Мурманской области добавятся 18 новых.

Взвесив все эти и ряд других обстоятельств, члены думского комитета, как известно, предложили изменения в бюджет не вносить и оставить принятое решение в силе.

Позицию горсовета Мурманска, что столица области имеет право на особое положение и особое отношение, поддержала мэрия. Михаил Савченко предупредил: в случае несговорчивости депутатов думы ему придется обратиться за поддержкой к мурманчанам.

Так что одной только мудрости при обсуждении законопроекта на сегодняшнем заседании думы депутатам, особенно избранным от Мурманска, возможно, будет мало. В следующем году - новые выборы в областную думу. Намек мэра прозрачен, а голоса потенциальных избирателей-мурманчан - это более чем серьезный аргумент, способный поколебать даже убежденных в своей правоте законодателей.

Николай ВЛАДИМИРОВ