18.06.2005 / Политика и власть

РАБОТАЯ НАД ЗАКОНОМ, УЧИТЫВАТЬ ТРАДИЦИИ

В Санкт-Петербурге губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов принял участие в первом заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Этот орган был сформирован недавно для обсуждения губернаторами, руководителями законодательных органов и представителями федеральных структур широкого круга вопросов, актуальных для всего СЗФО. И первым в повестке дня, предложенной полпредом Ильей Клебановым к рассмотрению главам регионов, был рассмотрен вопрос о формировании органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131 - тема, которую по масштабу проблем и их последствиям можно сравнить только с пресловутой "монетизацией" льгот.

В Мурманской области в установленные сроки было принято 19 областных законов, обеспечивающих реализацию Федерального закона № 131. В дополнение к существующим 24 муниципальным образованиям в регионе должно быть создано 18 новых (9 городских и 9 сельских поселений). Все вновь образованные муниципальные образования вошли в состав муниципальных районов.

Определена дата выборов представительных органов местного самоуправления и глав вновь образованных муниципальных образований - 30 октября 2005 года. А в минувший четверг был принят закон Мурманской области, определяющий порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований из состава представительных органов местного самоуправления.

Выступая на заседании Совета, Юрий Евдокимов отметил, что одной из наиболее серьезных проблем, связанных с формированием органов местного самоуправления, остается проблема кадров муниципальных служащих. Отчасти их нехватку можно будет компенсировать за счет кадрового резерва органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, привлечения молодых специалистов, окончивших Мурманский филиал Северо-Западной академии государственной службы. Исполнительная и законодательная власть готовы оказывать консультативную помощь на разного рода семинарах, конференциях и "круглых столах". Но эти меры полностью "кадровое напряжение" не снимают. Поэтому, с точки зрения губернатора, было бы целесообразно принять федеральную целевую программу подготовки муниципальных служащих и предусмотреть в федеральном бюджете на 2006 год выделение средств на эти цели.

Другая проблема - наделение вновь образованных муниципальных образований необходимым имуществом. Должен быть порядок разграничения находящегося в муниципальной собственности имущества между муниципальными районами и поселениями. Но до настоящего времени Правительством Российской Федерации такой порядок не установлен.

Не способствует продвижению реформы и отсутствие согласованности в действиях государственных органов. Причем если у правительства области и областной думы позиции совпадают по всем принципиальным вопросам организации местного самоуправления, то у федеральных органов все намного сложнее.

При принятии законов о статусе муниципальных образований в Мурманской области прокуратура области направляла в адрес областной думы письма, в которых подвергала сомнению правомерность наделения города Кола и ряда поселков Кольского района (Мурмаши, Туманный и Молочный) статусом городских поселений. В то же время Управление Минюста России по Мурманской области дало положительное заключение на соответствующий законопроект. Лишь после принятия Верховным судом РФ решения по аналогичному делу правильность позиции органов государственной власти Мурманской области была подтверждена.

В последнее время тема статуса, но уже других муниципальных образований, зазвучала вновь. Подвергается сомнению правомерность наделения статусом городского округа ряда муниципальных образований области: городов с подведомственными территориями - Кировска, Мончегорска, Оленегорска, Полярные Зори - а также Ковдорского района. Существует мнение, что вышеперечисленные муниципальные образования не отвечают требованиям, предъявляемым Федеральным законом к городским округам. Но органы местного самоуправления муниципальных образований, правительство области и областная дума считают иначе.

Если пересмотреть, например, статус города Мончегорска - с городского округа на муниципальный район, - то в Мончегорске придется формировать два Совета и две администрации. При этом городской Совет будет представлять 51,4 тыс. человек, проживающих в Мончегорске, а районный - тех же 51,4 тыс. мончегорцев плюс 3 тысячи жителей фактически пригородных населенных пунктов.

Мало того что это - абсурд, если оценивать с позиции экономики, оптимизации управления, это нереализуемая схема с позиции права: в соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона № 131 число депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа. Каким образом провести выборы в "Мончегорский муниципальный район" соблюдая это требование (означающее, что 95% населения района должно избирать не более двух пятых от общего числа депутатов, а остальные 5% населения - оставшиеся три пятых) и при этом не нарушить требование избирательного законодательства о равной норме представительства?

- В Мурманской области создается немало новых муниципальных образований, - подчеркнул губернатор. - Но там, где в этом действительно имеется потребность, там, где помимо города имеется обширная территория с многочисленными населенными пунктами, в которых невозможно или сложно решать все вопросы местного значения из районного центра.

Вчера на заседании Совета Юрий Евдокимов задал, пожалуй, самый острый вопрос из всех прозвучавших у полномочного представителя Президента. Даже если предположить, что законы области о статусе некоторых муниципальных образований не в полной мере соответствуют Федеральному закону... Как быстро их следовало бы исправить? Существуют огромные финансовые, социальные, правовые проблемы, без решения которых сломать уже утвержденную законами области территориальную организацию местного самоуправления невозможно.

- У нас ежегодно десятки законов области приводятся в соответствие с изменяющимся федеральным законодательством, одни - в течение нескольких месяцев, другие - в течение нескольких лет, - сказал глава региона, - Да и Государственная дума после принятия постановлений Конституционного суда, признающих отдельные нормы федеральных законов не соответствующими Конституции РФ, иногда приводит федеральные законы в соответствие с Конституцией лишь через несколько лет. Почему же областная дума и губернатор по такой сложной проблеме, связанной с созданием многих новых муниципальных образований, большими дополнительными расходами бюджетных средств, должны обеспечить принятие законов в течение нескольких месяцев после внесения изменений в федеральный закон, регулирующий вопросы организации местного самоуправления?

Тем более что в ближайшее время в этих вопросах может многое измениться - выступая в апреле на Совете законодателей, сам Президент РФ В. В. Путин заявил: "Нужно подумать, как скорректировать 131-й закон и прописать механизмы укрупнения малых муниципалитетов".

Во многих европейских странах сейчас как раз происходит укрупнение муниципальных образований. Например в Швеции - с 1,5 тыс. коммун в 50-е годы до 290 - в настоящее время. Нильс Хелльстрем, главный консультант, менеджер российско-шведского проекта по поддержке местного самоуправления в России, выступая в апреле на семинаре в Великом Новгороде, оценил действия по образованию на территории Новгородской области такого же количества муниципальных образований, сколько их сегодня во всей Швеции, как неразумные, "не отвечающие реальной хозяйственной логике".

- Непродуманная реализация Федерального закона № 131 может привести к ситуации, аналогичной той, что возникла вследствие принятия знаменитого Федерального закона № 122, - считает Юрий Евдокимов.- Было бы разумно на уровне центральной власти внести изменения в закон, позволяющие более гибко применять его нормы с учетом исторических и иных местных традиций.

Николай ВЛАДИМИРОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.06.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,472577,752981,098675,0110
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня