28.09.2005 / Политика и власть

СВЕТ И ТЕНИ "БЮДЖЕТНОЙ КАРТИНКИ"

В понедельник депутат Государственной думы Игорь Чернышенко рассказал мурманским журналистам об открытии осенней сессии Государственной думы и о планах работы на ближайшие четыре месяца. Как обычно, главным содержанием депутатской деятельности до Нового года станет работа над бюджетом страны на 2006 год. Кроме того, предстоит рассмотреть в разных чтениях около 760 законопроектов, не считая массы других документов - различного рода постановлений и обращений.

Игорь Чернышенко отметил, что особый импульс работе Госдумы придало выступление Президента Путина на расширенном заседании Правительства 5 сентября. Владимир Путин озвучил 4 приоритетных национальных проекта: развитие образования, здравоохранения, обеспечение жильем и поддержка сельского хозяйства. Поскольку выступление это прозвучало уже после внесения бюджета в Госдуму, депутатам пришлось корректировать оценку, которую они давали проекту бюджета.

На особенностях бюджетного законопроекта Игорь Чернышенко остановился подробно. В этом году впервые в российской практике министр финансов Игорь Кудрин внес первоначальный проект бюджета в Госдуму на так называемое нулевое чтение еще в мае. Многие параметры этого чернового документа вызвали резкую критику депутатов. За лето он был в значительной степени переработан. Достаточно сказать, что доходы и расходы увеличились на 300 миллиардов рублей. Кстати, по информации Министерства финансов, за 6 лет с 1999 по 2005 год общая финансовая масса доходов бюджета выросла почти в 9 раз.

Особое внимание Игорь Константинович уделил разделам проекта бюджета, которые не устраивают депутата Чернышенко как представителя Мурманской области, члена думского комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока и члена фракции "Единой России". Заявленный 20-процентный рост зарплаты бюджетников планируется проводить в три этапа и достичь назначенной планки только к концу 2006 года.

- Мы предлагаем, - сказал Игорь Чернышенко, - поднять зарплату с 1 марта как минимум на 25 процентов. Ресурсы для этого есть.

В документах, представленных Правительством, планируется индексировать пенсии. Базовую и страховую части пенсии предлагается индексировать соответственно на 6 и 7 процентов.

- То есть меньше, чем уровень инфляции, - негодует депутат. - Для сведения: сегодня из 27 северных регионов в 19 пенсия ниже прожиточного минимума, причем в некоторых из них чуть ли не в полтора раза. В Мурманской области этот разрыв, к счастью, меньше, но тоже - по статистическим данным на середину этого года - у нас пенсия на 5 процентов отстает от средней величине от прожиточного уровня пенсионера. Не устраивает депутатов и то, что не будет пересмотрена пенсия военнослужащих. Пенсии военных пенсионеров не пересматривались последние 5 лет!

Отдельная проблема - так называемый стабилизационный фонд. Это омертвленные деньги. На этот раз он заложен в объеме около 700 миллиардов рублей. Все продвинутые экономические умы России сходятся во мнении: деньги должны работать! Сегодня же по использованию средств стабилизационного фонда нет четкой ясности. Впервые в бюджете создан инвестиционный фонд. Но нет порядка распределения этого фонда, чтобы понимать, куда, кто и как будет его распределять.

Очень важная составляющая в бюджете - это то, сколько денег придет в регион. По этому году из собственных доходов области изъято несколько позиций, в частности, акцизы на алкоголь, некоторые другие налоги. Как область получит компенсацию выпадающих доходов - непонятно. Актуальнейшая тема для Мурманской области - финансирование ЗАТО. У нас их 7 (из 42 по России), и проживает в них около 180 тысяч человек - пятая часть населения области. Раньше деньги приходили напрямую из Москвы. В будущем году часть денег должна идти через область, а потом Москва перечислит недостающие суммы. Правительство приняло такую схему невзирая на возражения депутатов.

Пока деньги, которые получит область для передачи в ЗАТО, составляют около половины требуемой суммы. В прошлом году финансирование наших ЗАТО обошлось федеральному бюджету в 3,7 миллиарда рублей. Это примерно четверть консолидированного бюджета области. Если в следующем году из областного бюджета на эти цели будет изъято, скажем, 700 миллионов рублей, то восполнить эти деньги будет невозможно.

Встречаясь по данному вопросу с крупными чиновниками Минфина, Игорь Чернышенко сделал вывод о "политике" министерства: сначала регион даст какие-то деньги ЗАТО "по усредненному показателю", так же, как дает Кольскому району, Мурманску или Печенгскому району. Потом уж Москва что-то еще подкинет. Единственная фраза, отдельно прописанная в бюджете, которая немного "утешила" депутата, - о том, что ни одно ЗАТО не получит меньше денег, чем в предыдущем году. Все же Игорь Константинович опасается, что из-за внутреннего перераспределения пострадает бюджет области.

- Вроде бы бюджет нормальный, - подвел итог Игорь Чернышенко, - "внешняя картинка" приятная. А по факту, когда начинаешь "вгрызаться" в отдельные статьи, то видишь, что очень и очень многое надо изменить в сторону увеличения.

Игорь ГОЛЕНИЩЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.09.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня