13.10.2005 / Политика и власть

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБСУЖДЕНЫ. КАКОВА БУДЕТ ОТДАЧА?

Программа второго дня пребывания в Мурманске московской правительственной делегации во главе с Председателем Правительства РФ Михаилом Фрадковым завершилась рабочим совещанием, которое проходило в здании областного правительства и продолжалось почти три с половиной часа. Основными темами выступлений были развитие транспортного узла, рыбная отрасль и добыча углеводородов.

В начале работы Михаил Фрадков отметил, что в ходе поездки по Кольскому заливу и посещения атомохода "Советский Союз" уже прошли промежуточные совещания, которые он назвал очень полезными. Члены делегации получили представление о стратегии развития Мурманской области. Пользуясь случаем, Председатель Правительства выразил благодарность губернатору Мурманской области за хорошую организацию работы, четко выстроенный протокол визита. Затем слово было предоставлено министру транспорта Российской Федерации Игорю Левитину. Он выступил с докладом о перспективах развития Мурманского транспортного узла. По словам Игоря Евгеньевича, Мурманский порт - наиболее перспективный порт Российской Федерации, "северные энергетические ворота России".

Большое внимание в докладе министра уделено разработке генеральной схемы развития Мурманского транспортного узла. Схемой предусмотрено строительство перегрузочных комплексов в увязке с железнодорожными подходами на Восточном и Западном берегах Кольского залива. Среди необходимых мероприятий - строительство 27-километровой железнодорожной линии Мурманск - Лавна.

Предполагаемый объем инвестиций на первоначальном этапе - около 6 миллиардов рублей. Полностью строительство с реконструкцией действующих и возведением новых станций обойдется не менее чем в 25 миллиардов. По мнению Минтранса России, строительство должно быть реализовано с привлечением средств грузовладельцев.

- Развитие порта и железной дороги, - подчеркнул Игорь Левитин, - возможно только когда мы четко поймем, какова грузовая база порта в перспективе.

В связи с этим есть неплохие перспективы по возведению контейнерного терминала на Восточном берегу залива, на освободившихся от перевалки угля площадях. Пока еще контейнерный рынок в Мурманске не развернулся, но в Минтрансе есть интересные предложения от Соединенных Штатов и Китая. Мурманск предпочтительно смотрится как транзитный контейнерный пункт между США и Китаем, но, как предостерег министр, этот "лакомый кусок" из 18 миллионов контейнеров в год не прочь проглотить и финский порт Котка.

Поэтому для укрепления позиций Мурманского порта в конкурентной борьбе с портами других стран, а также принимая во внимание перспективу вступления России в ВТО, Минтранс считает целесообразным рассмотреть возможность объявления территории портов особыми зонами пограничного и таможенного контроля, организации на территории портов производства и переработки продукции в режиме свободной таможенной зоны, и введения на территории портов режима свободной таможенной зоны или особой экономической зоны.

Значительное место в докладе Игорь Левитин уделил проблемам развития атомного ледокольного флота и Северного морского пути. Даже при скором проектировании и строительстве новых атомоходов вывод из эксплуатации старых создаст "ледокольную паузу" с 2012 по 2015 годы. В этот период ледокольную проводку судов по Севморпути будет практически нечем осуществлять. Промедление с достройкой ледокола "50 лет Победы", с проектированием и строительством новых атомоходов, по опасению Игоря Левитина, может привести к потере стратегического присутствия России в Арктике.

Перспективы грузовой базы беспокоили и президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина. Он опасается возникновения ситуации, когда "все построено, инфраструктура сделана - грузов нет". В качестве страховки от подобного казуса он предлагает широкое участие заинтересованных бизнесменов-грузовладельцев в инвестициях в развитие транспортного узла. Владимир Якунин полностью поддержал предложение Минтранса о предоставлении портам статуса особых экономических зон, но только не после вступления России в ВТО, а до этого!

Желание добиться большей определенности с определением перспектив грузопотока высказал и заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев. Он сказал, что за время визита в Мурманск его познакомили уже с четырьмя вариантами расчетов, которые сильно отличаются друг от друга. Для финансиста подобная неточность неприемлема.

Виталий Геннадьевич сообщил, что на следующий год выделено 190 миллионов рублей на проектирование нового атомного ледокола. Что же касается достройки атомохода "50 лет Победы", то Минэкономразвития не может найти общий язык с Балтийским заводом. Судостроители не могут отчитаться за полученные ранее 2,5 миллиарда. Без такого отчета невозможно продолжение финансирования.

Суммируя все сказанное, Михаил Фрадков сравнил перспективу развития Мурманского транспортного узла с картиной, которую еще предстоит дорисовать. Насчет достройки ледокола премьер высказался жестко:

- Вместе с Левитиным определяйтесь: в прокуратуру или сразу в суд пойдете, но за 2,5 миллиарда нужно отчитаться, и быстро! Ждать мы не можем. Нам нужен ледокол!

Генеральный директор ОАО "Мурманское морское пароходство" Александр Медведев напомнил о пробелах в законодательстве о Севморпути. Многие правила приняты еще в 30-х годах и с той поры не менялись. Это позволяет многим судовладельцам отправлять в Арктику неприспособленные суда и неподготовленные экипажи, что ведет к риску гибели людей, судов, грузов, экологическим загрязнениям Арктики. Александр Михайлович назвал такие суда "пароходами-партизанами" и призвал бороться с ними на законодательном уровне.

О перевалке угля в Мурманске говорили гендиректор Мурманского торгового порта Виктор Морозов и председатель совета директоров ОАО "Кузбассразрезуголь" Андрей Бокарев. Их сомнения в части угольной составляющей загрузки Мурманского порта из-за конкуренции других портов России развеял министр транспорта Игорь Левитин, сказав о курсе на специализацию:

- На Северо-Западе должно быть 2 угольных порта: Усть-Луга и Мурманск. Остальные не должны работать с углем и могут использоваться по углю лишь как вспомогательные, так называемые фидерные порты.

Перейдя к вопросам рыбной отрасли, участники совещания заслушали информацию об итогах работы за минувший год руководителя Федерального агентства по рыболовству Станислава Ильясова. Среди прозвучавших в его докладе предложений - сократить число квотируемых видов промысловых объектов до 25-30. Для примера Станислав Валентинович привел Японию, где квотируется 12 видов из 700. У нас же - 600 из 600! Затронул он и проблему изношенности рыболовного флота, поддержал идею о компенсациях рыбакам затрат на подорожавшее топливо.

С репликой в поддержку рыбных промыслов коренных народов Севера выступил председатель областной думы Павел Сажинов. Он просил распространить льготы, которыми пользуются саами, на живущих бок о бок и занимающихся тем же самым промыслом коми и ненцев.

Более подробно о насущных проблемах мурманских рыбаков рассказал руководитель областного департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Вячеслав Зиланов. По его мнению, задача удвоения ВВП, поставленная Президентом, в части рыбного хозяйства Мурманской области может быть решена в том числе и за счет модернизации рыбоперерабатывающих предприятий, загрузки их сырьем и выпуска рыбопродукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Решение этой непростой задачи требует поддержки Правительства и федеральных структур. Такая поддержка видится, например, в снижении платы за ресурсы, вплоть до ее полной отмены, для тех добывающих предприятий, которые поставляют сырье на берег.

О поддержке рыбопереработки говорил и депутат Государственной думы Валентин Лунцевич. Его предложение - ресурсы 200-мильной экономической зоны должны в первую очередь предлагаться российским переработчикам - Михаил Фрадков назвал "предложением, от которого нельзя отказаться".

Эффективность освоения шельфа Мирового океана стала предметом выступления министра природных ресурсов Юрия Трутнева. Он затронул также тему совершенствования законодательства о недрах. В этом с Юрием Трутневым соглашался и Борис Кутычкин - генеральный директор ЗАО "Арктикшельфнефтегаз".

За три с лишним часа работы три направления экономики Мурманской области: транспортный комплекс, рыбная отрасль, добыча углеводородов - были рассмотрены практически всесторонне. Остается надеяться, что все благие пожелания и деловые предложения не утонут в бумажных омутах Правительства, а дадут региону реальную отдачу.

Игорь ГОЛЕНИЩЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.10.2005

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня