25.05.2007 / Политика и власть

Уравниловку отправляют в архив

- Мы впервые за 80 лет принимаем капиталистический документ. Он позволит оплачивать работу учителя в зависимости от ее качества и результативности, - этими словами председатель областного комитета по образованию Василий Косткжевич подытожил обсуждение одною из главных вопросов, рассмотренных коллегией комитета на последнем в этом учебном году ее заседании.

У тех, кто большую часть своей жизни исповедовал иные устои, такое заявление наверняка вызовет неоднозначную оценку. Как заметил Василий Костюкевич, очевидно, что будут среди педагогов и споры, и недовольства. В то же время все прекрасно понимают - ничто так не парализует инициативу, как уравниловка в оплате труда, особенно в профессии, которая постоянно,требует собственного совершенствования.

Те же конкурсы лучших учителей и школ, в том числе проведенные в рамках нацпроекта «Образование», как нельзя лучше продемонстрировали, что материальный стимул способен оживить новаторскую жилку в каждом учителе. Однако конкурсы конкурсами, а от ежедневной рутины никуда не денешься. Вот и получается - один работает по накатанному, а другой не щадит собственного времени в поисках того нового, что необходимо сегодня ученикам. Но за свой труд и тот, и другой получают одинаково. Разве справедливо?

Чтобы исправить ситуацию, у нас решили не дожидаться, пока Министерство образования наконец созреет для решительного шага (давно обещанные методики перехода на новую систему оплаты труда так до сих пор из федерального центра и не поступили). Руководствуясь рекомендациями НИИ, работающих в этой сфере, опытом регионов, где опробована эта система, подготовили проекты двух областных законов, которые должны кардинально изменить положение. Документы эти - называются так: «Об оплате труда педагогических работников государственных областных образовательных учреждений» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области «О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области».

Что даст эта инициатива? Ожидается, что она позволит одновременно решить две самые актуальные проблемы, от которых страдают и те, кто учит, и те, кого учат, - обеспечение качественных, конкурентоспособных знаний и повышение зарплаты! Если с нового учебного года удастся ввести в действие эти законы, то к 2009 году в нашей области зарплата учителей в среднем должна увеличиться на 60 процентов. Этот рост будет происходить поэтапно. Первый шаг запланирован уже на 1 сентября нынешнего года, и коснется он тех педработников общеобразовательных дневных учреждений, которые имеют вторую, первую или высшую категории: их зарплата поднимется соответственно на 5-15 процентов. Второй этап начнется с 1 января - оплата труда учителей поднимется в среднем еще на 5-20 процентов за счет введения коэффициентов за сложность предмета. Причем это повышение будет происходить без учета повышения тарифной ставки, которое произойдет с 1 сентября этого года.

Кроме того, претерпит изменения и норматив финансирования каждой отдельно взятой школы (он, как известно, напрямую зависит от количества учителей и учащихся). С нового учебного года его размер подрастет благодаря тому, что будут учтены доплаты, установленные за категорию квалификации учителей. И это вполне закономерно, ведь чем качественнее услуга, в том числе и образовательная, тем она дороже.

Но и это еще не все. На втором этапе комплексной модернизации образования в нашей области в 2009 году предполагается ввести ряд повышающих коэффициентов, которые будут учитывать особенность в преподавании той или иной дисциплины. Не будут забыты и низкооплачиваемые работники - повысить их зарплату позволит укрупненная тарифная сетка.

Когда прикидываешь, в какую копеечку влетят такие затраты, хоть они и благородные, вполне резонно возникает вопрос - это кто ж такие средства выделит? Бюджет-то не резиновый...

- За счет внутренних ресурсов отрасли, - пояснил в беседе с журналистом «Вестника» Василий Костюкевич. - Взять хотя бы нормирование финансирования образовательных учреждений, которое у нас в области начало вводиться с 2004 года. С одной стороны, оно позволило увеличить вкладываемые средства, а с другой - заставляет жить по средствам, четко учитывать неэффективные расходы. Их у нас пока тоже достаточно. Кроме того, и это самое главное, как ни печально, уменьшается количество учеников. Их численность ежегодно сокращается на 10 процентов - следовательно, появляются резервы. Если их не изымать из системы образования, а использовать на ее развитие, то высвобождаемых средств будет вполне достаточно, чтобы повысить зарплату учителям. А у кого и насколько она увеличится, станет зависеть от результатов обучения и воспитания. Повышение будет без уравниловки, дифференцированным, и производить его предполагается за счет премиального фонда, половину из которого будут присуждать институты гражданского общества, проще говоря, родительский комитет. Это правильно, потому что родители являются основным заказчиком. Так что уравниловкой будет покончено, нужно двигаться вперед.

Поддержит ли комплексный проект модернизации образования областное правительство, станет известно уже сегодня, на очередном его заседании, на котором будут рассмотрены два этих законопроекта. А окончательный ответ, суждено ли учителям начать новый учебный год с повышенной зарплатой, зависит от депутатов областной думы. Правда, времени для детального рассмотрения этих документов немного. Ведь в июле начнутся каникулы и у думцев.

Ольга НУРЕЕВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.05.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,255075,391677,410673,1396
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня