06.12.2007 / Политика и власть

РЫБОЛОВНЫЙ ФЛОТ: СТРОИТЬ НА РОССИЙСКИХ ВЕРФЯХ

Уже не один год на самых разных уровнях ведутся дебаты о необходимости возрождения отечественного судостроения. Однако дальше разговоров дело пока не продвинулось. Более того, у нас в крае, к примеру, мощнейшее предприятие "Мурманская судоверфь", по сути, приказало долго жить. Между тем в российской рыбодобывающей отрасли сложилось катастрофическое положение: физический износ ее флота превышает 51%. Низкая рентабельность и малая эффективность работы старых судов при отсутствии новостроя в течение десяти лет могут привести к снижению вылова рыбы на полтора миллиона тонн (с 4 миллионов в 2000 году до 2,5 - в 2010-м). Таков прогноз Госкомрыболовства.

В 2001 году государством была сделана первая попытка изменить ситуацию - оно попыталось "застолбить" приоритет сотрудничества с отечественными верфями, узаконив финансовую поддержку в виде возврата процентной ставки кредита, взятого на постройку судна, и квотные гарантии под новострой.

И все же у многих судовладельцев имеется изрядная доля скепсиса. Конечно, говорят они, нужно строить новые современные суда, и хотелось бы делать это на российских верфях. Но пока отечественная промышленность в состоянии "выдавать" только суда для прибрежного промысла, а спуск со стапелей океанических траулеров и раньше-то был немыслим без кооперации с другими странами.

Действительно, это так, но ничего страшного здесь нет. Весь мир уже давно пришел к разделению труда. Корпус может быть нашим, электронику придется установить японскую, дизеля, вероятно, западноевропейские. Кстати, несколько лет назад на Мурманской судоверфи проходили модернизацию и ремонт суда тралового флота с использованием комплектующих из-за рубежа. Сегодня становится предельно ясно - в стратегической перспективе выгодна ставка на отечественные верфи. Во-первых, это возможность гарантировать судну реальную цену. Во-вторых, российские специалисты обеспечиваются работой и осваивают современные технологии. И в-третьих, судовладелец получает возможность в последующем производить ремонт и модернизацию судна на российских верфях.

Нынче полемизировать на данную тему с Госкомрыболовством не приходится. Принципиально проблема решена однозначно - компании, которые будут строить флот в родном Отечестве, получат правительственную поддержку.

- Я убежден, - заявил председатель Госкомрыболовства Андрей Крайний во время недавнего визита в Мурманск, - что в будущих войнах за морские биоресурсы побеждать будут те страны, которые уже сегодня начнут перестраивать рыбную отрасль под нужды национальных экономик. Нам необходимо прекратить бесконтрольную продажу сырья за рубеж, грамотно отстаивать приоритеты России в Мировом океане, максимально способствовать потенциалу инвесторов, заинтересованных в развитии предприятий, наращивающих возможности отрасли в отечественной экономической зоне. Нам нужно обновлять флот. В рассуждениях, что отечественные верфи на это не способны, много от лукавого - ведь военные корабли у нас конкурентоспособны на мировом рынке.

О том же на встречах с рыбаками говорит и руководитель территориального управления Госкомрыболовства в Мурманской области Валентин Балашов:

- Уверен, правильная протекционистская политика, реализуемая Госкомрыболовством, убедит рыбаков в необходимости строительства новых судов на отечественных верфях и поставки рыбы на российский берег. Нельзя забывать, что биоресурсы - это еще и вопрос национальной продовольственной безопасности. Я убежден, что стабильность развития отрасли привлечет инвесторов. Не исключено, что первым инвестором может явиться само государство.

А не так давно заполярные судоремонтники пришли к несколько неожиданному выводу. На первый взгляд, весьма спорному. По их мнению, судоремонтные предприятия Кольского края за несколько лет смогли бы решить задачу обновления всего прибрежного флота области. К примеру, ФГУП СРЗ "Нерпа" имеет реальную возможность в год спускать на воду от шести до девяти корпусов среднетоннажных судов. Все остальное оснащение могла бы взять на себя межотраслевая кооперация. За считаные годы исключительно на площадях Мурманской области можно построить новый флот, не привлекая иностранные предприятия и при этом реанимируя собственные...

Свое мнение вполне определенно высказал и генеральный директор ОАО "Мурманский судоремонтный завод Морского флота" Геннадий Шонин. Он считает, что возродить на заводе судостроение вполне вероятно. Ведь во времена оные здесь строили малотоннажные суда и плавпонтоны.

- Судостроение - дело совсем не простое, - заметил Геннадий Шонин, - требует больших капиталовложений, переориентации отдельных производственных линий. Кроме того, заводу невыгодно строить стапеля под одно судно: возникает законный вопрос, а что с ними потом делать? Запускать следует серию судов. И это, естественно, снижает цену - четвертый новострой обойдется в 2 раза дешевле первых. К тому же экономически неправильно, когда средства вкладывает только заказчик. Если начинаешь дело, необходимо вести его по классическим схемам. Каждый проект требует объединенных усилий многих организаций, органов власти, кредитных учреждений. Могу сказать определенно: если бы появился солидный заказчик на большой объем работ, мы с удовольствием занялись бы судостроением.

Итак, государство говорит: надо строить, и строить у себя, обещает дополнительные гарантии и квотное обеспечение. Судостроительные предприятия готовы кооперироваться и создавать под серийные заказы новые мощности. Да и рыбодобывающим компаниям с каждым годом становится выгоднее и спокойнее строить и ремонтировать суда на родном берегу. Вопрос в том, когда все же от единичных заказов отечественные судостроители смогут перейти к серийным проектам?

Михаил ЕРМАКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.12.2007

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня