03.12.2008 / Политика и власть

Иванов опять «идет»

Фото: Федосеев Л. Г.
Андрей Иванов.

О существовании предпринимателя и спортсмена Андрея Иванова большинство мурманчан узнало четыре года назад, во время выборов мэра областного центра. Тогда в городе не было, пожалуй, ни одного забора или стены без наклеенной листовки «Иванов идет!».

В 2004-м Иванов пришел к финишу третьим - по мнению политтусовки, блестящий для новичка результат. А в 2007-м Андрей Степанович поучаствовал в выборах депутатов облдумы от Первомайского округа Мурманска. И на этот раз «шагнул» успешно - завоевал депутатский мандат.

Сегодня Андрей Иванов - председатель комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу. От успешного бизнеса, по его словам, отошел - так требует закон. Но отказаться от своего увлечения - автогонок и парашютного спорта - не смог и не захотел.

- Андрей Степанович, а ведь вы на выборах мэра ввели избирателей в заблуждение…

-?!

-…утверждали, что «Иванов идет!». А вы едете и, оказывается, довольно успешно?

- Если мы говорим о ралли-рейдах (одном из видов автоспорта), то да, я участвовал в Кубке мира на этапах в Ливии, Тунисе, Португалии, ОАЭ. Не смог поехать в Бразилию и ЮАР - далековато.

- В этих соревнованиях участвуют профессионалы?

- Конечно. И заводские пилоты в том числе. В Кубке мира две категории. «Суперпродакшн» (или Т1) - это прототипы. Автомобиль имеет узнаваемый вид, к примеру, «Ниссан Патфайндер» или «Фольксваген Туарег». Но это только внешне заводская машина, на самом деле у нее облегченный кевларовый корпус и трубчатая рама. И есть категория «продакшн» (Т2) - обыкновенный автомобиль, где запрещены любые изменения, кроме взрывобезопасного бака, системы пожаротушения и кое-какого «колдовства» с электроникой. Я выступал в категории Т2. Как «покатался»? Итоговое второе место в Кубке мира по ралли-рейдам 2008 года.

- Похоже, вы своим выступлением недовольны?

- Очень. Понимаете, в автоспорте есть только чемпион. А второе, третье место… Вот в Тунисе занял первое, «привез» второму три часа. И что? Разница-то всего в два зачетных очка, даже если ты ему «привез» сутки отставания. На этапе в Португалии имел все шансы стать победителем в общем зачете Кубка. Шел первым, надо было только контролировать второго, чтобы он не вырвался. Трасса в горах была извилистая, интересная такая. Ну и «заигрался», «поймал» сосну, потерял очки. Вспоминать не хочется, ведь все было в руках!

- Как удается совмещать автоспорт и депутатскую деятельность? Ведь вы работаете в думе на профессиональной основе…

- Во-первых, надо все заранее планировать. А потом, я ведь в соревнованиях участвую в свободное время: просто положенный мне отпуск дроблю на маленькие отрезки. Но совмещать спорт и политику действительно трудно, и этот год я планировал как последний. Даже специально перешел в менее престижную категорию Т2 - первое место бы все искупило. Не получилось. Имеем, что имеем…

- Вы депутатствуете уже полтора года. За этот срок определились с кем и против кого «дружить»? С приоритетами?

- У меня такого нет: дружить с кем-то, не дружить. Стараюсь быть ближе к истине - кто бы и что по этому поводу ни говорил.

- Что, «враги клевещут»?

- Ну не без этого… Главное «открытие»: беседуешь с депутатом один на один, о том же кризисе, он все понимает, соглашается, но стоит ему дорваться до микрофона…

Это я о тех, кто к оппозиции себя относит. Разговор идет по такой схеме. «Надо людям вот это сделать. Так будет хорошо!». Не вопрос! Мы все здесь сидящие 32 человека думаем так же: пенсионерам добавить, пенсионный возраст снизить? Ради Бога! Зарплату увеличить? Пожалуйста! «Народ этого ждет!» (и надрыва, и восклицательных знаков побольше). Хорошо, но у меня вопрос: подскажите, где и у кого тогда отрезать? Ну давайте тогда прекратим достраивать детскую областную больницу и прекратим финансировать программу борьбы с туберкулезом, свернем помощь молодым семьям…

Вот сейчас бюджет принимали: «Мы обещали людям на Новый год поднять зарплату!». Извините, но год назад никто не предполагал, что будет кризис, что экономика обвалится. Я так понимаю, сейчас важнее думать, как сохранить рабочие места, как помочь людям в условиях надвигающейся безработицы.

Сейчас все обсуждают банковский кризис. Но за ним неизбежен кризис промышленный, а это более неприятная вещь: сокращение объемов производства, невостребованная продукция, отсюда сокращения работников, и как следствие - рост преступности…

И мне неприятно, когда поднимают вопросы, заведомо не то чтобы не актуальные, они не имеют решения. Трогают эти темы просто ради спекуляции, чтобы «галочку» поставить.

Обратите внимание: у нас любое заседание думы первые два часа идет с пробуксовкой. Почему? У меня глаз свежий - я только пришел, а не сижу, как некоторые, по 3-4 созыва. Так вот у нас первые 2 часа, как правило, работает пресса и ТВ. И вот некоторые депутаты, как мухи на стекле, начинают елозить перед телекамерами, до обеда идут «картинки с выставки»: все ведут себя как топ-модели, фразочки заранее подготовленные выстреливаются, артистично тельняшки на груди рвут «за народ». Ушли журналисты - начинаем работать, принимать законы.

- Как-то не похоже, что вы счастливы своим депутатством…

- Еще когда шел на выборы мэра, «знающие» мне говорили: «Надо быть политиком. Уметь черное назвать белым. И наоборот». Не понимаю! Считаю, надо человеком оставаться.

Вот меня иногда упрекают: «Ты стал ручным, примкнул к «ЕР»… А я - беспартийный. Для меня это дорогого стоит.

- Что, даже в сторонники «ЕР» не записались?

- Повторяю: никуда не вступал, в вечной любви никому не клялся. Но моя позиция в данный момент - подчеркиваю, в данный - совпадает с платформой «ЕР». Я реалист и уважаю тех, кто показывает реалистичный подход к делу.

Вот принимаем мы бюджет. Оппозиционеры возмутились: «Правительство нам бюджет сверстало, а КСП насчитало резервы. Давайте сейчас выдадим на-гора все заначки. На что правительство мягко возражает: «Оставьте хоть какой-то запас - кризис только усиливаться будет». В ответ: «Нет, давайте делить сейчас!»

Вот я еду на работу, смотрю: кто-то кому-то в «задницу» съехал. Все понимают: «Гололед. Надо поаккуратнее». А у нас получается так: большой автобус, за рулем - губернатор, а мы, депутаты, - пассажиры. И все галдят: «Быстрее! Я обещал в Мурмашах быть к 11. Опаздываю!». Другой, третий - тоже спешат, тоже обещали. А кризис - тот же гололед. Губернатор дистанцию соблюдает, чтоб ДТП не совершить, чтоб нас дефолт не «посетил». Он едет по своему опыту (которого у него побольше). А в автобусе же все «шумахеры» - давай! И вот - ДТП. И водитель остается с проблемой один на один: двери открываются, пассажиры выходят и пересаживаются на другой транспорт. Только перед этим гундят, что водитель - хреновый. И кто глотки рвал «Давай!» как-то само собой забывается…

Не нравится мне, что у нас в думе порой до оскорблений доходит. Я бы за клевету - «подтягивал», что очень дисциплинировало бы. Не понимаю, когда в ходе дискуссий в зале идет заведомое очковтирательство. Высказываешь свое мнение - тебе (потом, в коридоре): «Андрейка, ну зачем ты так, ну ты же должен понимать…» Какой я вам, на хрен, «Андрейка»?!

- «Стал депутатом. Жалею страшно…»

- Что значит «жалею»? Легкое разочарование есть - от правил игры в думе.

- А от областного правительства вы в восторге?

- А как тут разделять? И законодательная, и исполнительная, и судебная - все это власть. Я не сторонник подхода: мы законодатели, вы исполнители, мол, я за пуговицы отвечаю, к пуговицам претензии есть? Как запряжешь - так и везут. Я же вижу прекрасно, как протекает законотворческая деятельность в думе, и все ее недостатки. Хотя большую часть законов инициирует правительство.

- Тогда получается, областному правительству грех пенять на несовершенство законодательной базы?

- Минуточку! Мы большей частью живем по федеральным законам, вдогонку адаптируем свою базу к федеральной.

- Но главный-то областной закон - о бюджете - разрабатывается у нас. Тут-то что на Москву пенять. Тем более что у единороссов в облдуме подавляющее большинство и поддержка губернаторскому проекту гарантирована.

- Докладываю. Еще до того, как правительство представляет депутатам прогноз социально-экономического развития на следующий год, и задолго до того, как министерство финансов поясняет проект бюджета, идет работа во фракциях и в комитетах. Проект составляется с учетом мнения депутатов, каждый старается учесть интересы своих избирателей.

- Так не всех же депутатов…

- Согласен. Но в этом и заключается партийная, фракционная работа в думе.

- В марте следующего года в Мурманске пройдут выборы мэра. Будете участвовать?

- В 2004 году, когда я «шел», декларировал: этот город меня вырастил, я приехал сюда в 14 лет, получил образование, работу, бизнес. Я здесь состоялся. Я обязан этому городу и не собираюсь отсюда уезжать.

- И что, вам не нравится «вид из окна»?

- Да. Четыре года пролетели как один день. Мурманск, я бы сказал, это большой дом с коммунальными квартирами (у меня тоже комната в этом доме). И четыре года назад мы выбрали себе управдома, назовем его мэром. А сейчас на одном из собраний всплывают факты, что дом наш давно приватизирован, что мы, жильцы, должны ходить по одной стороне лестницы и в строго определенное время и в один магазин. Человека поставили управлять домом, а он его перестроил «под себя». Комментировать не буду, мурманчане поймут.

Надо было не вваливать деньги в асфальт, а делать некий зазор. И прежде всего - в системе реформирования ЖКХ. Вместо создания ТСЖ город положили под управляющие компании. Вползание в этот блуд…

- Блуд?!

- А по-другому не назову. Именно блуд. Народ до сих пор уверяют, что бывшие ЖЭУ и управляющие компании - это одно и то же. Мол, бабушки дорогие, не дергайтесь, ничего от этого не поменяется, все хорошо! Маленькое «но»: любая управляющая компания - это ООО, по уставу - извлекающее прибыль. Там, в уставе, не написано, что оно создается для роста благополучия населения.

Зато наши малообеспеченные граждане останутся с заасфальтированными дорогами! А таблички зелененькие в «Евроросе», когда цены подскочили, помните? Для стариков! Зайдите в «Евророс», где те таблички? Сколько они продержались? Месяц? Два? Три?

- Ну, теплый привет «управдому» вы передали. А на вопрос об участии в выборах мэра так и не ответили.

- То, что происходит вокруг предстоящих выборов мэра… Ведь это совершенно нездоровая ситуация, когда кроме действующего главы администрации других реальных кандидатов нет (тех, кто желает просто пропиариться, не считаем). Эта апатия о многом говорит.

- Это о чем же? Может, потенциальные соперники Михаила Юрьевича считают, что против Савченко у них нет никаких шансов. Тогда зачем попусту тратить деньги и трепать нервы?

- А что, у нас сила действующего мэра в популярности? В чем выражается это «отсутствие шансов»? Может, просто человек всех подмял под себя административным ресурсом?

- Ну, можно сформулировать иначе: сумел создать команду единомышленников на самых разных уровнях, где принимаются практические решения? Может, вам трудно поверить, но есть люди, в большом количестве, которых устраивают Михаил Савченко и созданная им система.

- Согласен. Но я - в силу своего характера, несмотря на партийную установку, а ею в нашем городе многие будут связаны по рукам и ногам - на выборы пойду. Да, кандидатом в мэры. И буду говорить людям, с чем я не согласен, что я вижу в Мурманске негативного.

Я опять на свою автотему сверну: построили отбойник на Кольском проспекте. Ощущение такое, что течет по этой дороге какой-то ручеек денежный, а на него кто-то «присел» - столько в этот отбойник вложено… Не удивлюсь, если его еще и люминесцентной краской покроют. И таких «тем» по городу полно.

На выборы - пойду. Знаете, почему в это трудное время я в очередной раз поеду на Дакар (знаменитое ралли. - Ред.). Потому что я обязан финишировать. Не буду я Ивановым, если это чертово Розовое озеро не пересеку в призерах. Я туда приезжал, но сходил с соревнований - из-за техники. Но видел финишеров, кто проезжает через рамку для победителей…

- Ну, чтобы в мэрском «ралли» не отметиться «в призерах», а стать «чемпионом», потребуется многое: и команда, и деньги, и союзники. Они, кстати, у Михаила Юрьевича есть…

- Да, группа товарищей, заинтересованных в его победе, однозначно имеется. Но те методы, которыми достигается результат, они, к сожалению, достаточно грязные. Например, на прошлых выборах в школы, бюджетные муниципальные учреждения было «не зайти». Была установка администрации «не пущать». Отсюда и результат.

У меня в союзниках здравомыслящие люди. И я однозначно заявлюсь. Понятно, что бюджет этих выборов, чтобы реально противостоять мэру, огромен. Я максимально (доступными способами) постараюсь людям объяснить, «кто есть кто». Хотя…

Встречаюсь с пенсионерами: «Ой, чего ж мы за него голосовали?!» Говорю: «И еще раз проголосуете». Потому что постучатся в дверь с продуктовым набором…

- На свои избираться будете?

- А когда я на чужие избирался?! В этой жизни только на свои живу. Как бы кто ни изгалялся: «Богатый Иванов не брезгует депутатской зарплатой…»

- Вот-вот. Помните стишок про мистера Твистера - «владелец заводов, газет, пароходов»? Газет у вас, кажется, нет, а вот заводов и пароходов в достатке.

- Да. И что?

- Зачем же вам депутатское жалованье?

- Давайте начнем с того, что занимать кресло председателя комитета я могу только на профессиональной основе. Я не могу в думу забегать зайчиком - это физически невозможно, нереально. Надо понимать обязанности председателя комитета. Я всю профильную информацию должен пропустить через себя, затем - массу сопутствующей, чтобы выйти на заседание подготовленным, рекомендовать что-то коллегам. Даже представить себе невозможно, чтобы председатель комитета делал свою работу на неосвобожденной основе. И эта работа автоматически сопровождается зарплатой.

(Вообще-то история Мурманской облдумы знает одно исключение из этого правила. В думе прошлого созыва депутат Александр Крупадеров часть своего срока работал на неосвобожденной основе, совмещая обязанности председателя комитета с работой в Кольской ГМК. - Ред.)

- Почему - чтобы избежать упреков в том, что «богатый Иванов позарился на депутатскую зарплату» - не пожертвовать, по примеру депутата Владимира Ахрамейко, часть жалованья на благотворительность?

- Я не Ахрамейко, чтобы рассказывать, как «жертвую»… Зато могу сказать, сколько стоит операция на сердце (а я их трем людям сделал), сколько стоит реабилитация после такой операции. Или сколько стоит медоснащение хосписа при больнице «Севрыба», где пациенты проживают самые трудные дни своей жизни. Я многое не афиширую.

Мусолит кое-кто, мол, Иванов обещал построить на Абрам-Мысе баню, а не построил. Так мне же не дали! Не дали землю под строительство, не дали разрешения. Наверное, был бы я на месте мэра, тоже не дал, зная, что он пойдет на следующие выборы. Я пошел другим путем - как генерал Лебедь говорил: «Нас ждут из леса, а мы - с горы на лыжах!». Я полностью у них отремонтировал-переоборудовал медчасть, филиал поликлиники. Кстати, вопрос городу: зачем забрали старое оборудование? Оставили бы - ассортимент медуслуг был бы шире. На Абрам-Мысе с моей помощью действует дискотека, танцевальные кружки. Очень рад, что мне удалось обществу инвалидов поставить компьютерное оборудование (пусть и не новое).

И что, мне теперь выйти на Пять Углов и орать об этом? Есть вещи, о которых нормальный, уважающий себя человек кричать не должен.

- Автогонки, прыжки с парашютом - экстремальные виды спорта. Да и политику спокойным занятием не назовешь. Вы любитель экстрима?

- В моем понимании экстрим - прыгать с пятого этажа без парашюта. Вот это классно: попадешь в клумбу задницей или нет? Это - экстрим.

То, чем я занимаюсь, нормальные виды спорта, как тот же хоккей. Чем мне они нравятся? Ты за короткий промежуток времени должен максимально сконцентрироваться и принять единственно правильное решение.

Прыжок с парашютом начинается, не когда ты переступаешь рампу вертолета или самолета. А когда только едешь на аэродром: отключаешься от всего - работы, проблем, бизнеса, семьи, собираешься с мыслями, едешь уже весь «заряженный». Потом переукладка парашюта, проверка приборов. Формально ты еще общаешься, анекдот можешь рассказать. На самом же деле ты уже весь - там. И выходишь, падаешь, строишь формацию, потом разбегаешься, чтобы открыть парашют, - отключаешься от всего, максимальная собранность.

Нет, это не экстрим, это - настоящая жизнь.

Фото:
Андрей Иванов в боевом раллийном облачении. Фото из архива Андрея Иванова.
Фото:
Кубок мира-2008. Тунисский этап. 1-е место. Фото из архива Андрея Иванова.
Фото:
В небе над Коломной. Фото из архива Андрея Иванова.
Фото:
В небе над Коломной. Фото из архива Андрея Иванова.
Беседовал Петр БОЛЫЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.12.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,180776,720479,533073,2334
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня