05.09.2009 / Политика и власть

На наш век льда хватит

Фото: Федосеев Л. Г.
Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.

Стратегия освоения Арктики станет главным предметом обсуждения на заседаниях, конференциях и «круглых столах» Мурманского международного экономического форума. Последние полвека основой обеспечения присутствия России в арктических морях является ее атомный ледокольный флот. О задачах, которые предстоит решать с помощью атомоходов при реализации новых масштабных проектов, о которых пойдет речь на форуме, рассказал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша. Наша беседа состоялась на борту «Ленина» - первенца атомного ледокольного флота.

- Вячеслав Владимирович, прошло уже около года, как атомные ледоколы были переданы вашему предприятию, в структуру «Росатома». Что изменилось за это время?

- Самое главное - из проблемного мы превратились в стабильно работающее предприятие. На государственном уровне выработана четкая концепция перехода на ледоколы нового поколения. Что касается объемов работ и задач, которые нам предстоит решать, то они не изменились. Поскольку всегда были продиктованы объективной ситуацией.

- Каково будет участие государственной корпорации «Росатом» в целом и «Атомфлота» в частности в предстоящем международном экономическом форуме?

- Думаю, главная задача форума - дать импульс, чтобы Мурманск действительно стал столицей Арктики. Важно, чтобы были реализованы шельфовые проекты в Баренцевом и Карском морях, планы «Газпрома» на полуострове Ямал. Отдельно нужно сказать о работе Норильского комбината, который уже давно является нашим главным партнером. Несмотря на суровые климатические условия, эти регионы с транспортной точки зрения выгодно расположены по отношению к рынкам сбыта. Это существенное преимущество, и, я уверен, оно окажется решающим.

Вообще говоря, надо, чтобы кто-то собрал воедино все перспективные планы «Газпрома» относительно Ямала, планы других компаний, работающих или предполагающих работать в Арктике. Для нас это был бы важнейший документ, который сформулировал бы консолидированную задачу для атомного ледокольного флота страны на десятилетия вперед. Думаю, если поставить вопрос об этом на форуме, наш голос будет услышан.

В более общем плане основная задача «Росатома» - стабильное обеспечение электроэнергией Кольской АЭС тех масштабных проектов, которые предполагается реализовать в Мурманской области. Задача «Атомфлота» - ледокольное обеспечение работ на шельфе и в прибрежных регионах. По моей оценке, для этого стабильно должны работать три-четыре ледокола.

- Но атомоходы стареют. Каковы перспективы обновления?

- Да, время бежит очень быстро. 3 декабря исполнится ровно полвека, как был поднят государственный флаг на «Ленине». «Арктика» вошла в строй в 1975 году, «Сибирь» - спустя еще три года. Ныне все они выведены из эксплуатации. Сейчас работают четыре атомохода класса «Арктика»: «50 лет Победы», «Ямал», «Россия» и «Советский Союз». Это наши самые мощные ледоколы. Плюс два мелкосидящих - «Вайгач» и «Таймыр».

Страна идет по пути создания ледоколов нового поколения. Первый предположительно будет построен в 2016-м. Он станет заменой «России» и «Советского Союза», которые к тому времени отработают свое. А к 2025 году, скорее всего, будет завершена серия из трех атомоходов. Речь идет ни много ни мало, а об обеспечении государственных интересов нашей страны в Арктике. Эта тема, уверен, также будет широко представлена на предстоящем форуме.

- Каковы, с вашей точки зрения, перспективы развития перевозок по Северному морскому пути?

- Сегодняшними ледоколами мы не способны обеспечить зимние перевозки по всей трассе Севморпути. В кораблях нового поколения, о которых я говорил, будет реализовано много инновационных идей. Они станут более универсальными. Так, проектируемый сейчас ледокол будет двухосадочным. Он сможет работать как в открытых морских акваториях, так и в устьях крупных рек Сибири. Его мощность - 60 мегаватт, будет, хоть и ненамного, но больше, чем у предшественников класса «Арктика». Ныне мы можем обеспечить навигацию по всей трассе Севморпути месяца три-четыре в году. Новые ледоколы, думаю, расширят этот период до пяти-шести месяцев, скажем, с июня по ноябрь.

Но чтобы работать на этом маршруте круглый год, потребуются еще более мощные. Сейчас рассматривается проект использования ледокола-лидера мощностью 90-100 мегаватт. Он будет способен преодолевать льды толщиной до четырех метров, обеспечивая круглогодичную навигацию. Однако подобный проект крайне сложен с точки зрения инвестиций: речь может идти о десятках миллиардов долларов. Без взаимодействия России, Европы и Японии реализовать его окажется очень непросто. При положительном решении можно будет организовать линию по перевозке контейнеров из Юго-Восточной Азии в Европу. Впрочем, замечу, все это - отдаленная перспектива. Хотя, возможно, этот вопрос также имеет смысл затронуть на форуме. Но пока речь может идти только о разовых перевозках.

- А обещанное глобальное потепление не облегчит вам задачу?

- Это вопрос спорный. И мнения специалистов относительно того, ждать ли потепления или нет, расходятся. Например, есть данные и наших, и американских ученых о том, что площадь ледового покрытия Северного Ледовитого океана в сентябре 2008 года стала больше, чем годом ранее. Да и по мнению наших моряков, по ледовой обстановке последние зимы были холоднее, чем в 2003-2005 годах. Так что на наш век льда хватит.

- Вячеслав Владимирович, на Мурманском экономическом форуме будут говорить о стратегии дальнейшего освоения Арктики. Но у освоения Арктики есть и история. И здесь, на борту атомохода «Ленин», не могу не задать вопрос о дальнейшей судьбе этого легендарного ледокола. Знаю, что за сто дней стоянки у морвокзала на нем побывало десять тысяч посетителей…

- Я считаю, что «Ленин» - исторический памятник, хотя пока он официально и не имеет такого статуса. Для Мурманска - это объект, который нужно сохранять и развивать в полноценный музей. Выведенный из эксплуатации в 1989 году, атомоход и сейчас находится в прекрасном техническом состоянии. В этом огромная заслуга экипажа.

* * *

Вячеслав Рукша: «Главная задача форума - дать импульс, чтобы Мурманск действительно стал столицей Арктики. Важно, чтобы были реализованы шельфовые проекты в Баренцевом и Карском морях, планы «Газпрома» на полуострове Ямал. Нужен документ, который сформулировал бы консолидированную задачу для атомного ледокольного флота страны на десятилетия вперед. Думаю, если поставить вопрос об этом на форуме, наш голос будет услышан».

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.
Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.09.2009

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня