18.11.2009 / Политика и власть

Местные особенности модернизации

Фото: Минакова Галина
Глава администрации Кандалакшского района Ольга Михеева.

Недавнее послание президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию некоторые комментаторы даже назвали манифестом модернизации страны в XXI веке. И действительно, масштаб задач, поставленных перед всеми уровнями и ветвями власти, российским обществом в целом, не может не впечатлять. Но для воплощения в жизнь заявленных приоритетов государственной политики необходимо объединение усилий подавляющего большинства социально активных граждан. Насколько подготовлена почва для системных преобразований на уровне муниципалитетов? Соответствует ли нынешний экономический, кадровый, управленческий потенциал местной власти требованиям перехода к инновационной модели развития страны? Об этом наш разговор с Ольгой МИХЕЕВОЙ, недавно избранной главой администрации Кандалакшского района.

Дотационность как порок

- Ольга Владимировна, в отличие от вышедшей ранее статьи «Россия, вперед!» послание президента фактически не затрагивает проблем местного самоуправления. С чем вы это связываете?

- На мой взгляд, здесь нельзя говорить о какой-то недосказанности, тем более о сознательном упущении. В своей статье, которая широко обсуждалась общественностью, Дмитрий Медведев дал предельно ясную оценку патерналистским настроениям, основанным на застарелой привычке ждать решения любых проблем от государства. Теперь местная власть, хозяйственная и управленческая элиты получили четкий сигнал. Либо они наряду со всеми здоровыми силами общества вливаются в процессы структурной модернизации нашей страны, либо намеченные преобразования будут происходить без их участия и в конечном счете приведут к смене нерадивых или неспособных руководителей, а также к закрытию неэффективных хозяйственных объектов.

Особенно отчетливо эта мысль прозвучала в части президентского послания, посвященной проблемам моногородов. У руководства проблемных территорий есть полгода, чтобы представить в правительство комплексные планы развития. Если к указанному сроку перспективы не определены, моногорода готовятся к расселению. Это очень жесткий, но честный подход.

Что скрывать, за время «сырьевого благоденствия» привычка к дотационности и неограниченное стремление «проедать» средства государственной поддержки буквально въелись в подкорку многим руководителям. И президент прямо заявил, что дальше так продолжаться не может.

Местное самоуправление должно отказаться от бездумных потребительских стереотипов и перейти к прагматичным, партнерским отношениям с региональной властью и федеральным центром. Об этом же неоднократно говорил в своих выступлениях губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко.

- Кандалакшский район на сегодня является территорией достаточно проблемной. Насколько вы сами готовы к модернизации и выстраиванию новых отношений с центром?

- За последние десятилетия, прошедшие под флагом рыночных реформ, экономическое положение нашего района действительно претерпело изменения не в лучшую сторону. Сократились объемы промышленного производства, мы практически потеряли лесную и деревообрабатывающую отрасль, строительный комплекс, не стало сельского хозяйства.

Свои негативные коррективы внес и разразившийся финансовый кризис. Вообще, сегодня едва ли тот или другой муниципалитет в нашем регионе может похвастать благополучием. Но дело ведь не в самих экономических проблемах, а в способности выстраивать продуманную и реалистичную программу действий для их преодоления.

Основной порок прежней системы муниципального управления в том и состоял, что бюджетная политика определялась из необходимых затрат. А вышестоящие бюджеты воспринимались, по меткому выражению Дмитрия Медведева, как «раздувшийся советский собес». В этих условиях руководству на местах не имело особого смысла вникать в вопросы экономического планирования. А государство выступало в роли спецраспределителя социальных благ, поставляемых за счет продажи сырьевых ресурсов.

Естественно, не может быть и речи о том, чтобы в одночасье перевести экономику муниципалитетов на рельсы самоокупаемости. Но такие задачи ни президент, ни губернатор перед нами и не ставят.

Однако для налаживания конструктивных отношений с центром необходимо стратегическое, проектное видение направлений развития своей территории. Причем желательно, чтобы это видение основывалось на конкретных целевых показателях.

Стратегия экономического прорыва

- Есть ли такая стратегия у Кандалакшского района?

- Да. На сегодня перспективное развитие Кандалакшского района обрело реальную и научно обоснованную базу. По заказу нашей администрации НИИП Градостроительства подготовил Схему территориального планирования Кандалакшского района - документ, определяющий среди прочего и точки роста местной экономики. На его основе далее можно разрабатывать и претворять в жизнь конкретные проекты, обеспечивающие появление новых производственных и коммерческих предприятий, создание дополнительных рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и неналоговых поступлений в местный бюджет.

Ведь природные богатства нашего района сами по себе являются весомым капиталом, способным участвовать в дальнейшем экономическом освоении территории.

Я говорю, к примеру, об Алакуртти, где вполне возможна организация промышленной площадки по производству щебня и красного кирпича.

Сельское хозяйство на территории района исторически развивалось в Лувеньге и Нивском. И эта отрасль экономики для двух маленьких поселков может стать отправной точкой для развития. В настоящее время мы готовим предпроектную презентацию с целью попасть в региональную программу «Концепция развития сельского хозяйства в Мурманской области». В нынешней сложной финансовой обстановке крайне важно, что для реализации этого проекта не потребуется значительных средств.

Подобные хозяйственные инициативы требуют финансовой поддержки лишь на этапе становления, а затем переходят на режим самоокупаемости и сами за счет налогов поддерживают бюджеты всех уровней.

Именно в этом состоит суть модернизации муниципальной экономики.

- Таким образом, подготовленный экспертами документ становится своего рода проводником к инновационно-ориентированной муниципальной экономике?

- Это если рассуждать теоретически. Схема территориального планирования действительно дала нам системное видение развития района. Но на практике мы ведь не сидели сложа руки в ожидании экспертного заключения.

Перед органами власти муниципальных образований, входящих в состав Кандалакшского района, сегодня поставлена четкая задача - разработать конкретный план на 2010 год и определить собственные точки роста.

Большие надежды мы возлагаем на малый и средний бизнес. Таким предприятиям, как правило, практически невозможно получить кредиты, поскольку в обеспечение обязательств им просто нечего предложить - у них пока нет ни производственных площадей, ни основных средств, ни другого имущества, которое банки могли бы принять в качестве залога. Поэтому еще одна ближайшая задача - сформировать свой муниципальный залоговый фонд. Мы планируем на конкурсной основе отбирать те бизнес-проекты, которые покажутся наиболее перспективными, и выступать для них своеобразным гарантом возврата кредитных ресурсов перед банками.

Будучи профессиональным экономистом, я не первый год занимаюсь разработкой и реализацией программ социально-экономического развития в нашем муниципальном образовании. Например, собственную Концепцию развития туризма в Кандалакше мы подготовили еще в 2007 году: составили свод туристических ресурсов, определили перспективы развития туризма и угрозы для бизнеса, точки роста, сильные и слабые стороны возможных проектов. Разработка этого документа осуществлена благодаря выигранному на конкурсе от Фонда «Новая Евразия» гранту в размере 25 тысяч долларов США. Сегодня отдельные пункты нашего проекта уже воплощаются в жизнь.

То есть проективный подход к решению муниципальных проблем мне как раз близок и хорошо знаком. И я глубоко убеждена, что только на его основе можно реально укреплять социальную сферу, повышать благосостояние людей. Уверена, что вложения в наш муниципалитет вернутся в виде дополнительных налогов и приведут к ощутимому росту социальных показателей.

Битва за ресурсы

- А как такой прагматичный подход согласуется с вашей принадлежностью к партии «Единая Россия»?

- Напрямую. В череде выборов последних лет наша партия неизменно ощущала поддержку значительного большинства избирателей. И люди вправе рассчитывать, что их доверие получит отклик в реальных и значимых делах. Никакие лозунги и митинговые страсти не способны их заменить. Если говорить о конкретных программах Кандалакшского отделения «Единой России», секретарем политсовета которого я являюсь, то они как раз и нацелены на развитие социальной инфраструктуры. Заявка на оборудование для спортивного центра с плавательным бассейном прошла экспертизу в региональном отделении партии и направлена в Москву, как и заявка на поставку машин для занятий картингом.

Нельзя забывать и о том, что программы должны быть направлены на разные возрастные категории людей. Еще один социальный проект - «Тропа здоровья» - нацелен на организацию активного отдыха для старшего поколения жителей Кандалакши.

В процессе регистрации находится федерация по натурбану, председателем которой стал лидер регионального отделения партии - Евгений Никора. С развитием натурбана связаны многие наши надежды, поэтому «Единая Россия» оказывает ему всяческую поддержку. Гору Крестовую в Кандалакше можно превратить в комплекс для занятий массовыми видами спорта и отдыха. С привлечением инвестиций можно создать целую спортивную инфраструктуру - откроются новые ниши для малого и среднего бизнеса.

Словом, для развития своего района мы должны использовать все возможные ресурсы: федеральный, областной, партийный, инвестиционный и другие.

- Сюда же следует отнести и внутренние ресурсы. Насколько известно, на повестке дня стоит и реорганизация муниципального управления районом?

- Как показал опыт, реализация 131-го Федерального закона о местном самоуправлении имела для нашего района и свои отрицательные последствия. Одно из них - излишний рост управленческого аппарата. Но есть и другие. На самом деле, укрупнение муниципальных образований - это тема отдельной беседы.

Скажу только, что преобразованиями в сфере муниципального управления мы, конечно же, будем заниматься в самое ближайшее время. Если понадобится, то вновь привлечем специалистов из правительства области или экспертно-научного сообщества. Ведь создание эффективной модели управления районом - это не только десятки миллионов рублей, которые можно высвободить на осуществление социальных проектов, но и ключ к реализации еще нераскрытых возможностей развития территории.

Главное, что я стремлюсь доказать, - потенциал для инновационных преобразований на муниципальном уровне есть, причем достаточно весомый. И чтобы его реализовать, не требуется ни титанических усилий, ни грандиозных вложений. Необходимы лишь взвешенный управленческий подход, грамотное взаимодействие с государственными органами власти и частным бизнесом, объединение усилий всех социально активных членов городского сообщества: управленцев, общественников, предпринимателей, просто неравнодушных людей, желающих включиться в работу ради нормальной жизни и благополучия.

Все это и составляет бесценный ресурс той модернизации, о которой говорил в своем послании президент России Дмитрий Медведев.

Беседовала Елена АЛЕКСЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.11.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня