24.04.2010 / Политика и власть

Когда поедем с ветерком?

Фото: Федосеев Л. Г.
Андрей Варзугин.

Андрей Варзугин входил в состав областной думы второго созыва, в четвертый созыв избран в Североморске по мажоритарному округу. Работает в нескольких профильных комитетах. Заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам, член фракции «Единая Россия». Как человеку, имеющему богатый опыт руководства автотранспортными предприятиями, Андрею Игоревичу наиболее близки проблемы, связанные с его прежней профессиональной деятельностью. В беседе мы, разумеется, не могли их обойти. Но начали разговор с темы, актуальной давно, а во время кризиса особенно - развитие малого и среднего бизнеса.

- Малый бизнес на территории Мурманской области, да и вообще в России, развивается пока не так быстро, как многим хотелось бы. Доля его в экономике не очень значительна. Как вы полагаете, какие шаги стоило бы предпринять законодательной власти региона, чтобы улучшить ситуацию?

- На мой взгляд, не привыкло наше государство иметь малые частные предприятия, поэтому все это идет несколько со скрипом. Тем не менее процесс вроде бы движется вперед. Недавно я обратился к губернатору Мурманской области с просьбой рассмотреть вопрос создания бизнес-инкубатора на территории города Мурманска. Мы один из немногих субъектов Федерации, где инкубатора нет в областном центре. Да, такой объект создан в Апатитах. Он помогает начинающим предпринимателям раскручивать свой бизнес.

Открытие бизнес-инкубатора позволит начинающим предпринимателям получить, во-первых, информационную обеспеченность, консалтинговые услуги. Там подскажут, по какой системе налогообложения ему лучше и выгоднее работать. Также предложат бухгалтерские услуги. В общем, консалтинг позволяет решать те вопросы, с которыми человек столкнется на начальном этапе.

Второй немаловажный момент - сложность в поиске помещения для небольшого офиса, где могли бы размещаться два-три сотрудника. Такой офис предоставляется на определенных льготных условиях, уже оборудованный и оргтехникой, и мебелью на период становления - до двух-трех лет. Вот стартовый пакет, который необходим предпринимателю, чтобы начать бизнес.

В развитых странах налоги от малого и среднего бизнеса достигают 50 процентов от общей суммы налогов. У нас мне даже трудно назвать эту цифру - она менее 10 процентов. Несомненно, нам есть к чему стремиться. В этом заинтересованы и федеральные власти. Чтобы привлечь федеральные средства, надо выполнить определенные требования. Так, общая площадь помещений должна быть не менее 900 квадратных метров. Тогда можно надеяться на помощь федерального бюджета - до 80 процентов - на ремонт, реконструкцию, оснащение необходимой оргтехникой.

- Идея понятна. Насколько мне помнится, это идет как раз в русле тенденции, заявленной Дмитрием Дмитриенко: область должна как можно больше и шире участвовать в возможных федеральных программах и, где только возможно, привлекать федеральные средства для финансирования различных проектов.

- Конечно. Также немаловажно такое развитие и для области. Появляются дополнительные рабочие места, что особенно ценно в период кризиса. Ну и, разумеется, пополнение доходной части бюджетов всех уровней. Все должны быть заинтересованы в этом. Реализовывать идею бизнес-инкубаторов необходимо во многих населенных пунктах, просто для Мурманска, имеющего наибольшее население, не иметь такой объект, на мой взгляд, неправильно.

- Это о тех, кто только собирается попробовать себя в бизнесе. А есть ли поддержка тех, кто уже работает в данной сфере? Кризис на малом предпринимательстве в нашей области сказался?

- В период кризиса правительство пыталось помочь малому бизнесу. Многие предприятия арендуют площади в муниципальной либо в областной собственности. В июле 2008 года принят 159-й федеральный закон, позволяющий предпринимателям, арендующим такие помещения более 2 лет и добросовестно вносящим арендную плату, преимущественное право выкупа данных помещений. На мой взгляд, очень хороший закон, он реализуется на территории Мурманской области и действует до 1 июля 2010 года - не так много времени осталось. Кстати, я готов пригласить на прием тех, кому было отказано в льготном выкупе, и помочь разобраться в проблеме.

- Аренда арендой, но ведь есть еще и налоги. Они не душат малый бизнес?

- Есть различные системы налогообложения. Еще в 2005 году принят областной закон о применении упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Например, человек зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и занялся, скажем, пошивом меховых или кожаных изделий. В месяц он должен заплатить 290 рублей! Очень щадящая ставка.

Эта система позволяет не только самому работать, но и нанимать работников, дает возможность развиваться. Такому налогообложению подлежит много видов деятельности - и автотранспортные услуги, и репетиторство. Услугами репетиторов пользуются многие, но официально работают единицы из них. Данный закон и принимался с тем, чтобы легализовать, вывести из тени то, что на самом деле существует, но нелегально.

- Вы много занимаетесь проблемами транспорта, содержания дорог - это близко вашей прежней профессии. Расскажите об этом поподробнее.

- Вот уже на протяжении полутора лет пытаюсь решить вопрос об изменении скоростного режима на объездной автодороге вокруг Мурманска. Я сам автомобилист, много езжу за рулем. Когда двигаюсь по этой дороге в потоке машин и нет представителей ГИБДД, вижу, что люди едут несколько быстрей, чем положено ограничением в 60 километров в час.

Наверное, многие жители области ездят в отпуск на машине и, минуя Мончегорск, видели знак начала города с белым фоном, предусматривающий «городскую» скорость 60 км/ч. Меня всегда удивляло: вроде бы не населенный пункт, а знак стоит. Не поддается абсолютно никакой логике - с какой целью он установлен. Год назад знак убрали. Все понимают, что это давным-давно надо было сделать. Аналогичная ситуация с нашей объездной дорогой.

- Мне кажется, не совсем аналогичная. У Мончегорска участок прямой, как стрела. В Мурманске - сложный профиль дороги, множество поворотов. Будет ли так же безопасно отменять 60-километровый лимит скорости?

- Существует рабочая группа по линии партии «Единая Россия» «Безопасные дороги», ее председателем является Александр Глебов - начальник областной ГИБДД. Мы понимаем: с одной стороны, есть необходимость перемен - очень уж много обращений, - с другой стороны, если изменение скоростного режима приведет к увеличению дорожно-транспортных происшествий, то это неверный шаг. Почему этот вопрос так долго и решается!

Никто не предлагает установить 90 км/ч от начала до конца. Речь идет о том, чтобы пока сделать 80. Второе - необходимо установить ограничивающие знаки перед всеми съездами в город. Конечно, примыкания - это очаги опасности, и там необходимо снижение скорости, чтобы уменьшить вероятность ДТП.

Анализ статистики ДТП на данном участке был проведен, и большинство случаев с тяжелыми последствиями - лобовые столкновения. Причина их, как правило, обгон по встречной полосе.

Конечно, груженый КамАЗ в гору и 60 не идет - это понятно. На закрытом участке при знаке «Обгон запрещен» никуда не денешься, будешь за ним тащиться. Но коль такого КамАЗа в данный момент не оказалось, зачем ехать 60, если можно быстрее? Сегодня мурманская объездная уже не отвечает той категорийности, к которой относится. Движение там очень большое, и наша задача - увеличить пропускную способность дороги, тем самым разгрузив улицы города.

Подчеркну, что это не только мое личное мнение как автомобилиста или даже как депутата. В первую очередь меня интересует точка зрения тех, от кого зависит безопасность - ГИБДД. Их специалистам я предлагаю: давайте эксперимент проведем на полгода. Увидим, что результат негативный - вернем все на круги своя.

С повышением скоростного режима, на мой взгляд, должно сократиться количество обгонов. При скорости потока 80 км/ч никто не захочет лишний раз делать этот маневр, грозящий лобовым столкновением. Мне очень хотелось бы знать мнение автомобилистов об этом проекте. Надеюсь, вопрос сдвинется с мертвой точки.

- Для поддержания высокой скорости хорошо бы поддерживать в приличном состоянии дорожное полотно, а в идеале нужна серьезная реконструкция, да только вряд ли в обозримом будущем на нее найдутся деньги.

- У меня постоянный контакт с дорожниками - начальником «Мурманскавтодора» Олегом Соколовым. Разговаривал я с ним и о реконструкции. Во всяком случае, просил его подготовить материалы к приезду руководства организации, управляющей федеральной трассой, чтобы мы могли рассматривать этот вопрос, в том числе и по линии партии «Единая Россия». Надо лишний раз заявить о себе: дорога уже не отвечает никаким требованиям. Мы говорим о безопасности движения, не меняя инфраструктуру дорог.

Обращение об этом, полагаю, в ближайшее время будет рассмотрено на заседании фракции ЕР в областной думе и пойдет в думу Государственную. Две такие инициативы уже были мной внесены. Одна из них касается содержания дорог в накате в зимний период. Это очень актуальная тема. Кольская АЭС посыпает дорогу, по которой возят персонал на станцию, не песчано-солевой смесью, а гранитной крошкой, как за границей. При этом весной нет той грязи и пыли, как от песка.

Разговаривал я на эту тему с Олегом Соколовым. Он говорит: «Что я могу сделать? Есть ГОСТ, я обязан ему следовать». Этим же ГОСТом руководствуется ГИБДД, инспектируя состояние дорог и оценивая коэффициент сцепления. Полотно обязательно должно быть очищено до асфальта. ГОСТ - это федеральный стандарт, с ним не поспоришь.

В марте на заседании фракции мы рассмотрели этот вопрос и подготовили проект своих поправок. Сейчас направляем его в экспертную группу при Госдуме, чтобы поменять ГОСТ как устаревший, либо в качестве эксперимента, учитывая опыт Скандинавских стран, разрешить Мурманской области содержать региональные и федеральные дороги в накате.

- Дорога в накате, то есть с утрамбованным слоем снега, по-моему, позволяет шипованной резине лучше держать сцепление.

- И на эту тему есть еще один законопроект, который уже давно муссируют, - об обязательном использовании шипованной резины или резины «зима-лето». Всем понятно, что это благоприятно скажется на количестве ДТП. Мы видим плачевные результаты, когда при переходе к зиме кто-то не успел «переобуться». Госдума почему-то отклонила пока этот вопрос.

Конечно, это проблема федеральная, но ведь нельзя Мурманскую область сравнивать с Краснодарским краем. Надо дать возможность субъектам Федерации самостоятельно определять период обязательного использования зимних шин. Может, в том же Краснодарском крае и вовсе не нужно внедрять понятие «шипованная резина». Мы рассматривали вопрос на рабочей группе. Думаю, соответствующее обращение направим - для нас это актуально.

Еще один момент, связанный с безопасностью на дорогах. Сегодня уже все понимают, что такое световозвращающие элементы на одежде пешеходов. В соседних странах ношение световозвращающих элементов давным-давно закреплено законодательно. Этот вопрос мы также рассмотрели на фракции и направили в Госдуму обращение об изменении правил дорожного движения, чтобы обязать пешеходов при движении по дорогам в темное время суток иметь световозвращающие элементы.

- Среди вопросов, которым вы уделяете много внимания, есть один весьма болезненный - о тарифной политике для предприятий автомобильного транспорта.

- С октября 2006 года тарифы на перевозку не менялись. К сожалению, вопрос пока находится в стадии решения. Предприятия дали в управление по тарифному регулированию Мурманской области свои расчеты, чтобы там, проанализировав их, приняли экономически обоснованный тариф. Но процедура эта очень уж сильно затянулась. Последнее заседание рабочей группы было 17 декабря. Сейчас апрель, и я пока не вижу света в конце тоннеля.

Несомненно, завтра никто не даст увеличить тарифы на величину инфляции за 4 года, то есть сразу на 50 процентов. Во всех странах мира тарифы меняются каждый год в соответствии с инфляцией - это естественный процесс, и никуда от него не деться. В России более высокая инфляция, и такие 4-летние задержки недопустимы. В Москве сегодня стоимость проезда в автобусе 24 рубля, в метро - 26.

- Но ведь московские, да и питерские зарплаты все же сильно отличаются от мурманских.

- Во всяком случае, мы уже сегодня отстаем от многих регионов Северо-Запада. Темпы роста тарифов на городских перевозках в 2,5 раза выше, чем на пригородных. Произошел перекос, и это только у нас, в Мурманской области, тарифы на город росли опережающими темпами. По пригороду и межгороду мы сильно отстаем. Междугородние перевозки убыточны - тариф не покрывает расходов, которые несут предприятия.

Тема эта актуальна и для пассажиров. Никто не захочет с 12 рублей «прыгнуть» на 20, и этого, конечно же, не произойдет. Речь идет о том, что пока не принят экономически обоснованный тариф, примите какой-нибудь. Скажем, 14 рублей, максимум, 15. Пусть он будет называться социальным. Полагаю, правильным хотя бы начать процесс.

Вот, пожалуй, и все. Хотел бы только добавить, что больше всего мне интересно узнать мнение мурманчан о перечисленных инициативах. Мы должны задумываться: что от каждого, как частички России, что-то зависит. Если ты понимаешь, что делаешь добро для людей, тогда все будет хорошо.

Беседовал Игорь КАТЕРИНИЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.04.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня