02.10.2010 / Политика и власть

Гигантский российский ледокол откроет доступ к запасам нефти и газа

Фото: Федосеев Л. Г.

«Над арктической ледяной шапкой нависла новая угроза: Россия планирует построить крупнейший в мире ледокол, который будет способен пробиться через полярные льды даже зимой.

Атомное судно будет прокладывать судоходные пути через Северный Ледовитый океан, а также поможет энергетическим компаниям разрабатывать запасы нефти и газа в регионе.

Между тем стало известно, что арк­тическая ледяная шапка сократилась до 1,8 миллиона квадратных миль. С 1979 года ее площадь была меньше только дважды. Ее средняя толщина на Северном полюсе также уменьшилась вдвое по сравнению с 1976 годом - примерно до 8 футов.

Русские ясно дали понять, что они намерены воспользоваться этими переменами. Три года назад они спустили на воду «50 лет Победы» - самый большой в мире ледокол длиной в 500 футов и водоизмещением в 25 000 тонн, способный пробиться через лед 10-футовой толщины. Планируется построить еще два таких же судна, ядерные реакторы на каждом из которых будут генерировать 60 мегаватт энергии - этого было бы достаточно для города средних размеров. Однако флагман будет еще мощнее - с реакторами на 110 мегаватт и корпусом, способным проламывать еще более толстый лед. Его длина пока засекречена, но эксперты полагают, что она составит 650-750 футов.

Владимир Васильев, заместитель директора финансируемого правительством Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота, расположенного в Санкт-Петербурге, пишет в своем докладе: «В прибрежных зонах и на шельфе арк­тических морей располагаются огромные запасы природных ресурсов - газа, нефти, цветных металлов. Потенциальные размеры месторождений нефти и газа оцениваются в более чем 100 миллиардов тонн и могут составлять 30 процентов мировых запасов. Для добычи этих ресурсов необходимы мощные атомные ледоколы и грузовой флот большой вместимости».

Дэвид Фэйрхолл (David Fairhall), специалист по Арктике, обнаруживший российские планы по строительству гигантского ледокола, в ходе сбора материалов для своей новой книги «Холодный фронт - грядущий конфликт в арктических водах» («Cold Front - Conflict Ahead in Arctic Waters»), считает, что это лишь часть более масштабной тенденции, которая угрожает превратить Арктику в «район активной экономической эксплуатации». А Иван Блоков, возглавляющий российское отделение Greenpeace, полагает, что спуск судна на воду повысит риск загрязнения окружающей среды в результате несчастных случаев.

«Это также увеличит мировое потребление нефти и газа, использование которых усиливает глобальное потепление», - утверждает он».

Джонатан ЛИК, («The Sunday Times», Великобритания.)

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.10.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня