20.10.2010 / Политика и власть

Ухабы на дороге бизнеса. Что мешает развитию сотрудничества России и Финляндии?

На минувшей неделе состоялась рабочая встреча представителей финского Союза муниципалитетов Восточной Лапландии с российскими коллегами юга Кольского полуострова. Местом встречи, на которой намечались перспективы реализации проекта развития местного самоуправления, стал областной бизнес-инкубатор в Апатитах, а главными темами обсуждения - возможности смягчения визового режима и... наши дороги.

Взаимодействие между зарубежными гостями и четырьмя муниципальными образованиями - Апатитами, Кировском, Полярными Зорями и Ковдором - длится с 2005 года. Финансировалось оно за счет МИДа Финляндии. Причем включало не только привычные культурные и образовательные связи (например, возможность получения студентами подружившихся учебных заведений «двойного» диплома), но и обмен опытом в развитии местного самоуправления, охране окружающей среды, обращении с отходами. Теперь, как сообщила руководитель проекта с финской стороны Рита Ойкаринен, предстоит третий этап, заявку на финансирование которого не позднее декабря нужно подавать уже в Союз Лапландии. Во главу угла будет поставлено бизнес-сотрудничество.

- Наша цель - экономические контакты в сферах туризма и торговли, создание благоприятной атмосферы для предпринимателей, - конкретизировала Рита Ойкаринен.

Глава Апатитов отметил, что развитие туризма, а именно - местных туристско-рекреационных зон, было важным пунктом обсуждения на недавно завершившемся II Арктическом Мурманском международном экономическом форуме.

- Солидное представительство финской стороны на форуме дает надежду на то, что это направление сотрудничества интересует обе стороны и найдет воплощение в конкретных предложениях, - сказал Михаил Антропов.

Опытом взаимодействия с властями поделилась представитель общества предпринимателей Саллы Анне Харью. Примечательно, что часть доклада она сделала на русском, отметив, что считает знание языка стран-соседей важным фактором для развития деловых и дружеских связей.

- Наши же бизнесмены, как правило, ни английского, ни русского языков практически не знают. И это затрудняет общение, - отметила гостья.

Салла - небольшой приграничный городок, который живет за счет сферы услуг. Бизнесменов там чуть более сотни, половина из них объединена в сообщество, которое занимает активную позицию в отстаивании своих прав и интересов: от воздействия на политику муниципалитета в области закупок (что в условиях Европейского союза очень трудно) до обдумывания мер для предотвращения «выгорания» предпринимателей на работе.

- И еще мы очень озабочены тем, как привлечь больше русских туристов, - сказала Анне. - Для этого, считаем, необходимо упростить порядок пересечения границы для жителей приграничных районов, а также таможенные процедуры. Нуждаемся также в маркетинговых исследованиях для изучения потребностей туристов. Думаем, что активное сотрудничество пойдет на пользу обеим сторонам.

Впрочем, и сейчас Салла не может пожаловаться на запустение. Как сообщил глава муниципалитета Пекка Хухтала, ежемесячно местный контрольно-пропускной пункт пересекают около десяти тысяч человек, добрая половина из которых россияне. И этот поток из года в год увеличивается. Любители заграничного шопинга приносят Финляндии немалые доходы. Так, за десять месяцев 2010-го только путем такс-фри в пятнадцати самых крупных городах страны представители России, Китая и Индии (в основном именно они расплачиваются через эту систему) оставили 124 миллиона евро. Салла в эту статистику со своим довольно небольшим оборотом не вошла. Ближайший к нам Рованиеми заработал два миллиона евро.

Предприниматели с юга Кольского полуострова также заинтересованы в многостороннем сотрудничестве: одни - в сфере информационных технологий, другие - в создании совместного турпродукта, а терчане, например, захотели подружиться с финскими пасечниками.

- Однако пока не будет хотя бы 72-часового безвизового режима и хорошей дороги от Кандалакши до Саллы - развить наши отношения не удастся, - прозвучал вердикт.

Надо отметить, борьбу за такую продолжительность безвизового режима Союз муниципалитетов Восточной Лапландии ведет довольно давно. Теперь к «продавливанию» вопроса намерена подключиться и наша сторона - как муниципалитеты, так и бизнесмены. А вот что делать с трассой, на двухстах километрах которой, по общему признанию, можно «убить» не только машину, но и желание еще хотя бы раз по ней проехать? Эту проблему партнеры по проекту также намерены поднять перед российскими властями. Хорошая дорога гораздо быстрее приведет к новым формам взаимовыгодного сотрудничества.

Зоя КАБЫШ, Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.10.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,975176,504780,539973,5615
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня