14.06.2012 / Политика и власть

Станет ли фильтр барьером для политиков

В начале мая, за несколько дней до окончания президентских полномочий Дмитрий Медведев подписал изменения в федеральное законодательство, возвращающие прямые всенародные выборы глав субъектов Федерации. Тотчас в регионах закипела работа по приведению своих законов в соответствие с федеральными. Центр установил жесткие сроки: во всех субъектах Федерации соответствующие законы должны быть приняты до 1 июля. 30 мая проект закона о выборах губернатора принят в первом чтении и Мурманской областной думой.

Надо сказать, что обсуждение именно этого документа стало «гвоздем дня» на этом заседании. Спор шел в основном вокруг двух моментов. Оппозицию не устроило отсутствие положения о самовыдвиженцах в кандидаты на этот пост. Наш вариант документа трактует лишь выдвиженцев от партий и общественных объединений, что допускается федеральными нормами.

Вторым камнем преткновения стало число подписей депутатов муниципальных советов в поддержку того или иного кандидата. Федеральный закон позволяет регионам устанавливать планку от 5 до 10 процентов, вот по верхнему уровню законотворцы нашего правительства и сработали. Это также вызвало недовольство фракций меньшинства.

В связи с этим интересно бросить взгляд на общую картину - что происходит с разработкой и принятием аналогичных законов в других регионах страны. Наиболее понятна ситуация с самовыдвиженцами - они выведены за рамки закона практически повсеместно. Во всяком случае, там, где законы о выборах губернаторов уже приняты в окончательном чтении. Это республики Татарстан и Чувашия, Чукотский автономный округ, Алтайский край, Пензенская, Тюменская, Челябинская области.

Нет места самовыдвиженцам и в подавляющем большинстве законопроектов, принятых в первом чтении или внесенных в заксобрания. Это, в частности, Республика Тува, Ставропольский край, Рязанская, Самарская, Ивановская области, наши соседи по СЗФО - новгородцы.

Причины этого вполне очевидны, об этом говорил на заседании нашей думы первый замминистра юстиции Николай Шукшин. В стране идет политическая реформа, направленная на создание зрелой многопартийной системы. Способствуют этому и недавние изменения в федеральное законодательство, существенно облегчившие процесс регистрации партий.

Благодаря этому институт самовыдвиженцев себя практически изжил. Коль партия выдвигает человека, она и ответственность за него несет, да и поправить в случае чего может. А кто ответит за самовыдвиженца? Кто его поправит?

Оппозиционеры твердят о большей демократичности - будь узаконен всяк желающий стать губернатором. Но вспомните многие прошлые избирательные кампании, как у нас, так и в целом по стране, где людей смешили так называемые технические кандидаты. Например «Иванов-второй» на выборах мэра Мурманска в 2009-м. Это у нас, а ведь были случаи поистине анекдотические - люди официально, через загс, меняли фамилию-имя-отчество, чтобы те совпали с данными другого кандидата.

Спрашивается, кому на руку подобный сумбур? Кто заинтересован под видом расширения демократии продолжать ловить рыбку в мутной предвыборной воде? Впрочем, будем считать данные вопросы риторическими.

Теперь о муниципальном фильтре - положении о проценте голосов депутатов местных советов, необходимых для поддержки кандидатов. Здесь однозначного решения нет, что также вполне объяснимо. Ведь проценты процентам рознь - количество муниципальных образований и число депутатов в местных советах может сильно отличаться от региона к региону. Поэтому картина получается довольно пестрая - где-то планку подняли до максимальных 10 процентов, где-то ограничились 5-процентным минимумом, кто-то выбрал «золотую середину».

Скажем, на Ямале и в Туве прописали по максимуму. Однако здесь надо учесть, что 10 ямальских процентов в количественном отношении означают около 70 подписей, а тувинская «десятка» равна и вовсе 35. Зато ставропольские 6 процентов - это целых 208 депутатских голосов, которые кандидат должен завоевать в свою поддержку. Челябинские 7 процентов составят 265 голосов. Как говорится, почувствуйте разницу! Для Мурманской области 10 процентов - всего-то чуть более полусотни «автографов» от муниципальных депутатов. Понятно, что пять процентов выливаются вообще в смехотворную цифру. Но ведь муниципальный фильтр - на то и фильтр, чтобы хоть кого-то отфильтровывать. Иначе он превратится в фикцию.

Опять-таки наша оппозиция выступает за снижение процентной планки до пяти процентов, мол, негоже создавать барьеры для кандидатов. Конечно, каждый вправе сам судить, что считать фильтром, а что - барьером, вот только факты упрямы: 50 с «хвостиком» голосов в нашей области против 208 на Ставрополье или 265 на Южном Урале. На фоне такого сравнения разговоры о барьере кажутся совершенно несерьезными.

Между тем не только у нас прохождение законопроекта сопровождается недовольством оппозиции. В Пермском крае в заксобрание поступили два альтернативных проекта - один разработан краевым избиркомом, второй представила коммунистическая фракция. Расхождения все те же: быть или не быть самовыдвиженцам и сколько процентов подписей собирать в местных представительных органах. Причем у пермяков битва идет за один процент! Коммунисты предлагают пять против шести, прописанных в проекте крайизбиркома.

Жаркие споры по двум ключевым моментам кипят и в заксобрании Санкт-Петербурга. Парламентская оппозиция подала ко второму чтению проекта закона свыше сотни поправок, вероятно, рассчитывая на свой вариант «итальянской забастовки». Все их, однако, отклонили во время пленарного заседания. Заметим, что 10 процентов муниципальных голосов в Питере составляют 156 депутатов. Это на весь-то огромный Петербург!

Недалеко ушла и столица. В Москве 10 процентов тоже не впечатляют многочисленностью - лишь 190 подписей придется собрать будущим кандидатам в столичные мэры. Несмотря на то, что действующий мэр Сергей Собянин высказался за введение института самовыдвиженцев, Мосгордума в законопроекте такого положения не прописала, приняв его в первом чтении.

Осталось сказать лишь о том, что, несмотря на жесткие федеральные рамки принятия региональных законов, северяне смогут применить его еще нескоро. Действующий губернатор Мурманской области Марина Ковтун оказалась в числе тех, кто завершил период «назначенцев». Пятилетний срок ее полномочий начал отсчет с 13 апреля. Всего же с декабря 2011 года сменились главы более двух десятков регионов страны. А первыми, кто будет избирать губернаторов по новому закону уже в нынешнем году, станут жители Белгородской, Брянской и Новгородской областей.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.06.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,009878,361382,198475,5219
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня