20.04.2013 / Политика и власть

В шаге от народа

Без поддержки жителей местная власть бессильна

Фото: Сергей Ещенко

Накануне праздника редакция попросила Юрия ШАДРИНА, председателя комитета областной думы по местному самоуправлению, рассказать о своем видении развития муниципальной власти - власти, наиболее приближенной к людям.

- Юрий Анатольевич, местное самоуправление часто называют властью шаговой доступности. Но часто это только красивый образ, поскольку связь между народом и властью практически отсутствует. Как вам видится укрепление такой связи?

- Цель работы органов местного самоуправления можно выразить лаконично: «Граждане должны быть довольны». В каждом муниципалитете по-своему видится, как достичь этой цели. Несмотря на различия между муниципалитетами, в большинстве случаев все проблемы условно можно поделить на три группы: недостаток средств и несовершенство законодательства, недостаток квалифицированных кадров, слабое участие граждан в общественной жизни муниципалитета.

Последняя проблема на первый взгляд может показаться не важной, но начну именно с нее. Приведу пример. По статистике, во время моих вторых выборов в муниципалитет ЗАТО Североморск соотношение количества пришедших на участок к проголосовавшим «за» является максимальным по Мурманской области. Как я это объясняю? Просто все 5 лет ежеквартально проводились собрания старших подъездов, а их 122 человека, представляющих 2500 жителей округа. А значит, самая мелкая проблема всегда была на виду, обсуждалась, решалась.

Поэтому, на мой взгляд, налаживать диалог «население - власть» нужно поэтапно. В нем должны участвовать представители науки, бизнеса, ОМСУ, лидеры общественного мнения муниципалитета. Пусть депутаты советов сформируют общественные советы из старших по каждому дому и систематически обсуждают с населением вопросы по принципу «скажи, что важно». Причем с привлечением сотрудников УК, участковых и представителей власти.

Надо вовлекать наших неравнодушных жителей в конкурсы грантов, учрежденных органами власти, предоставив пусть даже небольшие средства, чтобы люди развивали свои поселения и города.

Должны быть разработаны программы социально-экономического развития каждого муниципалитета, чтобы жители увидели свое участие в работе на благо города. Она должна коснуться всех - от подростков и предпринимателей до пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.

Считаю, хорошим примером выстраивания диалога «население - власть» можно считать Североморск. Даже в период коммунальных потрясений этой зимой в ЗАТО была выстроена системная работа. Глава выезжал в муниципалитеты по обмену опытом, проводились открытые собрания общественного совета при главе, приглашались на слушания областные чиновники, в некоторых округах прошли собрания жильцов, в СМИ печатались разъяснения и рекомендации, где авторами в том числе были общественники.

- Острая проблема - недостаток квалифицированных кадров в муниципалитетах.

- В Мурманской области у муниципальных служащих, мягко говоря, невысокие оклады, а условия работы и жизни в Заполярье тяжелые. И тогда, как любил повторять многолетний глава администрации Североморска Виталий Волошин, «приходится работать с теми, с кем работаем». Что можно изменить? Как мотивировать к лучшей работе?

Самой доступной возможностью повысить квалификацию местных чиновников может стать системное обучение. Сейчас правительством области организуются семинары, но посещаемость их довольно низкая. Важно наладить механизм и возвести его в ранг обязательного, подготовить комплексную программу обучения сотрудников ОМСУ с дальнейшим включением в целевую программу. Убежден, что передавать опыт должны не только местные специалисты, но и из других регионов.

Вот в Красноярском крае, например, организовано краевое государственное учреждение «Консультационно-методический центр», сейчас это «Институт муниципального развития», осуществляющий правовую и информационную поддержку ОМСУ. Консультируют и учат всех: от вновь избранных глав и депутатов до бывалых, с устоявшимися взглядами. Муниципалитеты благодаря такой помощи как за каменной стеной. Стоит и у нас в области изучить данный опыт.

Ежегодно ряд вузов, включая Академию госслужбы, выдают дипломы большому количеству выпускников. Думается, имеет смысл провести анализ трудоустройства выпускников по специальности «Муниципальное управление», изучить возможные перспективы трудоустройства, попробовать соединить учебу с возможностью проходить практику в муниципалитетах.

- Но ведь даже самые квалифицированные работники бессильны, если ни на что не хватает денег?

- Это один из важнейших вопросов, но повлиять на него комитету по вопросам местного самоуправления в условиях столь большого дефицита бюджета в одиночку сложно. Нынешнее формирование бюджета по программно-целевому методу ставит во главу угла достижение целей. Под конкретные цели выделяется финансирование. У меня есть свой взгляд на долгосрочную целевую программу «Формирование благоприятных условий для выполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения». Считаю, что это та же ведомственная программа с бюджетом в 740 тысяч в год, куда приплюсована традиционная составляющая бюджетной сферы «выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Мурманской области».

Однако в ней есть два привлекательных момента, которыми могут воспользоваться муниципалитеты, - предоставление субсидий из областного бюджета на поддержку инвестиционной деятельности и возможность внесения инициатив любым жителем, общественной организацией, ОМСУ, депутатом. И они могут быть поддержаны программно-целевым советом, если приемлемое соотношение цена - качество будет доказано.

Говоря о финансах, хочется отметить, что в той же Германии существенный доход в муниципалитеты приходит благодаря малому и среднему бизнесу, в котором участвует свыше 80 процентов населения. У нас же стала прослеживаться тенденция ухода предпринимателей с рынка или работа «в подполье». Причин тому много, начиная с северных нагрузок на предпринимателя и заканчивая неразумным размещением крупных сетевых компаний в самом центре небольших муниципалитетов. Возможно, вновь нужно вернуться к разговору о налоговых льготах для предпринимателей в нашей арктической зоне.

Убежден, что масса вопросов и идей есть и у муниципалитетов. Срочно нужен эффективно действующий орган исполнительной власти, где специалисты не «по совместительству», а ежедневно, не отвлекаясь на другие проблемы, будут решать вопросы местного самоуправления. Так, как это было прежде в лице департамента законодательной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области. В противном случае каждый муниципалитет будет представлять собой «отряд самообороны».

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.04.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня