20.04.2013 / Политика и власть

Крупнее - значит, сильнее

Фото: Сергей Ещенко

Разговор об укрупнении муниципальных образований начался не вчера. Тема эта на устах многих политиков уже не первый год. Собственно, даже восемь лет назад, когда область получила современное муниципальное деление, мнения на этот счет были разные. О проблеме укрупнения - наш разговор с Александром ЯМЩИКОВЫМ, начальником управления внутренней политики аппарата правительства области.

- Александр Александрович, наверное, надо начать с задач, которые призвано решать местное самоуправление.

- Закон говорит, что местное самоуправление - это непосредственное осуществление населением власти, направленное на решение вопросов местного значения. Это, например, вопросы тепло- и газоснабжения, обеспечение услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, отдыха, бытового обслуживания. Основы организации местного самоуправления определены в 131-м федеральном законе.

Муниципалитеты разного статуса наделены тем или иным кругом полномочий. Свои полномочия у поселений, свои - у районов, свои - у городских округов. И полномочий этих немало. К примеру, закон определяет для поселенческого уровня 39 вопросов местного значения.

- Очевидно, что за всем этим должно стоять определенное финансирование. Но мы прекрасно знаем, что в наших экономических условиях на поселенческом уровне это финансирование практически никогда не бывает самостоятельным.

- Конечно, должны быть какие-то финансовые основы. Они складываются не только из собственных доходов муниципалитета. Есть трансферты из областного или федерального бюджета. Но следует говорить о своих доходах, на которые муниципалитет должен опираться.

Местный бюджет наполняется исходя из налоговой и имущественной базы муниципалитета, а база многих муниципалитетов в нашей области недостаточна, постоянно не хватает квалифицированных кадров. Взять небольшие поселения, например, Зареченск, Ура-Губу, Алакуртти, Корзуново, Пушной, Кильдинстрой. Везде есть общие проблемы, которые упираются в одно и то же - отсутствие профессиональных кадров.

- Получается, часть муниципалитетов не справляется с кругом задач, которые возлагает на них 131-й закон. Значит ли это, что модель, принятую в нашем регионе 8 лет назад, надо переосмысливать?

- Сложилась ситуация, когда, исходя из существующих условий, невозможно ни оказать услуги надлежащего качества, ни создать нормальную жизнь для населения. Многое делается, но этого недостаточно. Значит, нужны какие-то другие меры, чтобы сделать жизнь людей комфортнее - это в конечном итоге задача любой власти.

Одним из способов решения муниципальных проблем может быть объединение муниципальных образований. В Мурманской области распоряжением правительства от 24 января 2013 года образована межведомственная комиссия по укрупнению муниципальных образований. В нее вошли представители исполнительных органов государственной власти региона, областной думы. Руководит комиссией заместитель губернатора Игорь Сабуров.

На заседании комиссии 25 февраля принят план работы, предусматривающий, в частности, создание рабочих групп с участием руководителей органов местного самоуправления, депутатов Мурманской областной думы, представителей исполнительных органов государственной власти региона для изучения вопросов, связанных с объединением. Прошло уже 4 заседания рабочих групп, информация об итогах размещена на официальном портале правительства области.

Но мнение рабочих групп не является определяющим, они могут лишь выработать те или иные рекомендации, предложения. Окончательное решение об укрупнении или отказе от него будет приниматься органами местного самоуправления и населением, проживающим в этих муниципалитетах.

- Каков механизм учета мнения людей?

- В 131-м законе есть такая норма, как опрос граждан, проводимый органами местного самоуправления. Это не слишком затратное мероприятие. Рабочие группы в Терском и Ловозерском районах пришли к мнению провести опросы.

10 апреля на заседании рабочей группы Печенгского района было выдвинуто предложение об объединении Корзунова с Печенгой или Заполярным. Надо сказать, что в поселениях Корзуново и Печенга основным «поселкообразующим» фактором является Министерство обороны РФ, исходя из этого такое объединение было бы логичным.

Но произойдет это не завтра. Предварительно нужно тщательно просчитать, какой эффект принесет объединение. Этим и призвана заниматься межведомственная комиссия. Ее задача - дать поручения органам исполнительной власти подсчитать экономическую, имущественную основу, реальную выгоду и пользу для жителей. Если удастся найти положительный эффект и будет желание людей объединяться, областная власть поддержит такое объединение.

- Можно ли говорить о конкретных сроках?

- Губернатор Марина Ковтун на рабочих встречах в муниципалитетах неоднократно подчеркивала, что какого-либо нажима, давления со стороны областной власти в решении данных вопросов нет. Поэтому и сроки никто не устанавливает. Следует исходить исключительно из интересов населения.

В качестве прогноза можно предположить, что одними из первых могут объединиться поселения Корзуново и Печенга, во всяком случае, желание обоих муниципалитетов имеется. Тем более что уже сейчас многие полномочия из перечня вопросов местного значения администрация поселения Корзуново передала в район. Спрашивается, зачем содержать там администрацию из 8 человек?

- Предположим, все получилось, и объединение произошло. Что от этого получат жители Корзунова?

- Бюджет Корзунова в 2012 году - примерно 33 миллиона рублей, из них собственных доходов меньше 2 миллионов. При объединении вместо двух бюджетов будет один, более весомый. Кроме того, увеличивается кадровый потенциал. Снижаются расходы, значит, высвобождающиеся средства можно направить на решение других неотложных нужд.

- От противников идеи объединения приходилось слышать, что жители при этом лишатся своих депутатов, за которых голосовали, которым доверяли, с которых могли спросить. Как быть с этой проблемой?

- Понятно, что при объединении вместо двух советов будет один. Если сейчас один депутат представляет сравнительно небольшое число избирателей, то затем он будет представителем от более широкой группы граждан. Для обеспечения справедливого представительства объединенный совет может принять решение об увеличении своей численности с внесением соответствующих изменений в устав муниципалитета.

Сейчас в корзуновском и в печенгском советах по 10 депутатов. Почему не установить для нового совета численность в 15 или 20 депутатов? Закон этому не препятствует. При этом на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа.

А ведь быть депутатом означает не только значок на лацкане носить. Надо еще сравнить, какую реальную помощь может оказать своим избирателям депутат. Возможности его с переходом на более богатый кадрами и финансами уровень только возрастут. Условно говоря, принимать бюджет в 2 миллиона и бюджет в 10 миллионов - это разные вещи.

В заключение могу сказать, что мы вовсе не «впереди паровоза» в вопросе объединения. Эти процессы идут во многих регионах страны. Так, на Северо-Западе опыт объединения есть в Ленинградской и Вологодской областях. Если раньше на Вологодчине было 372 муниципалитета, то сейчас - 302. На Сахалине в прошлом году объединились даже два городских округа. Поэтому мы говорим - все зависит от воли людей.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.04.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня