13.12.2013 / Политика и власть

Право выбора: от полиса до врача

Фото: Сергей Ещенко

Помнится, весной 2011 года, когда начался процесс обмена старых полисов ОМС на новые, единого для всей страны образца, люди чуть ли не штурмом брали офисы страховых медицинских организаций. Со временем многие поуспокоились и решили не торопить события, отложив этот визит на «завтра». Взглянув на собственный полис, срок действия которого истекает уже в декабре, и на очереди, которые вновь выстроились в офисах страховых компаний, подумала: не опрометчиво ли затягивать с обменом? На этот и другие актуальные вопросы ответила директор Мурманского филиала «СОГАЗ-Мед» Ирина ЧЕРНЯКОВА.

- Ирина Викторовна, внесите ясность: имеет ли на сегодня законную силу полис старого образца и вправе ли медучреждения отказывать в оказании бесплатной помощи при его предъявлении?

- Полисы, выданные до 1 мая 2011 года, независимо от срока действия, указанного в них, остаются действующими до их замены на полисы ОМС единого образца или универсальную электронную карту (УЭК). Никакого ограничения по времени для старых полисов не установлено, и медицинские учреждения не вправе отказать человеку в помощи и после 2013 года. Ведь полис - будь он старого образца или нового - это гарантия получения бесплатной медпомощи согласно программе обязательного медицинского страхования по всей России, независимо от того, в каком регионе он выдан. В рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной), а также пациентов обеспечивают необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.

Прежде всего за полисом нужно обратиться тем, кто получает его впервые, в том числе родителям новорожденных, кроме того - гражданам, у которых изменились персональные данные, в случае утери или ветхости этого документа. Обратиться можно в любую страховую медицинскую организацию, которую человек выберет. Хочу напомнить, что в соответствии с законодательством оформление полиса нового образца производится в два этапа. Сначала выдается временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатную медицинскую помощь. Оно действует до момента получения полиса, но не более 30 рабочих дней. Затем выдается постоянный полис без ограничения срока действия, то есть пожизненно. Он подлежит замене, если у человека изменились персональные данные.

- Какие документы нужны для получения полиса?

- Для взрослых - паспорт и СНИЛС (при наличии). Для детей - свидетельство о рождении, СНИЛС (при наличии), паспорт родителя, который пришел оформлять на него полис. Если человек по каким-либо причинам не может сам прийти за полисом, это может сделать его представитель на основании доверенности, которую нотариально заверять не нужно.

- Как быть тем, кто имеет постоянную регистрацию в одном регионе, а фактически проживает в другом?

- Человек может выбрать страховую медицинскую организацию (СМО) и получить полис там, где он фактически проживает, вне зависимости от регистрации по месту жительства.

- Сейчас наряду с бумажными полисами выдают и пластиковые. Чем они отличаются, помимо внешнего вида? Всем ли желающим выдается «пластик» и не возникает ли проблем при его предъявлении в лечебных учреждениях?

- На лицевой стороне бумажного полиса размещаются следующие сведения: номер полиса, фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения застрахованного лица, срок действия полиса (для временно проживающих иностранных граждан) и штрихкод, содержащий всю эту информацию. На оборотной стороне - наименование, адрес и телефон страховой медицинской организации, дата регистрации застрахованного лица в СМО.

Полис в виде пластиковой карты отличается от бумажного наличием фотографии и электронного чип-модуля с персональными данными застрахованного лица и сведениями о страховой медицинской организации. Такой документ, конечно же, практичней, он более износостойкий и компактный. Однако пластиковые полисы изготавливают не во всех субъектах Федерации, и в некоторых регионах могут возникнуть трудности при обращении за медицинской помощью. Могу сказать, что в Мурманской области нет таких проблем. Во избежание их мы наклеиваем на пластиковый полис стикер с названием нашей страховой компании и телефоном бесплатной круглосуточной службы.

- Сегодня очень много страховых компаний, обычному человеку довольно непросто разобраться, чем они отличаются друг от друга ,- ведь полис ОМС можно получить в любой из них. По каким критериям делать выбор?

- При выборе компании стоит обратить внимание на продолжительность ее работы на рынке, наличие квалифицированных специалистов в области медицины и юриспруденции, сети представительств, круглосуточного канала связи, финансовую стабильность. Следует учесть и ее оценку в рейтинге, который составляется в соответствии с требованием федерального законодательства. Результаты рейтинга размещены в Интернете, в том числе на сайтах фондов ОМС и страховых организаций. К примеру, высшая оценка А++, что означает «Исключительно высокий уровень надежности и качества услуг». На сегодня ее имеют три компании, в том числе «СОГАЗ-Мед».

- Человеку прежде всего важно получить качественную медицинскую помощь. Может ли он воспользоваться правом выбора лечебного учреждения и конкретного врача, которое предоставляет новый закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»? Допустим, перейти из поликлиники, к которой прикреплен по месту жительства, в другую?

- Да. Более того, уже имеется приказ Минздрава РФ о порядке реализации права на выбор. Человек обращается в выбранную медицинскую организацию, работающую в системе ОМС, с заявлением. В нем указывает, где он обслуживается на данный момент, паспортные данные, название страховой компании, номер полиса. Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт и полис. Сменить учреждение по выбору можно не чаще, чем один раз в год.

- Обычно при прибытии бригады скорой помощи больного просят предъявить полис. Но бывает, что вызов делают соседи либо посторонние люди, оказавшиеся рядом. Может ли скорая отказать в медицинской помощи, если у пациента нет полиса?

- Скорая помощь оказывается пациенту бесплатно, и отсутствие полиса не является поводом для отказа в ней. Но нужно понимать, что работа врачей должна быть оплачена страховой компанией. Поэтому желательно все-таки предъявить полис. Это упростит оплату страховой компанией оказанной вам помощи.

- Пациенты нередко критикуют работу медучреждений. А часто ли к вам обращаются застрахованные с конкретными претензиями?

- За 9 месяцев этого года нашими специалистами рассмотрено 138 обращений, часть из них завершилась материальным возмещением гражданам. Люди жалуются, в частности, на грубое отношение персонала, ненадлежащее качество помощи, отказ в оказании помощи в объеме, предусмотренном программой ОМС. Сейчас участились обращения в связи с незаконным взиманием денег за ту или иную услугу. Нужно иметь в виду, что застрахованные всегда могут обратиться с устным или письменным заявлением, позвонить по телефону горячей линии нашей страховой компании 8-800-100-07-02 и проконсультироваться, законно ли с них требуют деньги. Если нет, то пациент получит услугу бесплатно, а все вопросы с учреждением будет решать страховая компания.

Фото: Сергей Ещенко
Беседовала Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.12.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,239673,724778,148871,3709
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня