16.10.2014 / Политика и власть

Мораль депутата - Конституция

Имя Олега Минина давно заслужило авторитет среди мурманчан. Не только успешный врач, но и умелый организатор, а говоря по-современному - менеджер медицинской отрасли, он, в отличие от большинства депутатов, не оставил место основной работы и совмещает руководство Мурманским клиническим комплексом имени Пирогова с обязанностями депутата областной думы и руководителя комитета по охране здоровья. Несмотря на то, что в региональном парламенте он работает первый созыв, назвать Олега Минина новичком никак нельзя. Ранее он дважды избирался в совет депутатов Мурманска - третьего и четвертого созывов. Поэтому и первый вопрос - о сравнении работы депутата в масштабах муниципалитета и региона.

- Как вы считаете, Олег Геннадьевич, есть разница?

- Конечно. Прежде всего - в уровне полномочий. Муниципальная власть даже конституционно закреплена как отдельный вид власти с возможностью принятия решений и непосредственно влиять на жизнь людей, от которых вы избраны. Муниципальные правовые акты мгновенно дают отдачу. Перемены, которые они вносят, сразу видны в жизни. Это работа «на земле», возможность видеть плоды своего труда. Областная же власть - прежде всего законотворчество. Результаты видны позднее. Вы принимаете законы, которые в дальнейшем будут влиять на жизнь и судьбы ваших избирателей. Не могу сказать, какой из них более ценен, но эти уровни требуют разного подхода в мышлении. Муниципальный требует знания мелочей, деталей жизни конкретных людей. Областной - знания юридических аспектов, правовых особенностей регионов, системы законов. И не только системы своей страны, но и других стран.

- Что вам больше по душе, где получаете больше удовлетворения?

- Мне всегда нравится то дело, которым я занимаюсь сейчас, но и одна, и другая власть требуют соблюдения важнейшего условия - развития. Внутреннего, человеческого, интеллектуального. Должен быть прогресс, человек должен развиваться. Два закона двигают мир - прогресс и регресс. Если мы не развиваемся, значит, регрессируем. Мне понятнее движение вперед.

- Исходя из этого, следует ли предположить, что вы планируете когда-нибудь избираться в Государственную думу?

- Ну, если упрощать, то любой прогресс предполагает в том числе и движение вверх по политической лестнице. Но ведь это не единственный вариант развития ситуации, правда? Можно совершенствовать развитие региональной законодательной базы - и совершенствоваться самому. Законы будут приниматься всегда. И чем глубже вы сможете постигнуть технологию их создания, методику работы, да даже юридические тонкости русского языка и русской грамматики, тем более профессиональным человеком становитесь. Это тоже форма развития, движения.

- Несомненно, в законодательных органах должны работать люди с богатым жизненным опытом. Как, по-вашему, какие выборы - по мажоритарным округам или по партийным спискам - обеспечат прохождение в депутаты более опытных людей, более качественного кадрового состава?

- На уровне города и области я считаю предпочтительной мажоритарную систему. Избиратели должны видеть своего депутата, и он не должен бояться посмотреть им в лицо. Это уровень власти «глаза в глаза». И такой же уровень ответственности. Чтобы депутат не боялся быть побитым вечером на улице за те законы, которые он принимает.

- Так-то оно так, но ведь современные политтехнологии позволяют провести через мажоритарные выборы, мягко говоря, не самых компетентных людей, обладающих всего лишь толстым кошельком.

- В данном конкретном случае - муниципальные и областные выборы - считаю, что вероятность гораздо меньше, чем при любом партийном списочном составе. Как после выборов меняются списки партий - до сих пор мало кому понятно. Алгоритм неясен. В списке вы видите одни фамилии, а на депутатские места приходят другие люди. А при «мажоритарке» есть конкретный человек, вы за него проголосовали и можете с него спросить.

- Расскажите подробнее о законодательной работе в областной думе.

- Скажу банальную вещь. Главное, что должно быть в основе законодательной работы, - мораль. Система моральных ценностей и приоритетов. Мораль политика определяет Конституция РФ, в которой прописаны права личности. И нарушение их недопустимо. Всё. Это основа.

- Как вам удается совмещать депутатскую деятельность с профессиональной - руководством таким обширным и сложным хозяйством, как клинический комплекс имени Пирогова?

- Именно потому, что комплекс огромный, мне совмещение дается проще, чем многим другим. Пироговка - государственное учреждение. Она живет в сложной системе правил, норм, требований, в системе общегосударственных законов и специфических медицинских. В медицине я с 1977 года, и за 37 лет прошел все ступеньки - от санитара до главного врача, каждая из них мне понятна на своем уровне. Мне легче представить, как изменение закона повлияет на разные части всей системы. Понятны и механизмы бюджетирования. Пироговка работает в системе федерального бюджета и дополнительно к этому получает финансирование из разных других источников. Так же, как и областной бюджет. То есть принципы бюджетирования и законы одни. Ну и, конечно, работа в бюджетном комитете горсовета Мурманска помогла.

- Что за это время стало для вас наиболее ярким в думской работе?

- Принятие программы государственных гарантий оказания медицинской помощи в ранге закона. Когда это была просто программа, мы никак не влияли на ее исполнение - на то, сколько выделяется денег, сколько пролечено больных, какого качества эта помощь. У думы не было контрольных функций. Мы имели право только поручить контрольно-счетной палате проверить цифры на бумаге, и все. Сейчас, когда программа стала законом, мы, депутаты, можем распределять средства на медицинскую помощь, учитывая интересы и потребности избирателей, можем контролировать исполнение программы и ее эффективность. И если кто-то захочет изменить закон - например, забрать деньги из медицины на другие нужды, - это должна будет одобрить дума. А дума, заботясь о здоровье избирателей, не одобрит. Вдобавок исполнение этого закона отныне жестко контролирует прокуратура. И теперь даже скептикам понятно, почему мы так стремились поднять программу до уровня закона.

Я абсолютно уверен, что медицина - это одна из немногих областей, во внутреннее существование которой не следует вмешивать политику, нужды сегодняшнего дня. Врач должен иметь возможность профессионально исполнять свой долг. Если хотите - жить спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне. Для равновесия медицинской системы нужно заботиться о пациентах. И в равной мере - о качестве профессиональной жизни врача.

Когда мне говорят, что такого не бывает, я привожу один пример. Президент Чили Сальвадор Альенде, врач по специальности, погиб на третий день забастовки скорой помощи. Нет ничего страшнее, чем когда к пациенту не приходит медицинская помощь. Все остальное можно перетерпеть. Спокойствие наших врачей - это спокойствие наших пациентов, это спокойствие нашего государства.

- Программа госгарантий - то, что уже осуществилось. А если говорить о перспективе на остаток думских полномочий этого созыва - что помечено в ваших планах красными чернилами?

- Могу сделать программное заявление. Я считаю, что на данный момент у нас нет плана реформирования здравоохранения Мурманской области. Четкого, конкретного, понятного. С ясно поставленной целью и просчитываемым результатом. Чтобы медицинский персонал знал, какие рабочие места будут, каковы будут объемы. Чтобы жители знали, чего им ожидать от организации медицинской помощи, на что они могут рассчитывать. Все это должно быть абсолютно прозрачно.

Такой план нужно разработать и оформить законодательно. Его подготовка - это большая научная работа. Комитет по охране здоровья думы и правительство региона готовы инициировать этот процесс. А дальше - работа минздрава области. И мы готовы во всем ему помочь. Без такой программы восстановление системы здравоохранения Мурманской области, которой, если вы помните, гордились многие поколения северян, - невозможно.

Да, сейчас на жизнь очень влияют изменения федеральных законов, и предвидеть их порой невозможно. Но если мы оформим в виде закона собственную медицинскую программу, то сможем защитить северян. Жизнь на Крайнем Севере по определению не предполагает наличия отличного здоровья. Значит, нужно обеспечить максимальное качество медицинской помощи.

Я однажды для себя сформулировал так: мы, депутаты, призваны всего лишь для того, чтобы приспособить особенности нашего края под федеральные законы. Чтобы совместить их и адаптировать к реалиям жизни.

- Логично спросить о работе думы в целом. Вы региональный депутат уже более двух с половиной лет. Как оцениваете эффективность работы областной думы? Глядя на вас в думе, можно подумать, что проявления празднословия вызывают у вас нечто вроде аллергии.

- Я прагматик и ненавижу, когда «воздух сотрясается» просто так. Любое политическое заявление должно привести к конкретным действиям и результату. Нынешний состав думы, с моей точки зрения, очень работоспособный. Есть депутаты-старожилы: Павел Сажинов, Надежда Максимова, Александр Крупадеров, Олег Алексеев. Они имеют громадный опыт законотворческой работы, знают процедуры, технологию, методику законотворчества. Это чрезвычайно важно. Есть группа возмутителей спокойствия, что тоже отлично - не дадут закостенеть. Есть работа фракций, комитетов. И в результате мы получаем самое главное: выслушав разные мнения и аргументы, взвесив разные риски, дума выносит общее консолидированное решение - «да» или «нет». Решение общее, взвешенное. И даже отказ в этом случае - это алгоритм устранения недочетов, решения проблемы.

Знаете, у нас ни разу не было амбициозного блокирования вопросов. Не было этой эскапады: «А Баба-яга против!»

- Напоследок хочется спросить о депутатских приемах граждан.

- Эти встречи превращаются в полумедицинские приемы. Ко мне часто идут как к врачу. Я никогда не снимал белого халата, делать этого не собираюсь и к медицинским вопросам отношусь спокойно. Вторая часть забот, с которыми приходят люди, - коммуналка: крыши, трубы, жилье, ямы на дорогах, семейные проблемы и так далее. С одной стороны, это подтверждает, что еще не сформировано четкое понимание разницы между уровнями власти, той самой - муниципальной и законодательной. Избиратели приходят, чтобы депутат решил их сегодняшнюю проблему, а какую власть он представляет - неважно. Но, с другой стороны, такие вопросы помогают сфокусировать болевые точки района, города. Понять, где есть проблема, подумать, что необходимо сделать. Я стараюсь помогать в каждом конкретном случае. Но обязанность депутата - принять правовой акт, который заставит работать систему.

- У многих депутатов я уже спрашивал, нужна ли такая форма работы, как приемы граждан, не устарела ли она?

- С удовольствием веду приемы. Нужно общение, нужна форма обратной связи. Другой подобной формы я не знаю.

Беседовал Игорь КАТЕРИНИЧЕВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.10.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня